Проблемные вопросы управления многоквартирными домами в Москве. Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме

Проблемные вопросы управления многоквартирными домами в Москве. Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме

 

2011-06-14 14:52
Пресс-служба МГК КПРФ

9 июня фракция КПРФ в Мосгордуме провела круглый стол по проблемам управления многоквартирными домами в Москве.

Круглый стол открыл руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, который остановился на основных проблемах, возникающих при управлении многоквартирными домами в Москве. Как отметил депутат, эти проблемы появились с момента принятия в 2005 году Жилищного кодекса РФ и началом активного перехода управления многоквартирными домами от государственных к частным управляющим организациям. «Как правило, такой переход осуществляется административными методами и нередко по подложным решениям собраний собственников жилья. При этом администрирование сопряжено с акционированием, искусственным банкротством и ликвидацией государственных обслуживающих компаний ГУП ДЕЗов. К примеру, в районах Левобережный и Молжаниновский  их вообще не осталось. Здесь управляют домами только частные компании. В районе Пресненский ГУП ДЕЗов осталось 37, частных стало 330. В районе Аэропорт государственных - 2, частных - 234. В Свиблово государственных - 26, частных - 135. В районе Соколиная гора государственных - 50, частных - 270. В то же время вынужден констатировать, что частные компании в полной мере не выполняют возложенные на них функции».

Депутат подчеркнул, что при проверках ГУП ДЕЗов Контрольно-счетная палата Москвы выявляет серьезные нарушения. Так, в 2009 году - первой половине 2010 года в ГУП ДЕЗ Ясенево неправомерно израсходованы бюджетные субсидии на сумму 26,5 млн. руб., в ГУП ДЕЗ Лефортово - 8,73 млн. руб., ГУП ДЕЗ Басманного района - 0,22 млн. руб., ГУП ДЕЗ Чертаново Центральное – 2,72 млн. руб., ГУП ДЕЗ Бибирево - 31,6 млн. руб., ГУП ДЕЗ Сокол – 5,3 млн. руб., ГУП ДЕЗ района Фили-Давыдково - 2,5 млн. руб., ГУП ДЕЗ района Щукино - 1,5 млн. руб.

В то же время если деятельность государственных компаний еще можно проверить, то вопросы контроля деятельности частных управляющих компаний по-прежнему остаются открытыми. «Печальная статистика по ГУП ДЕЗ не означает, что ситуация с воровством бюджетных денег в частных компаниях обстоит гораздо лучше. Мы просто не можем контролировать их деятельность, у КСП Москвы недостаточно полномочий по проверке коммерческих организаций», - подчеркнул депутат.

Сегодня ситуация в сфере управления жилищным фондом такова, что в восьми из десяти случаев сметы расходов на обслуживание дома с собственниками жилья не утверждаются. Решения о текущем ремонте и определении перечня необходимых работ, как правило, не согласовываются с домкомами, старшими по домам, правлениями ТСЖ, ЖСК. До сих пор в многоквартирных домах не идентифицированы собственники и принадлежащее им совместное недвижимое имущество, не определена доля каждого в общей собственности на общее имущество, в том числе и в землепользовании.

Как показывают опросы, многие из  москвичей до сих пор не знают, кто их домом управляет: ГУП ДЕЗ, частная управляющая организация или какой-нибудь ОАО ГУП ДЭЗ, сказал депутат.

«Подавляющая часть управляющих организаций, которые зачастую представляют собой общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, мимикрирует под государственные, присваивая себе аббревиатуру ДЕЗ и их наименования. Москвичи просто не могут понять отличие, к примеру, ГУП ДЕЗ Аэропорт от ООО «ДЕЗ Аэропорт». В то же время попытки жителей вернуться к ГУП ДЭЗам или выбрать другую организацию, которая им ближе, наталкиваются на препятствия, которые очень напоминают сговор. В целом в жилищной сфере Москвы сложилась система «коллективной безответственности», - сделал вывод Андрей Клычков.

