Рейтинг@Mail.ru

В.И.Кашин в спецвыпуске «Правды»: Коммунальная катастрофа «Единой России» и что предлагает КПРФ

 

2011-07-20 09:40
В.И.Кашин, академик РАСХН, зам. Председателя ЦК КПРФ

В июльском спецвыпуске «Правды» публикуется материал  из доклада заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН Владимира КАШИНА на "круглом столе" в Госдуме по проблемам ЖКХ

"План Путина" предусматривал "обеспечение нового качества жизни граждан путем... оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы". "Будет запущена беспрецедентная программа капитального ремонта жилья и переселения людей из аварийного фонда в современные благоустроенные квартиры". Было обещано: "создание благоприятного "жизненного пространства" для рождения и воспитания детей. "Единая Россия" дает старт программе массового строительства односемейных домов в пригородах и на селе, что станет ядром для решения как жилищной, так и демографической проблемы".

 

 

 Что оказалось на деле?

 

 СЕГОДНЯШНЕЕ ОСТОЯНИЕ жилищно-коммунального хозяйства удручающе. По официальным данным, износ составляет в среднем более 60%, значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии: износ котельных - 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,5%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, насосных станций - 57,1%, очистных сооружений канализации - 56,2%. В плачевном состоянии находится и лифтовое хозяйство. Из 360 тысяч лифтов 160 тысяч требуют замены. В то же время в стране практически свернуто производство лифтов.

 

 Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. В нормально работающем хозяйстве цикл обновления подобного оборудования составляет 6 - 8 лет. Ситуация усугубляется использованием устаревших и неэффективных технологий.

 

 В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. За последние 10 лет количество нарушений и аварий в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз. Например, за отопительный сезон 2009 - 2010 годов в ЖКХ зафиксировано почти 19 тысяч аварий. По сравнению с прошлым периодом рост составил 27%. Как отметил министр регионального развития В. Басаргин, "их основные причины носили техногенный характер, в основном изза ветхости основных фондов, и только 15% произошли изза так называемого человеческого фактора.

 

 По данным Минэнерго РФ, "около 50% объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 200 повреждений, на водопроводах - до 70. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 40%, водопроводах - до 20%, электроэнергии - до 15%". В 2010 году глава Минрегиона В. Басаргин заявил, что доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7%, а по водопроводным сетям - до 43,9%.

 

 В последнее время практически ежедневно появляется огромное число сообщений о несчастных случаях, вызванных деятельностью жилищных и коммунальных служб. От обрушений кровель, разрушения ветхого жилья, падения снега и льда, аварий в жилищном и коммунальном хозяйстве гибнут люди.

 

 На селе ситуация еще более угрожающая. Исчезают с лица земли населенные пункты, приходят в негодность дороги, инженерные сети, водопроводы, газопроводы и т.д. За годы "реформ" с карты России исчезли 23 тысячи деревень, в 47 тысячах сел проживают менее 10 человек. На селе закрыты 15600 клубов, 4300 библиотек, 14000 школ, 22000 детских садов. Практически полностью прекратился ввод новых сельских объектов, включая жилищное строительство. Так, например, если в советское время ежегодно на селе вводилось почти 18 млн. кв. м жилья, то сегодня - всего лишь около 1,3 млн. кв. м, клубных помещений вводилось на 90 тысяч мест, в прошлом году введено всего на 480 мест, то есть примерно один сельский клуб. Ввод водопроводов сократился с 6,2 тысячи километров до 2,9 тысячи километров, в 35 раз сократился ввод линий электропередачи, в 180 раз - строительство школ, почти в 50 раз - строительство детских дошкольных учреждений и т.д. Если сюда добавить практически полную ликвидацию сферы бытового и медицинского обслуживания, то становится очевидным: жизнь деревни находится под угрозой полного угасания.

 

 Не меньшую тревогу вызывает и снабжение населения питьевой водой. Cегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Одной из главных причин неудовлетворительного положения с загрязнением водных объектов являются состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.

 

 Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находятся 23650 коммунальных и 41702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок - 18%.

 

 В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируются концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1го класса опасности, 44 веществам 2 - 3го классов опасности и 9 веществам 4го класса опасности. На нескольких территориях, например, Владивостока, Вологды, Челябинска, Ухты (Республика Коми), Вологодского района (Вологодская область), отмечается почти 10кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1го класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1 - 2го классов опасности от 2 до 5 раз.

