Оптимизация по-хвалынски

Оптимизация по-хвалынски

Полгода назад Россия вошла в системный политический кризис. Вошла она в него, конечно, много раньше, но не знала об этом. А потом вдруг резко проявился кризис политики «верхов», кризис стратегии и тактики власти, особенно явственно – кризис целей власти и неспособность эффективно управлять. В чем же причина?

 

Яндекс постоянно сообщает, что борьба с гомосексуализмом  приняла у нас федеральные масштабы. Наверное, в этом вся проблема - что с коррупцией борются  в нашей стране коррупционеры, с гомосексуализмом - гомосексуалисты, с  образованием – министерство образования и науки (последнее в России добавлено уже откровенно просто для стёба).  И оттого постоянно происходят какие-то странные вещи: не успеет президент или премьер - что стало синонимичным - произнести что-нибудь про развитие в этом образовании системы работы с одаренными детьми – как на тебе: или сокращение педагогов, или ликвидация  финансирования программы по работе с этими детьми.

Наше саратовское сельцо, при  Ельцине бывшее просто Содомом, при Путине стало Большим Содомом. До Ельцина  и при Ельцине у нас было просто образование, при Путине стало – Большое Образование. И оно становится тем больше и тем глубже, чем меньше на него отпускается средств и чем больше этих средств поглощается зарплатами чиновников.

Кроме Большого Содома, на территории нашей области есть еще один городок, тоже активно проголосовавший и на думских, и на президентских выборах, - Хвалынск. Незадолго до мартовских в прежде дремотном Хвалынске на выборах прокатили действовавшего  главу  Ермакова и потому  на президентские выборы на прорыв демократии  из Саратова «Единой Россией» был послан партийный десант во главе с начальником  бани Сергеем Нестеровым. Он взял с собой товарищей  и своего бухгалтера – юную Валентину Аржанухину, которая возглавила  в Хвалынске отдел образования.

Реставрированная система кормлений - тоже признак системного кризиса: для прокорма бывшего работника бани отдел образования был переименован в управление, соответственно у начальника  в разы повысилась заработная плата. Простые же директора   просто вгрохали сотни тысяч рублей в замену печатей и пр. Но этой меры оказалось мало: реализация Нацпроекта «Большое Образование» вновь уткнулась в проблему  сокращения  педкадров: Хвалынск – город маленький, таков же и бюджет. Иван Грозный решал такие проблемы просто: приглашал тех, на чье имущество он зарился, на пир, давал выпить яду – и все естественным порядком переходило в казну. Но те золотые времена прошли, а аппетиты в Большом Образовании – не уменьшились. Поэтому технология перекачки средств из карманов  учебных заведений в карман начальника управления  стала называться «оптимизация». А заодно отъяли денежку и у программы по работе с одаренными детьми: по ней  на проведение  районных  конкурсов для смышленых детей выдавалось по 200 – 500 рублей (на 150-350 участников, т.е. в среднем  1-2 рубля на человека).

Надо сказать, сегодня впервые в истории цивилизации постоянно уменьшавшийся период смены технологий сравнялся с неизменным периодом смены поколений. Следствием является крах господствовавших концепций управления и изменением логики социального поведения. Процесс бурной информатизации требует реформирования системы образования: особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы. И в Хвалынске есть занятное образовательное учреждение, вызывающее живой интерес Российской Академии образования, - Дом детского творчества. Там отрабатывают  технологии  развития критического и творческого мышления. Дети из хвалынского Дома детского творчества, где вываливаются  от ветхости окна,  много лет подряд выигрывают везде, где участвуют, - на научных российских и региональных конкурсах и научных конференциях, в выставках прикладного творчества, в хореографических конкурсах. Они много работают на расчистке леса, парков, развивают в синтезе критическое и творческое мышление, ежемесячно публикуются в российских журналах, пишут стихи, статьи – и это явление для этих детей – дело  массовое и будничное: педагоги ДДТ, как истинные философы, выступают за слияние  теоретического и эстетического освоения мира. И на 600 детей этих педагогов всего – 8, а половина детей занимается еще и во втором объединении, т.е. суммарно их по группам – 900!.. И одну ставку при этом В.Аржанухина решила сократить в связи с «оптимизацией». В принципе, в образовании давно привыкли, что все реформаторство власти – это ритуальные услуги. Но все же не глупо ли от такого огромного количества детей отдавать ставку  на кормление чиновницы, пусть и юной? Меж тем  по району по изданному В.Аржанухиной приказу  необходимо сократить 35 ставок. И опирается этот приказ на постановление Правительства Саратовской области от 19 октября 2010 года № 500-П «Об оптимизации бюджетных расходов», по которому сокращать нужно не учителей, а чиновников, причем в достаточно  растянутый период времени.

На 90-летии легендарного хвалынского педагога А.И. Спиркович  этот заслуженный учитель спросила у новоиспеченного «начальника управления»: «А за какие же заслуги, деточка, вас на такой пост назначили?». И та с гордостью ответила, озадачив старых учителей: «Сейчас потребность именно в таких кадрах, выдвиженцах!». И  всем припомнился старый рязановский фильм «Служебный роман», эпизод, где разгневанный директор спрашивает Шуру - профсоюзного деятеля: «Вы, кажется, числитесь в бухгалтерии?» - «Да, по-моему», - с дрожью отвечает Шура. Ну, вот и идите в бухгалтерию! – единодушно подумали гости юбилея, выразив общее мнение хвалынских учителей и их родителей. В нынешнем учебном году Хвалынск,  занявший в прошлом году 1 место на  секции философии  XXVI Всероссийской научной конференции и побеждавший там много лет, представителя своего туда уже не послал: принесшую городу и области научную славу Риту Королеву  школа отлучила от науки, загнав на  школьный кружок хореографии, который ведет учитель русского языка. Поставленный танец не прошел отбора даже на районный конкурс самодеятельности. Как  метко заметил Салтыков-Щедрин, «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».  Приказ на сокращение учителей, ликвидация финансирования детских мероприятий, отсутствие  предполагаемой победы в самой крупной российской детской конференции – такова лишь малая доля результата работы  «выдвиженца» из бани.

