Российская «экономика трубы» держится на плаву благодаря статистическим манипуляциям и надуванию кредитного пузыря

2012-06-27 12:38
Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU

В конце июня Росстат в очередной раз опубликовал свежую порцию макроэкономической статистики, посвящённой ситуации в российской экономике, и подвёл промежуточные итоги экономического роста в 1-м квартале текущего года. Прежде всего, в глаза бросается сохранение Росстатом по итогам второй оценки темпов роста ВВП России в январе-марте 2012г. на отметке в 4,9%, что оказалось существенно выше озвученных ранее Министерством экономики прогнозов в 3,7-4% и никоим образом не соотносится с усиливающимся спадом в промышленности.

 

Судя по всему, российские власти совершенного не унывают по поводу усиливающейся архаизации российской экономики и примитивизации производства и занимаются откровенными статистическими манипуляциями. Так по совершенно неведомой причине индекс дефлятора ВВП  был понижен с 15,8% по итогам 2011г. и 17,9% во 2-м квартале 2011г. до откровенно не соответствующих реальности 10,1%. Это стало минимальной оценкой инфляции с 3-го квартала 2010г.

Именно благодаря этой манипуляции экономическим властям удалось обеспечить ускорение темпов роста ВВП России с 4,8% в 4-м квартале 2011г. и 3,4% во 2-м квартале предыдущего года. С учётом того, что, по данным экс-главы  НИИ Статистики Росстата В.Симчеры реальный дефлятор зашкаливает за 15-18%, в лучшем случае можно говорить о росте ВВП на 1-1,5%, а то и вовсе о спаде экономики на 1,5-2%

Помимо совершенно очевидного искусственного занижения уровня инфляции, позволившего завысить темпы роста экономики и замаскировать усиливающийся упадок «экономики трубы», на руку властям сыграл эффект низкой базы. Если ещё 4-м квартале 2011г. рост экономики на 4,8% наблюдался на фоне прироста ВВП на 4,9% годом ранее, то рост экономики на 4,9% в январе-марте 2012г. наблюдается на фоне роста на 4% годом ранее. Принимая во внимание искусственное занижение дефлятора ВВП и эффект низкой базы, можно говорить о том, что реальные темпы роста российской экономики в лучшем случае не превышают отметку в 1-1,5% и на протяжении последних 2,5 лет неуклонно затухают.

Надо сказать, что даже официальная оценка прироста ВВП в 4,9% значительно ниже 5,5%, которые, согласно отчёту лучших российских макроэкономистов, являются минимально необходимыми для поддержания социально-политической стабильности в России. В условиях существующей колоссальной имущественной поляризации общества, повсеместной коррупции и нынешних масштабах бедности (свыше 60% населения России имеют доходы ниже 15 тыс. рублей) именно при этих темпах роста экономики поступающие в страну нефтедоллары доходят до карманов рядовых граждан.

Однако в России этих темпов роста не наблюдается уже более 4 лет – в 2008г. рост ВВП не дотянул до 5,2%, в 2009г. спад превысил 7,8%, а в 2010г. и 2011г. прирост ВВП едва достиг 4,3%, даже несмотря на 45% рост цен на нефть, колоссальный приток нефтедолларов и распухания валютных резервов до 515 млрд. долл.

И не стоит удивляться резко обострившейся социальной напряжённости и росту общественного недовольства – российские граждане всё отчётливей понимают, что эпоха «тучных нулевых» и проедания нефтедолларов закончилась, российская обрабатывающая промышленность как была в упадке, так в нём и остаётся, а в рамках существующей «экономики трубы» они просто оказываются лишнимиСвоими действиями нынешние власти просто не оставляют никаких шансов и надежд на светлое будущее 80% граждан России– именно осознание бесперспективности сложившегося положения, своей ненужности и несправедливости заставляет всё большее количество самых простых россиян выходить на улицы.

 

Усиление деградации структуры экономики и качества роста ВВП

 

Согласно данным Министерства экономического развития и заявлениям замминистра экономики Андрея Клепача, в марте текущего года ВВП России снизился по отношению к февралю на 0,6%, а в апреле по отношению к марту потерял ещё порядка 0,1% с учётом очистки от сезонного и календарного факторов. По сути дела, это означает, что уже весной текущего года деградирующая на глазах экономика России умудрилась продемонстрировать спад физического объёма ВВП и свалится в рецессию на фоне рекордных цен на нефть и невероятного по своим масштабам занижения уровня инфляции.

