Итоги 2010 года. Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий

2011-01-09 00:03
Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

     Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

     На  основании контент-анализа публикаций 5192 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».  

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (график 1).

     График 1

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  в информационном политическом пространстве в 2010 году

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     На  протяжении 2010 года количество сообщений о деятельности «Единой России» существенно превосходило объёмы информации, посвящённые активности иных парламентских партий. Разброс индексных показателей данной политической силы варьировал от январского минимального 45,7% до декабрьского максимального 58,6%. При этом среднегодовой уровень информационной активности партии власти составил 52,9% (таблица 1).

     Не случайно существенный рост числа упоминаний «Единой России» в средствах массовой информации наблюдался с июня 2010 года. Данная тенденция явилась следствием роста протестных настроений в российском обществе, вызванного не только провалами в проводимом «Единой Россией» политическом курсе, но и выборными успехами её главного политического противника – КПРФ. Именно за счёт нажима на медиа-рычаги правящая элита стремилась не допустить резкого падения авторитета в обществе, создавая, порой искусственно, многочисленные информационные поводы, призванные представить её в наилучшем свете.

     Информационные  индексы КПРФ в 2010 году были заперты в пределе от 20,5% (сентябрь) до 26,8% (апрель). По итогам года же составили 23,3%. Стоит подчеркнуть, что на протяжении всего 2010 года показатели КПРФ колебались по отношению к партии власти в противофазе, что полностью соответствует специфике российского политического процесса, базирующегося на противостоянии данных политических сил.

     Что же до ЛДПР и «Справедливой России», то они не оказывают заметного влияния на расстановку сил в политической системе России, существуя лишь для создания видимости многопартийности и демократичности политического процесса. Об этом свидетельствует и их представленность в медиа-потоке: информационные индексы данных политических сил демонстрируют лёгкий рост только в период избирательной кампании (максимум ЛДПР – 15,1% в марте, «СР» — 14,3% в феврале), годовые же фиксируются на уровне в 12% у ЛДПР и 11,8% у «Справедливой России».

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (2010 год)

Партия 2010 год 2009 год
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 67738 52,9 95881 45,9
Партия  КПРФ 29925 23,3 54776 26,2
Партия  ЛДПР 15449 12 29920 14,3
Партия  «Справедливая Россия» 15161 11,8 28267 13,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Обозначенные  выше закономерности переформатирования информационного пространства подтверждаются и сравнительным анализом информационной активности рассматриваемых политических партий в 2009 и 2010 годах.

     Налицо  рост давления «Единой России» на информационные ресурсы (45,9% медиа-потока в 2009 году против 52,9% — в 2010 году) за счёт снижения доли представленности в СМИ КПРФ (с прошлогодних 26,2% до 23,3% по итогам 2010 года). Прослеживается и окончательное оттеснение на задний план ЛДПР (12% — в 2010 году вместо 14,3% — годом ранее) и «Справедливой России» (падение показателей с прошлогодних 13,5% до 11,8%). 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских партий (график 2).

     График  2

Динамика  изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве в 2010 году

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Динамика  фракционных индексов рассматриваемых  политических партий также подчёркивает доминирующую роль «Единой России» в политической системе российского общества. При этом пик активности депутатов-единороссов наблюдался в начале 2010 года (49,2% в феврале), за исключением краткосрочного «выброса» в показателях в августе. Годовая доля фракции «Единой России» в медиа-потоке составила 44,5%, что на 8,8% больше уровня прошлого года (таблица 2).

     Годовое значение фракционного индекса КПРФ составило 26,1%, что близко к показателю 2009 года (26,7%). Важно отметить, что позиции депутатов-коммунистов довольно сильны как в начале года (январь – 28,5%), так и в конце (декабрь – 30,1%), небольшое ослабление же наблюдается лишь в летний период (июль – 23,8%), что является вполне логичным следствием поры думских каникул.