 

 За последние 10 лет количество населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем хозяйственнопитьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условнопатогенных и патогенных бактерий, увеличилось более чем в 5 раз. Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрируются во всех федеральных округах. В год регистрируется от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от 2000 до 5000 человек.

 

 В плачевном состоянии продолжают оставаться жилищный фонд страны и обеспечение жильем граждан. Причем деградация нарастает. В настоящее время жилой фонд России составляет 3,2 млрд. кв. м, или22 кв. м на человека. Кстати, в Норвегии, например, эта цифра составляет74 кв. м, в США - 70, в Германии - 50, на Украине -26 кв. м. Износ фонда достигает 20%. Ветхий и аварийный фонды насчитывают 99,5 млн. кв. м, или 3,2%. С 1990 года ветхий фонд вырос в 3 раза, аварийный - в 6 раз. И это при том, что содержание ветхого и аварийного жилья обходится в 2 - 3 раза дороже. Более 5 млн. человек проживают на этой площади. Благоустроенный фонд составляет 1,96 млрд. кв. м, или 61,2%. Остальное жилье - неблагоустроенное. Жилье каждой четвертой семьи находится в плохом или очень плохом состоянии. В малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного оборудования. В неблагоустроенном фонде проживают 43 млн. человек. Свыше 300 млн. кв. м жилья (11%) нуждается в неотложном капитальном ремонте, 250 млн. кв. м (9%) - в реконструкции. Сегодня ежегодно в среднем ремонтируется около 0,5% жилья при норме 5%. При этом зачастую ремонтируются в первую очередь дома, состояние которых не самое худшее, а те, жильцы которых могут участвовать в так называемом софинансировании ремонта в объеме 5% от его стоимости.

 

 С этой целью, а также для расселения семей из ветхого и аварийного жилья был создан специальный Фонд поддержки реформирования ЖКХ с объемом средств 250 млрд. рублей. Средства практически израсходованы полностью, однако результаты более чем скромные. Значительная их часть просто разворована. В этом ведомстве вызывают "восхищение" и другие "достижения". Так, например, доходы генерального директора К.Г. Цицина в 2009 году составили 21 млн. рублей, его первого зама В.М. Талаликина - 10 млн. рублей, а всего на заработную плату израсходовано 182 млн. рублей.

 

 По данным Прокуратуры РФ, в течение 2009 - 2010 годов только по Центральному федеральному округу за рубеж на счета иностранных банков было переведено 25 млрд. рублей из сферы финансирования ЖКХ.

 

 В стране катастрофически не хватает жилья. В очереди на получение квартиры сегодня насчитывается 4,43 млн. семей. Еще около 1,5 млн. семей ждут получения жилья в порядке исполнения государством своих обязательств. Проблемы с жильем у 61% граждан России. Более 10% нуждающихся в жилье не могут решить эту проблему самостоятельно из-за низких доходов, и им необходимо предоставить социальное жилье. Общая потребность в жилье составляет 1,6 млрд. кв. м. То есть надо увеличить жилищный фонд на 46%. По действующим сегодня расценкам для решения этой проблемы необходимо около 100 трлн. рублей. В 2010 году было запланировано построить 60 млн. кв. м жилья. Построено 43 млн. кв. м. Из них только 23,8 - новое жилье, остальное реставрированное. Из нового жилья 22 млн. построено на средства граждан.

 

 Для того чтобы хоть как-то сдвинуться с мертвой точки в решении жилищной проблемы, необходимо выполнить несколько условий. Вопервых, государство должно выделять на эти цели ежегодно не менее 350 млрд. рублей. В 2010 году планировалось выделить 80 млрд. рублей, а поступило только 25. А на текущий год запланировано только 15 млрд. рублей. И вовторых, должны стать доступными ипотечные кредиты размером не менее 450 млрд. рублей в год. Однако и это вряд ли возможно по многим причинам. В частности, ипотечный кредит повышает стоимость жилья примерно в два раза. Около 70% населения имеют доходы ниже среднего уровня, в том числе практически третья часть живет за чертой бедности.

 

 Следовательно, решение проблемы жилья на основе ипотечного кредита бесперспективно по причине бедности населения, высокой стоимости жилья, заоблачных процентных ставок по кредитам и грабительской системы страхования. Таким образом, при нынешней политике власти скорее всего решение жилищной проблемы растянется на многие десятки лет, усугубляясь тем, что строительство жилья не будет успевать за его износом.

 

 Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с так называемой переходной экономикой оплата услуг ЖКХ не занимает такой большой части в бюджетах домохозяйств, как в нашей стране. Например, в Австрии на оплату услуг ЖКХ уходит 9,2% семейного бюджета, в Швеции - 3,4%, в Венгрии - 10,8%, в Польше - 9,9%.

