Н.В. Арефьев: Частная собственность не оправдала никаких надежд, пора переходить к государственной, общенародной

Н.В. Арефьев: Частная собственность не оправдала никаких надежд, пора переходить к государственной, общенародной

 

2012-03-22 10:26
По страницам газеты «Правда», Николай Арефьев, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы.

Программным положением КПРФ является требование возвращения государству предприятий и организаций, отчуждённых в процессе приватизации. На Народном референдуме по этому вопросу коммунисты получили одобрение более 10 миллионов граждан России.

 

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, какие аргументы выдвигались идеологами приватизации в самом её начале. Нам объясняли, что приватизация и национализация — это экономические инструменты, при помощи которых повышается эффективность экономики. Если государство не в состоянии повысить эффективность производства, то предприятия передаются в частную собственность. Если частник не справляется с этой задачей — проводится национализация.

 

Теперь, спустя 20 лет, следует оценить, насколько эффективно сработала приватизация и не пора ли переходить к обратному процессу. Для этого достаточно просто обратиться к данным статистики.

 

За весь период приватизации страна потеряла две трети (29 тысяч) колхозов и совхозов. Объёмы сельскохозяйственной продукции сократились вдвое. Утрачена продовольственная безопасность, половину потребностей в продовольствии мы удовлетворяем за счёт импорта. Производительность труда в сельском хозяйстве в России в 10 раз стала ниже, чем в Евросоюзе. Если это считать эффективностью, то явно эффективностью разрушения.

 

Уничтожено 75 тысяч промышленных предприятий и организаций. По объёму промышленного производства Россия откатилась на послевоенный уровень. Исчезли целые отрасли народного хозяйства. При государственной собственности мы делали в год более 200 гражданских самолётов — сейчас менее 10 единиц. Наша судостроительная промышленность выпускала более 30 крупных судов и множество мелких. Сегодня эта отрасль занимается лишь ремонтом. Россия ежегодно покупает суда за границей на сумму около миллиарда долларов дедвейтом около миллиона тонн. Сегодня отечественная промышленность выпускает тракторов в 37 раз меньше, чем в 1990 году, комбайнов — в 16 раз меньше, металлорежущих станков — в 38 раз, тканей — в 3 раза, мяса — в 3 раза, молока — в 4 раза меньше, и так по всей номенклатуре товаров.

 

За 20 лет машиностроение в структуре промышленного производства сократилось в 2 раза (с 28% до 13,8%), лёгкая промышленность — в 12 раз! Сырьевой экспорт увеличился в 2 раза, в 3 раза снизился экспорт машин, а их импорт вырос на 60%. В ближайшей перспективе, с 2010 по 2014 год, импорт вырастет с 250 до 486 млрд. долларов в основном за счёт промышленной продукции. Заявленный гособоронзаказ объёмом в 2,2 трлн. рублей в год выполняется черепашьими шагами: в 2008 году — на 90%, в 2009-м — на 50%, в 2010-м — на 30%, в 2011 году — на 13%.

 

Это можно считать эффективностью?

 

При этом «эффективно» снижается жизненный уровень трудящихся, который упал настолько, что ООН заключила: в России 90% населения — бедные люди. «Эффективно» вывозится ворованный капитал частными собственниками за границу: в 2011 году вывезено около 100 млрд. долларов. «Эффективно» плодятся миллиардеры, по численности которых Россия занимает третье место в мире.

 

В результате введения частной собственности на средства производства Россия скатилась со 2-го места в мире на самые последние позиции. По уровню экономического развития Россия занимает 43-е место в мире; 105-е — по продолжительности жизни, 130-е — по качеству здравоохранения. Нам принадлежит 100-е место по обеспечению жильём. Вот это «эффективность»!

 

Частная собственность не оправдала никаких надежд, пора переходить к государственной, чтобы реально повысить эффективность производства. Руководствуясь этой идеей, депутаты фракции КПРФ, авторы законопроекта «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации», предлагают механизм возврата имущества в государственную собственность путём изъятия его у недобросовестных и неэффективных собственников.

