И.И. Мельников об «уточнении бюджета»: этот бюджет в интересах Общероссийского бюрократического фронта

И.И. Мельников об «уточнении бюджета»: этот бюджет в интересах Общероссийского бюрократического фронта

2011-05-13 16:40
Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ

13 мая на пленарном заседании Государственной Думы обсуждался вопрос «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета на 2011 год). От имени фракции КПРФ выступил первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников.

Мельников Иван 
Иванович КПРФ. Персональная страница

Мельников Иван Иванович

Депутат Государственной Думы, член Комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК Коммунистической партии Российской Федерации, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова


- «Уважаемые коллеги!

Бывает сложно объяснить избирателям, чем мы занимаемся в такие дни. А мы в очередной раз обсуждаем очередные изменения в уже принятый бюджет. Что за причины вынуждают Правительство и партию власти распечатывать главный финансовый документ? Они все на виду.

Причина первая. Нет планирования, нет целенаправленной стратегии, отсутствует умение прогнозировать ситуацию. Приходится суетливо догонять развитие событий.

Причина вторая. Все более сильная зависимость экономики от внешней конъюнктуры, попросту говоря: от цены не нефть. Продолжаем лихорадочно скакать вместе с ней.

Причина третья: год выборов, когда партия власти желает изобразить, что становится все более чуткой и заботливой. Это у неё не получится, потому что предложенные изменения по существу не меняют ничего.

Ответим на элементарный вопрос: можно ли считать политику социально ориентированной, когда доходы по отношению к ВВП растут, а расходы снижаются? Невозможно. Выходит, бюрократия в лице государства зарабатывает больше, а граждане средств получают меньше.

В распоряжении Правительства дополнительно появляется сегодня почти 1,5 триллиона рублей, это на 16,5% больше заложенного в действующем бюджете.

Как же Правительство собирается ими распорядиться? Возможно, хочет помочь образованию? Нет, как было в расходах около 5%, так и остается. Вероятно, решило поддержать здравоохранение? Снова нет, было расходов 4,4%, а теперь даже меньше – 4,2%. На 6,5 млрд. рублей сокращаются расходы даже в острейшем вопросе: жилищно-коммунальной сфере! Тут самое большое сокращение.

Это все не социальная политика, а явный регресс и провоцирование общества на самую жесткую реакцию.

У каждого на этом самом месте возникает логичный вопрос: куда же идут новые доходы от продажи сырья? Деньги снова загоняются в Резервный фонд, в тот самый фонд, который уже десятилетие тормозит эффективное развитие страны. Туда предполагается загнать около 700 млрд. рублей. Нам говорят, что так надежнее. Но так говорят не все.

Счетная палата, например, в своем заключении ясно объясняет, что в результате размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в долларах, евро и фунтах за период с 15 января по 31 марта этого года убытки составили более 2,2 млрд. рублей. Интересно, что никто за это не отвечает. Хотя надо бы. Кроме того, в виде «остатков» на счетах Минфина в Федеральном казначействе омертвляются огромные суммы: там ежемесячно лежат мертвым грузом около 2 триллионов рублей.

Все эти «фонды жадности» мы наблюдаем в тот самый момент, когда остро нуждается в поддержке сельское хозяйство. Очевидно, что сегодня крайне необходимо увеличить ассигнования на компенсацию дорожающих нефтепродуктов. Всем уже ясно, что «ручное регулирование» цен на бензин и солярку просто провалилось. То ли руль был выбран не тот, то ли попал не в те руки. Но теперь навалилось не только удорожание топлива, но даже его неслыханный дефицит. Весь мир смеется над «сырьевой империей» «Единой России» с самым дорогим бензином.

Фракция КПРФ предлагает серьезно увеличить статью помощи сельскому хозяйству, нужны средства на компенсацию стоимости топлива, иначе обрабатывать посевы и убирать урожай придется лично Алексею Леонидовичу Кудрину вместе со всей либеральной свитой.

Также мы требуем увеличить средства на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной Войны. Сейчас их выделяется дополнительно лишь 13,7 млрд. рублей, а этого явно не достаточно. В целом тут получится около 24 млрд., а потребность равняется 80 млрд.! О каком же решении вопроса тогда можно говорить?

Обратим внимание и на одну новацию: выделение средств по поручениям Президента и Председателя Правительства.