 

 По выводам многих специалистов, доля платежей за услуги ЖКХ не должна превышать 10% семейного бюджета, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост задолженности, что ведет к отказу бедных семей от жизненно важных товаров, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием. В нашей стране в значительной части семей расходы на ЖКХ превышают 40% совокупного дохода.

 

 Рост тарифов нельзя объяснить сколько-нибудь разумными причинами - ни ростом цен на топливо, ни инфляцией. За пять последних лет накопленный уровень инфляции, по официальным данным, составил 63%, а коммунальные тарифы за это время выросли в среднем на 117%, что в 1,8 раза превышает инфляцию и в 1,9 раза - уровень роста доходов населения. Но за этой усредненной картиной скрываются десятки регионов, где коммунальные тарифы более чем вдвое опережали инфляцию в последние пять лет. Так, в Москве тарифы выросли на 141%, что превысило инфляцию в 2,2 раза, а рост доходов населения - в 3,5 раза. В Ленинградской области рост коммунальных тарифов почти в 2,5 раза превысил рост инфляции и в 2,8 раза доходы населения. И таких неблагополучных регионов в России более шести десятков.

 

 Бесконтрольность и попустительство со стороны власти приводят к массовым злоупотреблениям и аферам при назначении коммунальных платежей. Так, например, в Саратове утвержденные нормативы потребления воды в 5 раз выше реального расхода. Каждая квартира саратовцев переплачивала от 500 до 1500 рублей в месяц. Не отстает и Москва. Здесь установлен водный норматив в11 куб. м воды на человека в месяц. Чтобы понять, что это такое, надо представить 55 бочек по200 литров каждая, которые ежемесячно обрушиваются на каждого члена семьи. Контрольносчетная палата (КСП) Москвы указала, по крайней мере, на двойное завышение норматива. Правительство Москвы своеобразно среагировало на замечание КСП, снизив норматив до10,7 куб. м на человека. Интересы чиновников Мосводоканала и его аффилированных лиц оказались сильнее замечаний контрольного органа. Можно только догадываться, какие усилия предприняли столичные короли воды и пара, чтобы не уступить москвичам ни копейки.

 

 То же самое происходит и при назначении платы за отопление. Как она назначается? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Ключевые позиции в этой арифметике - тариф и норматив. Разброс значений этих составляющих по регионам огромен. Переплата граждан за сезон с каждой квартиры может достигать от 2,5 почти до 10 тысяч рублей. В 2010 году переплата только по Москве составила более 1 млрд. рублей.

 

 Государство, отказавшись от своих конституционных обязанностей защищать своих граждан, бросило их в объятия разного рода проходимцев, которые внаглую обирают население. Для них не действуют федеральные законы, предписывающие, что рост тарифов должен отслеживать инфляцию, а также доходы граждан и не превышать 15% в год. В начале 2011 года по многим регионам было объявлено о повышении платы за услуги ЖКХ в 1,5 - 2 раза. Однако, принимая во внимание приближение выборов в Государственную думу и президента РФ, последовали окрики Д. Медведева и В. Путина, охладившие непомерные аппетиты жуликов от ЖКХ. Планируемое повышение снизили в разы. И именно это вызывает недоуменный вопрос: как же тогда формируются тарифы, если их так легко, по окрику, можно менять?

 

 Тем не менее стоимость услуг ЖКХ в среднем по России выросла почти на 20%. Причем вывоз мусора стал обходиться дороже на 13%, отопление - на 14%, горячая вода - на 14%, холодная вода - на 16%, электроэнергия - на 18%. Что касается роста тарифов на электроэнергию, то в 38 регионах страны их рост составил 30 - 40%. Для юридических лиц электроэнергия продается по так называемым свободным ценам, которые значительно выше. То есть насосные станции, очистные сооружения, бойлерные, тепловые станции и другие объекты ЖКХ, использующие электроэнергию, платят за нее по завышенным тарифам, что неизбежно сказывается и на тарифах по другим составляющим платы за услуги ЖКХ. Самой большой загадкой остается методика формирования тарифов. Этой методикой не владеют ни Министерство регионального развития РФ, ни Федеральная служба по тарифам, ни другие тарифные комиссии. О пользователе и говорить нечего. Поэтому установить или проверить обоснованность тарифа практически невозможно.