     Фракция «Справедливой России» традиционно опережает ЛДПР по количеству упоминаний в СМИ. Максимальную активность депутаты-эсеры проявили в апреле (18,5%), минимум был достигнут в августе (9,2%). По итогам года же фракционный показатель данной политической партии составил 16%, что на 3,4% меньше, чем в 2009 году.

     В большей степени просел годовой индекс ЛДПР(13,4% против 18% годом ранее), что свидетельствует о постепенном выбывании либерал-демократов из парламентских дискуссий.

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (2010 год)

Партия 2010 год 2009 год
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая Россия" (фракция) 13257 44,5 19142 35,7
КПРФ (фракция) 7778 26,1 14305 26,7
ЛДПР (фракция) 4003 13,4 9692 18
"Справедливая  Россия" (фракция) 4755 16 10415 19,4

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы средств массовой информации по освещению деятельности данных политических акторов.

График  3

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций в 2010 году

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     В 2010 году в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе лишь у «Единой России» фиксируется значительное преобладание последней (52,9% над 44,5%).

     Противоположным образом складывается ситуация в  отношении остальных исследуемых  политических сил: фракция «Справедливой России» ярче, нежели партия в целом,  освещена в СМИ на 4,2% рейтинга, КПРФ – на 2,8%, ЛДПР – на 1,4%.

     Данная  тенденция свидетельствуют о существовании установки информационного сообщества на сведение оппозиционных партий к депутатскому корпусу в Государственной Думе и на исключение показа сюжетов об их внутрипартийной жизни. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (2010 год)

Партия 2010 год 2009 год
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 80995 51,2 115023 43,8
Партия  и фракция КПРФ 37703 23,9 69081 26,3
Партия  и фракция ЛДПР 19076 12,1 39612 15
Партия  и фракция «Справедливая Россия» 20292 12,8 38682 14,7

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели 2010 года отражают существенный рост индексов «Единой России» (с прошлогодних 43,8% до 51,2%) и ослабление позиций иных парламентских партий: КПРФ (-2,4%), ЛДПР (-2,9%) и «Справедливой России» (-1,9%): см. график 4.

График  4 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в 2009 – 2010 годах

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы 

  • Проведённый анализ свидетельствует о стабильном доминировании «Единой России» в информационном пространстве. Так, 2010 год ознаменовался существенным ростом как партийных (с прошлогодних 42,9 до 52,9%), так и фракционных (с 35,7 до 44,5%) показателей данной политической силы, что суммарно обеспечило ей получение 51,2% медиа-потока, что на 7,4% больше уровня прошлого года.
  • Данный результат был достигнут за счёт ослабления позиций иных парламентских партий.
  • Партийные индексы КПРФ снизились с 26,2 до 23,3%, а фракционные – с 26,7 до 26,1%, суммарно же – с 26,3% до 23,9%.
  • ЛДПР потеряла по сравнению с 2009 годом 2,3% как партия, 4,6% как фракция в Госдуме и 2,9% в совокупности.
  • Пошатнулось и положение «Справедливой России»: партийные 11,8% против прошлогодних 13,5%, фракционные 16% вместо 19,4% за 2009 год, что в результате дало 12,8%, а это 1,9% меньше уровня предыдущего года.
  • В целом же, можно констатировать, что основная борьба в российской политической системе по-прежнему разворачивается между главными соперниками за властные рычаги – «Единой Россией» и КПРФ, как представителями различных электоральных кругов, различных программ развития страны, различных политических элит.

 
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Итоги 2010 года. Характер освещения деятельности КПРФ на федеральных телеканалах

Пн Янв 10 , 2011
2011-01-09 00:04 Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ     Сектор  политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ ведёт четыре проекта мониторинга федерального телеэфира. Два из них: «Образ КПРФ, формируемый федеральными телеканалами» и «Мониторинг манипуляции сознанием в политическом эфире российского телевидения» — посвящены анализу […]

Рубрики