Тему продолжил первый секретарь МГК КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ Валерий Рашкин. Коммунист напомнил о событиях вокруг принятия Жилищного кодекса РФ и позиции КПРФ: «Мы были категорически против Жилищного кодекса и всех инициатив Правительства России и партии «Единая Россия». Мы предугадывали и предупреждали президента, партию власти, что их политика приведет к  целому пласту негативных явлений. К сожалению, наши предсказания сбылись. Но сегодня мы видим от фракции «Единая Россия» одни улыбки, и заявления о том, что реформу надо продолжать».

 Депутат отметил, что ЖКХ занимает существенное место в экономике страны: в отрасли работает более 2,5 млн. человек и около 34 тысяч предприятий, которые обеспечивают население теплом, водой, газом, электроэнергией и другими услугами.

Как структурный элемент экономики ЖКХ формирует 4 процента ВВП, а доля основных фондов составляет более 26 процентов от общего объема основных фондов экономики. Сегодня стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн. рублей, а годовой оборот отрасли составляет более 100 млрд. долларов или 3 трлн. рублей. «Мы видим, что коммуналка не очень похожа на бедную родственницу, которая перебивается с хлеба на воду и вот-вот помрет, если население не откроет свои кошельки  пошире, - заявил Валерий Рашкин. – Именно поэтому к данной отрасли так велико внимание бизнеса, в чьих карманах оседают огромные суммы». Депутат также подчеркнул, что сфера ЖКХ занимает второе место по уровню коррупции, откатов и хищений средств после дорожного строительства.

Депутат также привел тревожные данные о темпах роста цен и катастрофическом снижении уровня жизни россиян. «За десятилетие квартплата в столице выросла в 9,8 раза, тарифы на газ – в 7,2 раза, на отопление – в 7,9 раза, на горячую воду – в 65,8 раза. При этом общая инфляция за этот же период выросла в 2,5 раза, а зарплаты – всего в 1,7 раза».

Валерий Рашкин поднял проблему износа основных фондов ЖКХ, который составляет в среднем более 60 процентов, и значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии. Так, износ котельных составляет 54,5 процента, коммунальных сетей водопровода - 65,5 процентов, канализации - 62,5 процента, тепловых сетей - 62,8 процентов, а электрических сетей - 58,1 процента. Порядка 60 процентов оборудования ЖКХ было создано более 20 лет назад.

«По оценке президента Медведева, ЖКХ стоит на грани катастрофы и коллапса, и, заметьте, это не оценка компартии, это оценка президента Медведева! – заявил коммунист. - Только на приведение изношенных фондов в рабочее состояние требуется более 6 триллионов рублей. Но, по признанию председателя правительства, средств у государства нет. С каждым годом увеличивается аварийность, за отопительный сезон 2009-2010 года в ЖКХ зафиксировано 19 тысяч аварий, аварийность составляет 27 процентов. Если такими темпами пойдет, через пять лет мы будем иметь 100-процентную аварийность. Как сказал министр Басаргин, основная причина аварий – ветхость фондов. Средства, которые затрачиваются на устранение аварийности, сопоставимы с теми цифрами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона. Поэтому мы считаем, что систему ЖКХ надо вернуть в лоно государства. Необходимо восстановить вертикаль государственного управления жилищным хозяйством».

По убеждению Валерия Рашкина, КСП Москвы необходимо наделить правом на проверку деятельности не только государственных, но и коммерческих организаций в ЖКХ. На сегодняшний день, по его данным, в управлении ЖКХ имеется целая цепочка посредников, каждый из них ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. Их число доходит до 15, в результате идут колоссальные накрутки.

В заключение Валерий Рашкин проинформировал мероприятия о том, что в ближайшее время круглый стол по проблеме ЖКХ коммунисты проведут в Государственной Думе. Основные требования КПРФ не меняются: в законодательном порядке необходимо ограничить расходы граждан на оплату услуг ЖКХ (не более 10 процентов от совокупного дохода семьи), ввести государственное регулирование тарифов ЖКХ, рост которых не должен превышать официальный уровень инфляции.