Коллеги, такая норма нигде не прописана, её нет и в Бюджетном кодексе. Либо нужно закрепить это, либо признать, что это нарушение. Хорошо, конечно, когда от такого нарушения есть польза. К примеру, выделяется 2,2 млрд. рублей на жилье военнослужащим Северного флота. Этого уже несколько лет добиваются депутаты нашей фракции, и мы рады, что получилось. Но почему Правительство поручает профинансировать расходы операторов сотовой связи по телефонизации автодороги «Чита-Хабаровск»? Получается, что 1,2 млрд. рублей плывут в карман далеко не бедствующих бизнесменов.

А вот до жизненно-важных вопросов у Правительства руки не доходят. На начало апреля из 7-ми нормативных актов, которые не были приняты Правительством, 5 должны были регулировать предоставление субъектам Федерации субсидий, в том числе на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования. О каком своевременном тушении пожаров может идти речь, если даже бумагу вовремя составить не могут?

Помимо уже вечного вопроса, куда идут доходы, точнее, где они отлеживаются и обесцениваются, существует один новый знаковый момент.

После принятия закона о коммерциализации бюджетной сферы власть зачастую уже не считает нужным ломать себе голову над расходами. Она узаконила своё право выделять мало денег, предложив учреждениям жить по рыночным правилам и зарабатывать средства самостоятельно: естественно, в основном на населении.

Ту пресловутую «оптимизацию расходов», о которой годами слагал поэмы Минфин, мы теперь видим на практике в самых коварных вариантах.

К примеру, сокращаются расходы на стационарную медицинскую помощь. Говорят, зачем развивать этот сектор, он не так востребован. Но что такое стационары? Это и больницы, и родильные дома, и восстановительные центры, и диспансеры. Места в них вполне могут стать «услугами», платный сектор расширится так, что выйдет за рамки только «сектора». Это лишь один пример.

Нет снова и ощущения, что Правительство и партия власти хоть немного понимают, что такое «модернизация» экономики.

Коммунисты всегда отмечали, что развитие науки и техники невозможно без мощных вложений со стороны государства, что капиталу не интересны стратегические задачи, им нужна быстрая прибыль.

Вместо того чтобы вкладываться в те отрасли, которые могут стать локомотивами подъема, что мы видим: расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны сокращаются на 5,3 млрд. рублей. А ведь в оборонном комплексе еще сохранились предприятия, которые могут эффективно реализовать научные идеи и разработки. Это наш конёк. Да и сами по себе вопросы обороны острее с каждым днем. Вообще же сокращения на «прикладные исследования» в представленных документах идут красной нитью.

Несколько дней назад опубликованы данные дирекции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки». Во-первых, они показывают, что НИОКР недофинансирован из бюджета по этой программе, во-вторых, что дальше будет только хуже. Расходы на 2011 год упадут с 28 млрд. рублей до 19,7 млрд.

Все эти факты и цифры приводят к двум плачевным выводам.

Вывод первый: рост цен на нефть и газ не приводит к росту промышленного производства, поддержке научно-технической сферы. Идем дорогой товарного порабощения. Общий объем импорта уже достигает почти 8 триллионов рублей, это 74% от доходной части представленного бюджета. Все больше импортируем и оснащение для армии, проваливая собственный оборонный заказ.

Вывод второй: рост цен на нефть и газ не приводит к улучшению материального положения населения и росту качества жизни. Все меры по индексации пенсий, стипендий и заработной платы с одной стороны поедаются инфляцией, с другой стороны, обгладываются ростом цен и тарифов. Что уже говорить о том, как изменилась структура семейных расходов. По оценкам родителей, расходы на обучение детей в школе выросли минимум на 20% и в некоторых случаях достигают даже 70% семейного бюджета. А какая тяжелая ситуация в последнее время с летним отдыхом детей и детскими садами! Только вчера подробно обсуждали эти проблемы на общественных слушаниях.

Эти тяжелые выводы мы имеем на фоне стремительного оттока капитала из страны и сокращения инвестиций.

Фракция КПРФ не поддержит такую политику и такие изменения в бюджет. Каждый потерянный для страны подобным образом год – дает другим странам фору в три-четыре года. Все идут в будущее, мы остаемся в прошлом.

Сегодня можно говорить о том, что партия власти не только не способна строить модернизированную экономику, но не умеет даже обращаться с порочной сырьевой моделью. Точнее, умеет, но не в интересах народа, а в интересах своего «Общероссийского бюрократического фронта».

Благодарю за внимание».

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 62 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!