Кстати, с Домом детского творчества г.Хвалынск связана еще одна история. Там работает кандидат философских наук, руководитель единственной в России детской философской школы, учитель истории высшей категории, педагог дополнительного образования высшей категории,  дети которого написали более тысячи призовых  работ на  российских и международных философских и исторических  конкурсах и конференциях, причем среди них - масса призеров региональной конференции «Инициатива молодых», международной  «Политики вокруг нас», конкурса «Права ребенка в новом веке», областного конкурса по гуманитарным наукам, проводимом СГУ и Саратовской епархией.  Среди  российских призеров – десятки детей из школы-интерната и сел Хвалынского, Вольского, Духовницкого районов, Пугачева, Саратова, Новомосковска и пр. Зовут педагог Елена Владимировна Грекова. Масштаб работы и побед этого педагога  поражает.  Она проложила путь к нашим победам, заняв 1 место на  ежегодном Международном конкурсе «Холокост – путь к толерантности» -  семь лет наша область участвовала в нем безрезультатно;  в прошлом году   ее ученица получила медаль «За лучшую работу 2011 года» на XXVI Всероссийской научной конференции учащихся. Она автор программы элективного курса «Философия святого и героя», принятого к публикации и использованию в школах Саратовской области,  программы обучения учащихся философии в системе дополнительного образования, защищавшейся  в Институте философии Российской Академии наук; имеет массу публикаций в научно-методических и научно-практических журналах. Педагог-ученый  была приглашена Институтом философии РАН на Международный философский конгресс в Москве и выступала от России на секции «Философия – детям»; спецвыпуск журнала «Интеллект будущего» для философов из 40 стран наполовину состоял из работ ее учеников. Более десяти лет ежегодно ею организуются и проводятся несколько детских районных с региональным участием научных конференций, масса конкурсов. Ею выиграны конкурс на звание «Лучший учитель Российской Федерации», несколько  Всероссийских педагогических конкурсов «Образование: взгляд в будущее»; портрет ее два года украшал областную Доску почета. Грекова награждена  медалью Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», медалью «За творческий вклад в науку, культуру и образование России», знаком-орденом «Гордость России», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»,  Почетными грамотами Губернатора Саратовской области и Министерства образования области, Почетными грамотами и дипломами Президента РАО. В октябре 2009 г. коллектив выдвинул ее на присвоение звания «Заслуженный учитель».

Сначала ее документы просто отбросили: работник системы дополнительного образования, с точки зрения г. Ламеховой, не имел права награждаться в Год Учителя! Потом  представление повторили – но, в связи с карьерно-чиновничьей чехардой в министерстве образования, воз и ныне  там.  Человеку, являющемуся гордостью нашей области, в Год Учителя не дали даже какого-нибудь благодарственного письма на осьмушке бумаги! И документы его на заслуженного учителя так  нигде и не рассмотрены. Такова работа с кадрами, которые не являются чиновниками, в Саратовской области. Сегодня, когда Е. Грековой   руководством Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» предложено заняться организацией первой всероссийской  детской философской научной конференции, когда готовится ее книга по обобщению опыта работы и речь на верхах идет о звании народного учителя, обнаружилось, что она  - даже не заслуженный. Что нужно, чтобы  получить звание заслуженного учителя в Саратовской области? Стать карьерным «выдвиженцем»?  Речь об организации философской конференции,  расселении участников уже шла с тогдашним главой администрации Нестеровым  - но увы! – ветер карьерных перемен унес его так быстро!  Организовав требуемый процент голосования на выборах, был он тут же назначен министром и Хвалынск покинул.

В Нидерландах премьер, не договорившись с оппозицией, подал в отставку. Наш премьер, не договорившись с оппозицией, пошел в президенты. Треть президентского Совета по правам человека разбежалась; и что делать нашим детям в маленьких городках, лишаемым «оптимизацией» качественного образования? Что делать нашим педагогам,  награждение которых зависит лишь от прихоти чиновников  и уборки в чиновничьих кабинетах? Все – как у Платонова в «Чевенгуре»: «Скучно и стыдно от правильности действий: рыбак утонул, бобыль умер, Прошка и Саша побираются, а часы идут». Часы идут; НТВ с радостью сообщило: «Россия заняла четвертое  место в мире по числу сверхбогатых. Когда  мы займем  первое, будем праздновать: ведь у нас так мало побед, в основном, хороним свалившихся  с неба и раздавленных на автобусных стоянках. Очередные новости сообщают: «За сутки в Саратовской области повесились пять человек». До выборов вешалось трое, теперь – пять. Динамика. Так, может, все-таки, приостановим политику «оптимизации» в  образовательных учреждениях и начнем воздавать  не чиновникам, а –  достойным?

Наш. корр

 
Статья прочитана 193 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!