Большинство участников круглого стола, став собственниками жилья, с лихвой хлебнули проблем, возникающих при управлении жилищным фондом: фальшивые ТСЖ и навязывание конкретных управляющих компаний, рейдерский захват чердаков и подвалов, необоснованное завышение тарифов.

Координатор рабочей группы по проблемам ЖКХ при фракции КПРФ Татьяна Варская рассказала об основных вопросах, которые поднимаются на заседаниях. Так, одна из серьезных проблем - созданные в ряде районов коммерческие монополии, которые берут в управление по 300 домов. У 40 процентов жителей по-прежнему отсутствует информация о том, какая управляющая компания ими управляет. Группа работает на постоянной основе, и по каждому актуальному вопросу направляются необходимые запросы.

Многочисленные случаи коррупции и нарушения прав собственников жилья  позволяет говорить о кризисе управления в жилищно-коммунальной сфере, считает депутат муниципального собрания «Нагорное» Галина Романенко. Если взять, к примеру, программу капремонта, то абсолютно типичной является ситуация, когда работы выполняет сначала одна компания, потом другая, а в итоге все доделывают трудовые мигранты. В то же время ответственность за допуск недобросовестных компаний и неэффективное расходование бюджетных средств никто не несет.

Член рабочей группы Ирина Дружинина подняла проблему обслуживания домов, представляющих собой объекты культурного наследия. Поправки в 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ», которые сейчас активно проталкиваются в Госдуме, могут привести к серьезным негативным последствиям для жителей старых домов. Прежде всего, проект содержит понуждение к заключению охранного договора собственниками квартир в тех домах, которые признаны памятниками. По сути, на плечи жильцов могут быть переложены все обязанности и расходы по обслуживанию памятника, проведению экспертиз в конкретных организациях и т.д.  «По пятьдесят – восемьдесят лет на эти дома списывалось немеренно денег, при этом капремонт не проводился. Вопросы содержания и эксплуатации таких домов не могут решаться без участия государства», - сказала Ирина Дружинина.

Острым и актуальным было выступление эксперта в сфере ЖКХ Нины Вавуло. Проработав долгое время в структурах ЖКХ и Минрегионе РФ и видя, как решаются, вернее, не решаются вопросы, эксперт сделала вывод о том, что техническая политика по эксплуатации жилищного фонда в настоящее время полностью утрачена.

«Нормативную базу нужно привести в порядок – сегодня она практически отсутствует. Обязательно привести в порядок собственность - сейчас неизвестно, кому принадлежит земля, подвал, и т.д. и т.п. Отсутствует единый подход к проведению капитального ремонта. Должны быть разработаны качественные и количественные критерии, они касаются и технических вопросов, и стоимости каждого элемента. Сейчас ни смета, ни проект не отражает действительного состояния жилищного фонда». По словам Нины Вавуло, без вменяемой технической политики решить проблему невозможно.

Еще один больной для многих москвичей вопрос – право собственности на чердаки и подвалы. По Жилищному кодексу эти помещения должны принадлежать собственникам жилья. Более того, о том, что жильцы смогут распоряжаться этими помещениями и получать от их использования прибыль, много говорилось еще на этапе принятия Жилищного кодекса. Для неспециалистов все звучало вполне красиво: жильцы, к примеру, могут сдавать помещение, а плата за него будет направляться на содержание и ремонт дома. Сегодня даже неспециалистам стало очевидно, насколько по-разному можно трактовать закон и как легко можно отобрать у жильцов их же собственность. Но самое удивительное – кто стал основным претендентом на чердаки и подвалы, «главным рейдером» в Москве... Исполнительная власть! 

