«Городку Хула история отвела роль сирийского Глейвица». Политический обозреватель «Правды» А. Драбкин о разжигателях гражданской войны в Сирии

2012-06-03 10:55
По страницам газеты "Правда", Александр Драбкин

Колоссальный шум подняли западные СМИ по поводу кровавых событий в сирийском городке Хула — погибли более ста мирных жителей, в том числе более тридцати детей. Зрелище ужасное, лишь немногие телекомпании рискнули показать детские трупы. Против мирных граждан была использована артиллерия, а возможно, и ракеты. Людей расстреливали в упор из автоматов и пулемётов, резали ножами.

 

Кому выгодно

Натовский генерал Роберт Муд, возглавляющий группу наблюдателей ООН в Сирии, не стал называть виновников бойни, но подчеркнул: судя по осколкам, обстрел вёлся из танковых орудий. Представитель МИД Сирии Джихад Макдиси заявил: «Застрелены дети, женщины и старики — сирийская армия так не действует».

Оппозиционный Сирийский центр мониторинга прав человека, дислоцированный в Лондоне, сообщил, что в пятницу, 25 мая, по завершении традиционной молитвы в городке начались обычные антиправительственные демонстрации. Они проходят постоянно уже больше года. После полудня на жителей обрушились тяжёлые снаряды. Одновременно на улицах появились люди в камуфляже, которые беспорядочно уничтожали мирных граждан.

Англия потребовала срочного созыва Совета Безопасности ООН. Франция настаивала на осуждении Совбезом «режима в Дамаске».

Сирийское правительство создало специальную комиссию для расследования массового убийства и обещало предоставить спецпосланнику ООН Кофи Аннану всю необходимую информацию. «Те, кто совершил это зверство, должны быть обнаружены и наказаны», — заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Совет Безопасности не пришёл к однозначному выводу — он возложил ответственность на обе стороны конфликта. Кофи Аннан срочно прибыл в Сирию. Расследование продолжается.

Установлено, что в городке Хула заправляли противники президента Башара Асада.

Армия их не трогала. После пятничной резни вокруг городка были обнаружены якобы свежие следы бронетехники. Загадочные люди в камуфляже, которые убивали жителей из стрелкового оружия и использовали ножи, исчезли.

Аналитики, хорошо знающие, что на Востоке заинтересованные лица очень искусно прячут опасные следы, полагают: найти виноватых, скорее всего, не удастся. Поэтому специалисты тщательно анализируют, кому выгодны убийства в Хуле.

Большинство экспертов считают, что события однозначно невыгодны Башару Асаду. Он пошёл далеко навстречу оппозиции: добился принятия новой Конституции, из которой исключена статья о руководящей роли правящей партии; провёл всеобщие выборы; представил общественному мнению план реформ. Асад не заинтересован в эскалации конфликта, ему нужны передышка и постепенный переход к мирной жизни.

Совершенно противоположная роль у оппозиции. Заняв комфортные позиции за границей Сирии, её лидеры постоянно требуют от поддерживающих их иностранных государств перехода к войне по ливийскому варианту. Эти люди не заинтересованы в снижении уровня конфронтации.

Развитие событий существенно отличается от того, что происходило в Ливии. В Сирии — стабильная элита, мощная армия (в том числе эффективные средства ПВО). Асад пока ещё не задействовал в конфликте авиацию, и как разовьются события в случае её применения — не ясно:  скорее всего мятежники окажутся в очень тяжёлом положении. И главное — у оппозиции нет (в отличие от Ливии) плацдарма для сосредоточения своих сил внутри страны. Она требует от спонсоров всё более современного оружия, тогда как президентская армия, по сообщениям прессы, снабжается всем необходимым из России и КНДР без проблем.

Вот тут-то и вырисовывается самое главное. США и их партнёры по НАТО поддерживают противников Асада. Россия ориентируется на легитимную власть. Аналитики утверждают, что «Медведев сдал Каддафи». Сейчас ситуация принципиально иная: Москва и Дамаск обсуждают возможность присоединения Сирии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. При этом сирийцы готовы, как сообщается, предоставить серьёзные преференции российским компаниям. Некоторые специалисты полагают, что, если бы Каддафи сделал то же самое, он, скорее всего, правил в Ливии и сегодня.