 

 Коммунальные платежи с каждым годом становятся все более неподъемными для граждан России. И, тем не менее, доля граждан, получающих субсидии от государства, на сегодня составляет всего лишь 6,9% от общего числа собственников жилья или квартиросъемщиков. Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством субсидия положена в том случае, если квартирная плата "съедает" не 10% совокупного дохода семьи, а 22%. Объясняют это тем обстоятельством, что, дескать, в России, по сравнению с Западом, коммуналка гораздо дешевле, забывая о том, что в развитых странах Запада средние доходы населения на порядок выше, чем в нашей стране.

 

 Власть постоянно твердит, что население до сих пор не перешло на 100процентную оплату ЖКХ и разницу приходится компенсировать государству. Вот поэтому, как считает правительство, тарифы должны расти и дальше. При этом совершенно не понятно, 100% - это сколько в рублях? По данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги выросли в 8,6 раза. С тех пор пресловутый уровень оплаты перевалил не то что за 100, а за все 200%.

 

 Еще в сентябре 2003 года в аналитическом докладе, подготовленном к заседанию правительства, указывалось, что уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составлял 72,2%, а в 46 субъектах Федерации (Карелии, Бурятии, Воронежской, Белгородской, Владимирской, Тверской областях, Ставропольском и Приморском краях и т.д.) он превышал 90%. В 24 регионах уровень оплаты коммуналки составил 80 - 85%.

 

 Но с тех пор прошло еще 8 лет. Вот эту 100процентную границу все время власть отодвигает.

 

 Рубежом пока обозначен 2014 год, потом, наверное, передвинут на 2020й. А скорее всего, никогда, ибо тогда придется не на словах, а на деле выплачивать субсидии всем, кому коммунальные платежи стали непосильными. А это значит, что за субсидиями может обратиться не менее трети населения.

 

 В нынешней конструкции госрегулирования отрасли нет никаких механизмов, которые бы не позволяли ЖКХ "отобрать" в бюджетах домохозяйств дополнительные расходы, довести уровень оплаты услуг ЖКХ до 120 - 130% реальных затрат.

 

 При анализе ситуации в ЖКХ становится совершенно очевидным, что без вмешательства государства, без принятия срочных радикальных мер положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. При этом, поддержка ЖКХ со стороны государства снижается. Об этом свидетельствуют цифры федерального бюджета. Если на 2011 год выделяется 197 млрд. рублей, то на 2012й - 94, а на 2013 год - только 79 млрд. рублей.

 

"Единая Россия" и ее правительство спешат сбежать от ответственности за ту коммунальную катастрофу, на которую они обрекли Россию.

 

Что предлагает КПРФ

 

КПРФ - единственная партия, которая имеет реальную программу восстановления ЖКХ как важнейшей отрасли, призванной создавать комфортные условия жизнеобеспечения человека. Ее реализация предполагает внесение соответствующих поправок в законодательные акты, включая и федеральный бюджет. Коммунисты считают, что надо незамедлительно внести поправки в Жилищный, Водный, Земельный, Гражданский, Градостроительный, Уголовный, Налоговый кодексы РФ, в ряд федеральных законов, включая закон "О местном самоуправлении в РФ", разработать ряд технических регламентов и т.д. Ряд законодательных инициатив уже подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную думу. Надо законодательно вернуть главенствующую роль государства в решении проблем ЖКХ.

 

 Государство обязано обеспечить все те положения, которые прописаны в Конституции РФ, - доступное и качественное жилье, комфортная экологическая среда, включая чистые воду и воздух, бесперебойное снабжение теплом, электроэнергией, газом. Государство обязано восстановить финансирование ЖКХ в полном объеме. Деньги в стране есть! Хватит грабить наши национальные богатства и кормить западных "друзей"! Сколько можно создавать тепличные налоговые условия для олигархов! Введение прогрессивной шкалы налогообложения на сверхприбыли позволит получить необходимые средства для решения накопившихся проблем ЖКХ.

 

 Плата населения за услуги ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи. Государство обязано оградить малообеспеченные слои населения от тарифного грабежа всякого рода жулья, присосавшегося к телу важнейшей отрасли экономики. Здесь требуется создание вертикально интегрированной системы общественного контроля за соблюдением законодательства по образцу Народного контроля, который эффективно действовал в советское время.

 

 Решение жизненно важных проблем ЖКХ не может произойти само собой или по доброй воле власти. Только совместными усилиями, только сплоченными и решительными протестными действиями можно заставить ее уважать мнение своих граждан. Есть и другой, радикальный путь - смена власти через выборы депутатов Государственной думы от КПРФ в декабре 2011 года и президента РФ в 2012 году.

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 49 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!