 

Название, смысл и содержание законопроекта основаны на том, что, согласно Конституции РФ, национализация проводится только при предварительном и полном возмещении стоимости национализируемого имущества. Поэтому, если следовать этому принципу, национализация, по Конституции, будет носить характер второго ограбления государства: сначала за бесценок отдали частным собственникам, а потом выкупили у них по максимальной стоимости одно и то же имущество.

 

Именно в рамках конституционного положения фракцией «Справедливой России» разработан законопроект о национализации, который принципиально относит право национализации на всё имущество частных собственников — как приватизированное, так и вновь созданное. Однако порядок выкупа ранее приватизированного имущества КПРФ считает несправедливым.

 

Законопроект фракции КПРФ основывается на конституционном положении равенства всех форм собственности и предусматривает обратный алгоритм: переход от частной к государственной форме собственности, и это справедливо.

 

Процедура обращения в государственную собственность имущества частного собственника, которое ранее принадлежало государству, предусматривает возмещение собственнику средств, израсходованных на приобретение этого имущества в процессе приватизации, и затрат, связанных с его эксплуатацией.

 

Оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения в государственную или муниципальную собственность, производится в соответствии с методикой оценки этого имущества на момент приватизации.

 

В стоимость подлежащего отчуждению имущества юридического или физического лица включается стоимость имущества на момент приватизации за вычетом проданного и утраченного имущества, заложенного и не выкупленного имущества, других имущественных и финансовых изъятий с включением в стоимость затрат на улучшение указанного имущества в течение периода между его приватизацией и моментом отчуждения в государственную или муниципальную собственность.

 

Дебиторская задолженность юридического или физического лица учитывается в размере возмещения стоимости имущества в той мере, в какой она реально может быть возвращена юридическому или физическому лицу, независимо от смены собственника.

 

 Дебиторская задолженность по государственному заказу, заказу субъекта Российской Федерации, муниципальному заказу полностью включается в размер возмещения стоимости собственнику.

 

Кредиторская задолженность юридического или физического лица удерживается из размера возмещения стоимости имущества.

 

Принятие данного закона позволит дать инструмент обращения в государственную собственность имущества нерадивых частных собственников и повысить эффективность производства.

 

Правительство РФ использует лукавый аргумент против огосударствления. По его мнению, государство — неэффективный собственник и передавать ему в управление предприятия неразумно. Однако правительства в Китае, Вьетнаме, Белоруссии, да и в США и Франции, довольно успешно справляются с государственной собственностью, их успехи говорят о том, что неэффективность работы российского правительства — это просто неумение и нежелание. К тому же налицо противоречие. Правительство решило продать государственные организации: Сбербанк, ВТБ, Роснефть и другие, но эти государственные организации нельзя признать неэффективными. Сбербанк в прошлом году получил 270 млрд. рублей чистой прибыли, ВТБ — 28 млрд. рублей, Роснефть — 393 млрд. рублей. К тому же доходы федерального бюджета от прибыли всех предприятий в 2011 году составили 316 млрд. рублей, а доходы от государственных — 266 млрд. рублей, на 2012 год запланированы доходы в размере 372 млрд. рублей. Причём надо отметить, что всех промышленных предприятий сегодня около 5000, а государственных из них — всего 384. При всей неэффективности управления со стороны российского правительства нельзя сказать, что государственные предприятия работают неэффективно. Значит, нынешняя приватизация не находит объективного научного объяснения, это просто передел самой эффективной собственности между жуликами второй волны.

 

Приватизацию необходимо остановить из-за отсутствия мотивации и научно обоснованной необходимости смены собственника. Приватизированное имущество следует вернуть в лоно государства, дабы оно работало на всю страну, а не только на отдельных «прихватизаторов», алчность которых уже погубила две трети экономики.

 

15 марта в Комитете по собственности Государственной думы были наконец рассмотрены и одобрены оба законопроекта. Естественно, депутаты от «Единой России» голосовали против.

 

Вопросы усиления государственного влияния на экономику, расширения государственной собственности и ограничения произвола и бесчинства олигархии должны решаться как триединая задача, и немедленно. Без решения этих задач развитие России видится просто бесперспективным.

 

 
Статья прочитана 83 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!