Одновременно с общим снижением экономической активности, которую удаётся поддерживать в рамках политически приемлемого диапазона благодаря статистическим манипуляциям и занижению темпов инфляции,  заметно усилилась качественная деградация самой структуры экономического роста. Об этом свидетельствует резкий спад экономической активности в подавляющем большинстве наукоёмких секторов экономики и обрабатывающей промышленности на фоне ускоренного роста финансовых спекуляций и торгово-посреднических операций.

Так, прирост добавленной стоимости в обрабатывающих производствах обвалился с 11,2% в 1-м квартале 2011г. до 3,5% в аналогичном периоде 2012г., в транспорте и связи ускорился с 2,4% до 3,9%, в добыче полезных ископаемых замедлился с 2,9% до 2%. Не лучше обстоят дела в сельском хозяйстве, где обвал на 3,8% в 1-м квартале предыдущего года сменился едва заметным ростом на 1,8%, а также в производстве газа, электроэнергии и воды, где спад на 0,6% сменился условным ростом на 1,6%.

При этом продолжился спад в системе образования (на 0,5%) и здравоохранении (на 0,2%), что наглядно подтверждает тезис о продолжающейся деградации научно-технического потенциала российской экономики, разрушении остатков высокотехнологичных производств высоких переделов, усилении разрыва между добывающими и обрабатывающими отраслями, а также выявляет всю несерьёзность набивших оскомину разговоров про модернизацию.

И на этом фоне затухания экономической активности в производительных секторах экономики мы видим стремительный рост активности в секторе финансовых спекуляций (с 5,1% в 1 квартале 2011г. до 16,1% в 1-м квартале 2012г.), оптово-розничной торговле (с 1,9% до 9,1%), операциях с недвижимостью (с 3,7% до 5,7%), а также стабильно высокие темпы роста чистых налогов на производимые товары – 7,1% и 6,1% соответственно. И не стоит удивляться тому, что более 62% ВВП, 73% капитальных вложений, 85% прибылей и 90% валютной выручки оседает в карманах сырьевых и естественных монополий, металлургов, химических производств, финансовых спекулянтов и торгово-посреднических сетях.  

До тех пор, пока уровень оплаты труда в нефтегазовом секторе и финансовых спекуляциях в 2,5-3 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности, а норма рентабельности у спекулянтов и перекупщиков в 3-5 раз превышает рентабельность наукоёмких производств, можно смело забыть о любой модернизации, а экономика России будет становится всё менее конкурентоспособной и всё более примитивной.

Уже на раз нами отмечался тот факт, что усиливающийся спад в обрабатывающей промышленности и откровенное затухание несырьевых секторов экономики обусловлено надуванием кредитного пузыря в банковской системе и расширением потребления импортных товаров на заёмные средства. 

Только за последний года (с мая 2011г. по май 2012г.) совокупная банковская задолженность российских граждан подскочила на 40% при едва заметном росте реальных доходов населения (даже с учётом заниженных в 2-2,5 раза темпами инфляции) на 0,8% в 2011г. и на 2,2% в январе-мае текущего года. Вкупе с ускоренным наплывом импортных товаров (на 12-15%) это позволило ускорить рост розничных продаж до 7,2% и создать иллюзию роста экономики. При этом темпы роста промышленного производства сжались в 6 раз  (с 8,2% в 2010г. до 1,3% в апреле 2012г.) и не создают никакого ресурсного обеспечения для роста потребления домашних хозяйств.

Однако на самом деле мы имеем дело с проеданием нефтедолларов и ещё большим разрушение производственно-технологического потенциала экономики при повышении зависимости от импортных товаров.

 

Российская экономика трубы становится всё более примитивной и архаичной

 

Стремительный рост спекулятивных секторов экономики и высокорентабельных добывающих отраслей промышленности, паразитирующих на извлечении и перераспределении природно-сырьевой ренты, спровоцировал углубление деградации структуры экономики.

Только за период с 1-го квартала 2011г. по 1-ый квартал 2012г. удельный вес обрабатывающих производств в совокупной добавленной стоимости сжался с 15,7% до 15,5%, производства газа и электроэнергии – с 5,1% до 4,5%, сельского хозяйства – с 1,8% до 1,6% (необходимо учитывать сезонный фактор), строительства  — с 4,2% до 4,1%, транспорта и связи – с 8,9% до 8,6%, а здравоохранения – с 4,1% до 4%.

Одновременно с этим вклад добывающих секторов подскочил с 11,4% до 12,4%, оптово-розничной торговли и прочих торгово-посреднических операций – с 19,4% до 20,1%, а удельный вес крайне коррупциогенной по своей сути государственной службы в ВВП увеличился с 6,7% до 6,8% всего за один год.