Об этом говорил сопредседатель Комитета защиты прав граждан Сергей Селиванкин. По его словам, с момента первой приватизации квартиры в многоквартирном доме возникает понятие общедолевой собственности, в частности, на подвальные и чердачные помещения. Однако Москва часто игнорирует общедолевую собственность и оформляет эти помещения вместе с инженерно-техническими коммуникациями на себя.

«После этого город свободно использует данные помещения, сдает в аренду сторонним лицам, и зачастую далеко не во благо жителей. Иначе говоря, в Москве в большом количестве домов, по сути, осуществлен рейдерский захват подвальных и чердачных помещений».

Конкретный пример такой политики привела Сталина Иосилиане. Спустя сорок лет после того, как пайщики на собственные средства построили дом, департамент имущества неожиданно заявил о своих правах на находящееся в нем нежилое помещение. «Мы отказались передавать им на баланс это помещение. Они обратились в суд. Суд все решил в их пользу, хотя департамент никаких документов не предоставил – ни об оплате, ни о том, как осуществлялось строительство».

В работе круглого стола приняли участие представители многих профильных структур исполнительной власти города Москвы: Мосжилинспекции, департаментов топливно-энергетического хозяйства, земельных ресурсов, финансов, жилищной политики и жилищного фонда, Регионально-энергетической комиссии Москвы и другие. При этом, несмотря на остроту вопросов, поставленных депутатами,  экспертами и инициативными группами, со стороны исполнительной власти сразу проявился конструктивный подход. Никто не отрицал существование проблем, более того, в копилку острых вопросов были добавлены новые, с которыми сталкиваются сами чиновники.

Так, представитель префектуры ЦАО Светлана Сафронова подняла проблему отсутствия штрафных санкций для управляющих компаний, которые не выполняют своих обязанностей по раскрытию информации: «С этого года мы начали работать по раскрытию информации по 731 постановлению РФ. Все управляющие компании должны отчитаться перед собственниками жилья. Каждому в почтовый ящик должен быть доставлен отчет. Что мы имеем: кто-то раскрылся, кто-то нет. Что дальше? Никаких санкций применить мы не можем. Единственное, что мы сделали – написали письмо в прокуратуру. Можно еще зацепиться за нарушение закона о защите прав потребителей, но обращаться должен сам собственник, исполнительная  власть таких полномочий не имеет».

Однако, по мнению Андрея Клычкова, дополнительные санкции были бы не нужны, если бы исполнялись существующие положения закона. Ведь, по сути, в законодательстве была заложена ответственность, но ответственность рыночная: если организация не справляется, собственники могут ее поменять. На практике это сделать невозможно, в том числе и потому что ГУ ИС не прикладывает к этому никаких усилий.

И.о. директора ГУ ИС ЗАО Галина Косаева рассказала о проверке начисления платежей управляющими компаниями, проведенной ГУ ИСом во втором квартале. Проверка показала многочисленные случаи некорректного начисления платежей, это касается не только услуги «содержание и ремонт», но коммунальных услуг, цены на которые регулируются правительством. Очень часто с жильцов собираются дополнительные платежи, положение по которым вообще отсутствуют. Эти платежи называются как угодно: смета 1, смета 2, прочее 1, прочее 2 и т.д.

Начальник управления по СВАО департамента имущества Денис Васильев ответил на вопросы, касающиеся спорного имущества. По его словам, в каждом округе столицы сформированы комиссии с привлечением префектур, жилищной инспекции, инспекции по контролю за госнедвижимостью, прокуратуры, ГУ ИСов, граждан. Комиссии  рассматривают все спорные объекты, пытаются найти компромиссы и сгладить конфликты. В ответ на эту информацию было заявлено, что рабочая группа при фракции КПРФ составит перечень такого спорного имущества и передаст в комиссии для обсуждения.

По итогам круглого стола была принята резолюция, которая будет направлена в органы исполнительной власти столицы и в Государственную Думу, где 27 июня пройдет круглый стол по проблемам ЖКХ.

 

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 111 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!