Обнаруживается ещё один штрих. Как только пресса сообщила о сирийско-российских конструктивных переговорах, сразу же в Хуле появились неизвестные убийцы в камуфляже. Возможно, они и спровоцировали большой конфликт — такое в истории бывало. В 1939 году переодетые в польскую форму немецко-фашистские диверсанты захватили немецкую радиостанцию в Глейвице, вблизи польско-германской границы. Как это было показано на процессе в Нюрнберге, дезинформационная служба нацистов представляла германским газетам десятки вымышленных сообщений о притеснениях и убийствах немцев в западных воеводствах Польши. Инсценировка нападения якобы польских солдат на немецкий объект на территории Германии должна была стать поводом для вторжения вермахта в Польшу. Идея, как было отмечено на процессе в Нюрнберге, принадлежала лично Гитлеру. Исполнение было поручено Гиммлеру и главе военной разведки Канарису. Они справились с поставленной задачей: несколько выстрелов из пистолетов в Глейвице стали первыми в огненной буре Второй мировой войны.

Возможно, городку Хула история отвела роль сирийского Глейвица. А авторов провокации, снарядивших загадочных убийц в камуфляже, обязательно будут судить, как судили главных военных преступников в Нюрнберге.

«Это нечестная игра»

Сейчас вокруг событий в Хуле кипят дипломатические страсти. Совбез ООН единогласно принял Заявление — осудил «самым решительным образом» массовые убийства. Наблюдатели расходятся в оценке документа: одни подчёркивают единогласие членов СБ, поддержку Заявления Россией и Китаем; другие отмечают, что Заявление — это весьма неопределённый жанр, оно может и не иметь никаких последствий.

Оппозиционеры нагнетают ситуацию — настаивают на вмешательстве иностранных войск. Они утверждают, что вместе с правительственными войсковыми подразделениями действовали и отряды созданной Дамаском милиции: именно они ответственны за ножевые ранения на телах погибших, несколько десятков человек ими расстреляны в упор.

Правительственные эксперты утверждают, что ни один танк, принадлежащий армии, в растерзанный городок не входил. А у мятежников появилось иностранное тяжёлое вооружение, включая ракеты.

Весьма определённо высказался российский министр иностранных дел Сергей Лавров: «Мы имеем дело с ситуацией, когда обе стороны приложили руку к трагедии. Мы оказываем давление на сирийское правительство практически в ежедневном режиме, встречаемся со всеми группами оппозиции. По этим контактам есть ощущение, что некоторые другие внешние игроки говорят оппозиционерам не то, что мы говорим. По нашим впечатлениям, кое-кто подзуживает их к тому, чтобы они делали всё, чтобы сорвать выполнение плана Кофи Аннана и тем самым получить предлог для призывов к внешнему вмешательству. Это нечестная игра».

А что же Соединённые Штаты? Они особо не выпячивают свою заинтересованность в сирийском конфликте. Однако она очевидна: американцев привлекает ослабление или даже уничтожение Сирии по ливийскому образцу для изменения военно-политической ситуации на Большом Ближнем Востоке. Когда-то Генри Киссинджер сказал, что без Египта нельзя устроить ни одну крупную войну в регионе. Сейчас, когда Каир откатился на второстепенную роль, важнейшим игроком стала Сирия. Она — единственный союзник Ирана в арабском мире. Ось Дамаск — Тегеран беспокоит Вашингтон. Отсюда и негласная поддержка мятежников, и далеко идущие политические манёвры. Как утверждает «Нью-Йорк таймс», администрация США лоббирует план политических преобразований в Сирии по йеменскому образцу. Идея состоит в том, чтобы побудить Башара Асада отказаться от власти в обмен на предоставление ему и его семье международных гарантий безопасности. При  этом на президентский пост будет назначен кто-то из его окружения, страна вступит в контролируемый период реформирования и демократизации. По уверениям этой влиятельнейшей американской газеты, Барак Обама лично рассказал об этой идее Дмитрию Медведеву во время саммита G-8 в Кемп-Дэвиде. И предложение было якобы «встречено с интересом», замечает источник «Нью-Йорк таймс».

Многие аналитики считают американский замысел фантастичным. То, что Вашингтон дела-ет на Большом Ближнем Востоке, не внушает доверия. Однако, похоже, в окружении Барака Обамы иные идеи не популярны. Альтернатива — затяжная внутрисирийская война, которая станет ещё более опасным фактором по мере привлечения к ней новых сил. И разрастаться этот пожар будет вблизи границ Ирана и Израиля, что чревато непредсказуемыми последствиями для США.

Голос Белграда

В конце прошлой недели произошло ещё одно событие, которое эксперты считают очень важным для балкано-ближневосточных перспектив: в Москву нанёс визит избранный президент Сербии Томислав Николич. В его поездке много неожиданного: в частности, тот факт, что состоялась она до инаугурации. То есть сербский президент приехал в Россию, не вступив в должность. Видимо, очень нужно было.