Судя по рекордному и постоянно усиливающемуся незаконному и откровенно криминальному вывозу капитала, превысившему по данным Банка России 450 млрд. рублей с начала 2012г. и более 1,7 трлн. рублей с начала 2011г., распил бюджетных средств и разворовывание нефтедолларов становится более рентабельным бизнесом, нежели добыча сырья и финансовые спекуляции.

При наличии должной поддержки в правоохранительных органах, эти операции становятся на порядком менее рискованными и прогнозируемыми – именно по этой причине по данным МВД и Банка России теневой сектор экономики зашкаливает за 10% ВВП (экспертные оценки говорят о 25-30% ВВП), а масштабы рынка легализации преступных доходов превышают 3,5 трлн. рублей или 30% федерального бюджета России по итогам 2011г.

Российская деиндустриализированная экономика стала на порядок более примитивной, нежели 20 лет назад

Наиболее отчётливо масштабы деградации российской экономики, примитивизации производства и разрушения научно-технического потенциала видны на более длительном временном срезе. За период 1991-2011г. удельный вес обрабатывающих производств в ВВП сжался с 27,5% до 16,1%, сельского хозяйства  — с 7,2% до 4,1%, строительства – с 7,3% до 6,6%, транспорта и связи – с 13,5% до 8,9%, а производства газа и электроэнергии – с 6,5% до 3,8%.

На фоне упадка высокотехнологичных производительных секторов экономики, связанных с развитием научно-технического потенциала и повышением мультипликатора добавленной стоимости, наблюдается расцвет добывающих производств, сырьевых монополий и спекулятивных отраслей, обеспечивающих распродажу невосполнимых минеральных ресурсов и «проедание нефтедолларов».

За последние 20 лет проведения ультра либеральной социально-экономической политики и отказа государства от проведения какой бы то ни было осмысленной и сувеернной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, структурной и промышленной политики произошла качественная, структурная деградация российской экономики. Менее чем за 20 лет из крупнейшей промышленной державы и одного из основных игроков на мировом рынке высоких технологий Россия превратилась в сырьевую колонию, финансовый придаток и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК.

Так, за период с 1991 по 2011г. удельный вес добывающих секторов экономики в ВВП России подскочил с 4,5% до 10,7%, оптово-розничной торговли и посреднических операций – с 11,9% до 19%, а операций с недвижимым имуществом – с 5,5% до 11,7%.

Одновременно с этим произошло стремительное расширение налоговой нагрузки – за последние 20 лет разгула постперестроечного «либерального угара» удельный вес налогов на продукты в ВВП подскочил с 9,7% до 15,5%, а доля субсидий на продукты наоборот сжалась с 2% до 0,3%. Другими словами, наблюдаемое на протяжении последнего времени расширение налогового бремени на несырьевые секторы экономики и увеличение нагрузки на социально необеспеченные слои населения лишь усугубляет обвал наукоёмких отраслей и закрепляет за Россией статус сырьевого придатка глобальных корпораций.

 

Подавляющая часть наукоёмких производств не дотягивает до отметок 2007г.

 

Вопреки многочисленным предвыборным лозунгам и заявлениям нынешних властей относительно выхода российской экономики на докризисные уровни 2007г., практически во всех секторах экономики, связанных с развитием научно-технического потенциала и созданием продукции с высокой добавленной стоимостью, объёмы создания добавленной стоимости в 2011г. оказались на 3-5% ниже отметок 5-летней давности.

Другими словами, впору говорить не только о потерянном десятилетии «тучных нулевых», на протяжении которого российские власти с редким усилием проедали нефтедоллары и советское инфраструктурное наследство, но также о потерянной посткризисной «трёхлетки». За период 2009-2011гг. ни рекордно высокие цены на нефть и сырьевые товары, ни разговоры про модернизацию, ни расширение бюджетных расходов оказались не в силах вытащить из пропасти российскую деиндустриализированную «экономику трубы» (см. Таблицу 1)

Согласно официальным данным Росстата, объём созданной добавленной стоимости в транспорте и связи не дотягивает до отметок 2007г. целых 4,2%, в обрабатывающих производствах ниже на 3,4%, в рыболовстве – на 7,8%, а в выпуске целого ряда высокотехнологичной продукции (станкостроении, приборостроении, инвестиционном и тяжёлом машиностроении, авиакосмической отрасли и т.д.) ниже отметок 5-летней давности на 5-10%.

И лишь в сегменте естественных монополий (производство газа, воды и электроэнергии) и строительстве, обладающих возможностью извлекать колоссальные сверхприбыли за счёт эксплуатации монополистической ренты, объём добавленной стоимости превышает отметки 2007г. на 33,3% и 23,2% соответственно.

