Высокая цена бесплатной школы

Высокая цена бесплатной школы

2011-04-05 11:26
"Независимая газета"
www.ng.ru

В России стремительно сокращается число школ и детских садов. Только за последние четыре года, по данным Росстата, в стране было закрыто около 12 тыс. школ. Одновременно эксперты отмечают другую устойчивую тенденцию – растущие затраты родителей на обучение и воспитание детей. Почти половина российских семей платят за школьные уроки, репититорство, секции, кружки и подарки педагогам.

 

Почти половина российских

семей регулярно платит за

обучение школьников.

Фото РИА Новости

За последние годы социологи зафиксировали тот факт, что, несмотря на социальные лозунги, российское государство неуклонно сокращает число бюджетных учреждений в сфере образования, перекладывая все больше расходов на плечи родителей. Значительные изменения в структуре расходов родителей на образование и воспитание своих детей ученые считают неоспоримым фактом.

«В результате социально-экономических преобразований выкристаллизовались принципы современной социальной политики, среди которых – привлечение индивидов и домохозяйств в качестве соплательщиков социальных услуг», – формулирует свой вывод социолог Новосибирского госуниверситета Татьяна Черкашина.

Важным элементом государственной политики является так называемая оптимизация численности детских садов и школ. В частности, с 1995 по 2009 год число детских дошкольных учреждений в стране сократилось с 68,6 тыс. до 45,3 тыс., а дневных общеобразовательных учреждений – с 68,9 тыс. до 52,4 тыс. Среди школ под сокращение попали в первую очередь малокомплектные сельские школы. За последнее десятилетие число государственных и муниципальных школ в городах сократилось на 19%, а в сельской местности – на 24%. При этом если в 1995 году на 100 мест в дошкольных учреждениях приходилось 83 воспитанника, то в 2007 году – уже 105. Другими словами, в дошкольных учреждениях был создан дефицит мест.

Вакуум, образующийся в системе бесплатного образования, заполняется теми учебными учреждениями, которые предоставляют платные услуги. В 1994–1998 годах лишь около 35% домохозяйств с детьми до 14 лет тратили деньги на оплату занятий детей в дошкольных учреждениях, школах, секциях, кружках, на оплату частных уроков, репетиторов, в том числе и на подарки педагогам. В последние годы этот показатель устойчиво превышает 45% и иногда приближается к 50%.

По данным Росстата, в России на начало 2009/10 учебного года было открыто 1417 гимназий (982,7 тыс. обучающихся) и 1045 лицеев (667,3 тыс. обучающихся). Аналогичная картина наблюдается и в системе детского дошкольного воспитания. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения зафиксировал, что в начале 90-х годов прошлого века 18,4% детей посещали ведомственные детсады, а в 2009 году этот показатель снизился до 3,2%. При этом численность посещающих частные дошкольные учреждения выросла за это время с 0,3 до 1,6%.

Родителям приходится раскошеливаться не только в случае определения детей в платные школы и детсады. Бесплатное образование в России все больше и больше превращается в некую философскую категорию, отвлеченную от жизненных реалий. Черкашина отмечает в этой связи тот факт, что в настоящее время число детей – получателей платных услуг возрастает во всех возрастных группах дошкольников. С наступлением школьной поры затраты только увеличиваются. «Переступив школьный порог вместе с детьми, родители начинают чаще платить не за уход, а за образование и его методическое обеспечение. Если в 1994 году из детей, посещавших школу, платные образовательные услуги получали 4,3%, то в 2009 году – 11,1%», – говорит эксперт. Еще одна расходная статья бюджетов семей, где есть дети-школьники, – приобретение учебников и пособий. В 1994 году учебники за родительские деньги покупали 12,5% школьников, а в 2009 году таких было уже 75%. Речь идет вовсе не о символических суммах. Накануне нового учебного года цены на школьные учебники взлетают в 1,5–2 раза. Например, «Букварь» для первоклассника на рынке может стоить около 300 руб.

В результате в общем объеме государственных, муниципальных, коммерческих затрат на общее образование расходы населения начинают занимать все более весомое место. Например, в 2008 году эти затраты, включающие оплату подготовки ребенка к школе, оплату учебы в общеобразовательных учреждениях, дополнительных образовательных услуг и сопутствующие платежи, составили 14,6%, отметила Черкашина.

С таким выводом согласны другие эксперты. В частности, директор сводного департамента Счетной палаты РФ Вадим Дубинкин на состоявшемся в середине марта 2011 года заседании круглого стола по проблемам государственной политики в социальной сфере после принятия закона о реформе бюджетных учреждений (83-ФЗ) констатировал, что внебюджетные доходы федеральных учреждений имеют устойчивую тенденцию к росту. Эти доходы возросли с 129,8 млрд. руб. в 2000 году до 454,4 млрд. руб. в 2009 году, то есть в 3,5 раза.

При этом наибольшие объемы доходов аудиторы Счетной палаты установили в подведомственных учреждениях Рособразования – 143,8 млрд. руб., или 31,6% общего объема доходов. И значительную долю своих доходов школы, формально предоставляющие бесплатное среднее образование каждому ребенку, извлекли из кошельков родителей.

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 89 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!