Несколько лет назад он однозначно заявил: «Сербии лучше быть русской провинцией, чем членом Евросоюза». Став президентом, Николич объявил, что будет проводить «европейскую политику», а первый свой визит после инаугурации нанесёт в Брюссель. Перед отъездом в Москву он встретился с главой МИД Словакии Мирославом Лайчаком, который прибыл в Белград по поручению Евросоюза. Николич подтвердил, что «особо ратует за продолжение Сербией движения по пути в сторону Европы». Вместе с тем в Москве он сказал президенту Путину, что «Сербия никогда не будет в НАТО, а Косово не отдаст, даже если ради этого придётся остановить процесс интеграции в Европейский союз».

В отношениях Москвы и Белграда оттенки менялись не раз. Иногда очень круто. Коминтерновец Иосип Броз Тито много лет заслуженно пользовался огромной симпатией советского руководства. У нас любили вспоминать, что его легендарная партизанская армия отвлекала значительные силы вермахта и помогала тем самым Советскому Союзу. Когда Тито стал во главе Югославии, казалось, что у советского народа нет союзника вернее. Однако в 1948—1949 годах он, неожиданно для широких масс, в СССР был объявлен агентом разных разведок, палачом и предателем. Официальные куплетисты распевали на волнах всесоюзного радио: «Он был Иосип Броз Тито, а стал Иосип Брозтитутка».

Помню, как во время проведения в Москве первенства Европы по баскетболу знаменитую югославскую команду стадион «Динамо» встретил криками «Фашисты!»

А через десять лет в Москве звучали уже другие частушки: «Дорогой товарищ Тито, — говорит Хрущёв Никита, — ты опять наш друг и брат и ни в чём не виноват!» Правда, с дружбой и братством получилось не вполне: Югославия отказалась вступить в Организацию Варшавского Договора и в Совет Экономической Взаимопомощи, но стала одним из основателей и лидеров Движения неприсоединения, которое в Москве объявили «важнейшим резервом мировой системы социализма».

Сегодняшняя Сербия — крупнейшая страна в беспокойном Балканском регионе. Естественно, её мнение весомо для России. Поэтому, когда президент Николич в Москве сказал, что в скором времени парламент Сербии может рассмотреть вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии, его суждение было встречено с энтузиазмом.

В 2009 году тогда ещё президент Дмитрий Медведев объявил о предоставлении Сербии кредита в 1 миллиард долларов. С тех пор Белград получил только 1/5 часть обещанной суммы для покрытия дефицита бюджета. Остальное увязло в согласованиях кредитования инфраструктурных объектов. Сейчас уже президент Путин пообещал Сербии 800 миллионов долларов.

Насколько Николич окажется способным реализовать свои пророссийские посулы, покажет время. Эксперты отмечают в связи с этим несколько знаменательных фактов: президент в Сербии — фигура в значительной степени церемониальная, решающее слово принадлежит парламенту, формирующему правительство. Одобрит ли сербский парламент признание Абхазии и Южной Осетии — неизвестно. Более того, одобрит ли он состав нового правительства, на которое надеется Николич, тоже не вполне ясно. Да и сам президент одержал победу на выборах крохотным большинством. Многие из тех, кто, по опросам, собирался голосовать за его соперника, пересмотрели свою позицию, видимо, в последний момент. Так что собственная электоральная база Николича не вполне надёжна. Захочет ли в этих условиях руководство Российской Федерации рискнуть большими деньгами, предоставляя сербам крупный кредит, эксперты не уверены. Хотелось бы, чтобы между Москвой и Белградом установились стабильные конструктивные отношения. Однако и препятствия на этом пути очевидны. Несомненно, сейчас дружба с Россией для любого государства станет проблемой: осложнились отношения между крупными мировыми державами и теми странами, у которых сложились хорошие отношения с Москвой. Сирия — наглядное тому свидетельство: ещё не закончились расследования кровавых событий в сирийском городке Хула, а ведущих дипломатов этой страны высылают на родину из западных столиц. Это очень похоже на крупнейшую провокацию, направленную не только против властей Сирии, но и против РФ, которая Сирию поддерживает. Не исключено, что жертвой её может стать и Сербия, чей президент только что продемонстрировал склонность к развитию конструктивных связей с Россией.

P.S. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров, говоря о высылке сирийских послов из ряда стран, подчеркнул, что такое бывает накануне войны.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Сталин и «декларация о доходах чиновников»

Пн Июн 4 , 2012
2012-06-03 10:59 По страницам газеты "Правда", Денис Кургузов View the full image   В средствах массовой информации очередная шумиха: некая полиграфическая фирма на обложках школьных тетрадей поместила в серии «Великие имена России» портрет И.В. Сталина. Поднялась волна осуждения, посыпались предложения изъять из продажи и даже принять закон о запрещении тиражирования […]

Рубрики