Аналогичная ситуация складывается со спекулятивными операциями на рынке недвижимости (+13,4%), которые уже давно превратились в один из ключевых элементов российского рынка легализации преступных доходов российских олигархов и криминальных прибылей коррумпированных чиновников. Так что его рост не вызывает каких-либо вопросов – в условиях, когда коррупция из порока общественного строя превратилась в смысл жизни сотен тысяч и миллионов чиновников и стала, насколько можно судить, основой государственного строя, ничего иного и нельзя было ожидать.

Табл.1 Индекс роста ВВП и добавленной стоимости в разрезе отдельных секторов экономики (2002г.=1)

 

См. таблицу в иллюстрациях к материалу

 

Также весьма неплохо себя чувствуют те секторы экономики, которые традиционно отличаются высокой коррупциогенностью и низкой финансовой прозрачностью – именно они получают наиболее значимую финансовую поддержку из бюджетов всех уровней, которую с редким успехом перераспределяют в карманы чиновников. Прежде всего, в глаза бросается тот факт, что объём добавленной стоимости в системе государственного управления превысил показатели 2007г. на 17,3%, в здравоохранении – на 16,5%, в образовании – на 10,6%.

Одновременно с этим практически на 13,3% увеличились налоги на продукты, при одновременном снижении субсидий на производимые товары на 52,6%, что на фоне усиливающегося беспредела монополий и коррупционных поборов лишь усугубляет кризис в несырьевых секторах экономики и подрывает последние надежды на развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

 

«Экономика трубы» стала ещё сильней зависеть от распродажи минерального сырья и финансовых спекуляций

 

Ещё более наглядно об «успехах» российских властей в деле возрождения отечественной промышленности, модернизации экономики и построения «сувенирной демократии» говорят цифры Росстата, характеризующие структуру роста российской экономики за период 2002-2011гг.

Прежде всего, основные опасения вызывают источники роста российской «экономики трубы», которые не только не способствуют снижению сырьевой зависимости отечественной экономики и делают нереализуемыми озвученные президентом и премьером планы по модернизации экономики и «слезания с сырьевой иглы», но лишь усиливают упадок в наукоёмких отраслях и высокотехнологичных производствах.

Стоит отметить усиливающуюся неравномерность роста высокорентабельных секторов экономики, связанных с извлечением монополистической, природно-сырьевой, административной и финансовой ренты, с одной стороны, и наукоёмких производств, с другой стороны.

Так, за период 2002-2011гг. объём добавленной стоимости в добывающих секторах экономики подскочил в 2,68 раз, в сегменте финансовых операций и банковского дела – в 2,25 раз, а в строительстве и совершении операций с недвижимостью, ставших инструментом легализации преступных доходов и обслуживающих интересы российских сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников, прирост составил более 1,92 и 1,68 раз соответственно.

Также весьма неплохо складывается ситуация в сегменте оказания гостиничных и ресторанных услуг, которые обслуживают платёжеспособный спрос со стороны 15-20% населения России с доходами выше 25 тыс. рублей месяц, сумевших с разной степенью эффективности вписаться в паразитическую модель «экономики трубы». Объём добавленной стоимости в гостиничной и ресторанной индустрии по итогам 2011г. увеличился в 1,62 раз по сравнению с 2002г., что сопоставимо с общим ростом ВВП  России за аналогичный промежуток времени (+62,7%).

Что вызывает ещё больше опасений, так это тот факт, что объём добавленной стоимости в сельском хозяйстве и рыболовстве с учётом дефлятора ВВП в реальном выражении не только не вырос за последние 9 лет, но даже умудрился снизиться на 2,2% и 7,7% соответственно. Несмотря на непрекращающиеся разговоры про инновации и модернизацию, за период 2002-2011гг. объём добавленной стоимости в обрабатывающих производствах увеличился всего лишь на 47,6%, тогда как объём ВВП России вырос на 62,7%.

При этом в целом ряде высокотехнологичных производств и машиностроении рост составил менее 15-20%, а в авиаксомической отрасли и производстве отдельных видов продукции и вовсе зафиксирован спад. Объём добавленной стоимости в транспорте и связи увеличился на 31%, а в сегменте естественных монополий, которые на протяжении всех последних 11 лет ускоренными темпами (в 2,5-3 раза выше официальных темпов инфляции) повышали тарифы на свои услуги, прирост создания стоимости едва дотянул до 55,6%, что ниже прироста всей экономики.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

«Коммунист – век XX-XXI» №25 (715) 28 июня 2012 года

Ср Июн 27 , 2012
http://narod.ru/disk/54419611001.bddc47ad45bd6db52642c2b94d796707/25.pdf.html Post Views: 332

Рубрики