Независимый экономист Владислав Жуковский: Российские власти по-прежнему держат на голодном пайке экономику и задабривают силовиков

Независимый экономист Владислав Жуковский: Российские власти по-прежнему держат на голодном пайке экономику и задабривают силовиков

2012-08-08 11:42
Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU

Российские экономические власти по-прежнему продолжают придерживаться крайне неразумной и откровенно вредительской для развития отечественной экономики финансово-экономической политики. Экономический блок правительства продолжает копить резервы и откладывать поступающие сверх бюджетных проектировок нефтедоллары в резервы, объясняя это необходимостью откладывать избыточные доходы на «чёрный день».

 

Ежегодно изымая колоссальные по своим объёмам средства из отечественной экономики, поддерживая многолетний инвестиционный кризис в наукоёмких отраслях и недофинансируя изношенную на 75-80% базовую энергетическую, транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуру, российские власти продолжают вкладывать сотни миллиардов долларов в долговые бумаги США и ЕС, финансируя научно-технический прогресс и модернизацию у наших стратегических конкурентов.

При этом российские экономические власти наотрез отказываются осознать тот простой факт, что, если очень долго копить деньги на «чёрный день», отказываясь от повышения конкурентоспособности отечественной экономики и модернизации производства, то эти средства превращаются в гробовые деньги, которых хватит в лучшем случае на то, чтобы профинансировать собственные похороны.

Невозможно заниматься развитием научно-технического потенциала и возрождением порушенных в ходе «перестроечно-реформаторского угара» наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности, объёмы выпуска которой в 3-5 раз ниже отметок 22–летней давности, вывозя из экономики порядка 7-10% ВВП ежегодно только по линии валютных резервов. Тем более, что ещё порядка 5% ВВП (80 млрд. долл.) составляет официально учтённый Банком России чистый вывоз капитала из России, размер теневого сектора экономики только по официальным данным зашкаливает за 10-15% ВВП, а объём незаконного вывоза капитала на протяжении последних 4 лет не опускается ниже 40-45 млрд. долл. (2,3% ВВП).

Средства есть, а толку нет

Однако основная проблема нынешних властей состоит не в отсутствии средств для реализации обещанных накануне парламентских и президентских выборов инициатив по модернизации экономики и повышению уровня жизни населения. С формальной точки зрения, деньги у правительства есть и их объём вполне достаточен для того, чтобы в 3-4 раза нарастить государственные расходы на финансирование науки, образования и здравоохранения.

Как бы ни хотели находящиеся у руля экономического блока приверженцы ультралиберальной идеологии обслуживания транснационального капитала и западных элит получить дефицит бюджета, который бы позволил им идеологически оправдать распродажу принадлежащих государству наиболее высокорентабельных предприятий и снижение социальных расходов, ценовая конъюнктура на товарно-сырьевых биржах пока играет им не на руку.

По итогам первого полугодия 2012г. благодаря рекордно высоким ценам на нефть, наблюдавшимся в январе-апреле текущего года, удалось свести федеральный бюджет с профицитом в 0,9% ВВП (247,4 млрд. долл.), на счетах правительства в Банке России и коммерческих банках без дела лежит порядка 6,7 трлн. рублей, а размер резервного фонда с начала года подскочил в 2,5 раза и превысил отметку в 1,92 трлн. рублей.

Другими словами, уже сегодня в закромах Минфина абсолютно без дела лежат порядка 6,7 трлн. рублей, львиная доля которых работает на финансирование экономического роста и создание рабочих мест в США и Евросоюзе, а 15-20% прокручивается в российской банковской системе в рамках спекулятивных валютно-финансовых операций. И это при том, что подавляющая часть бюджетных статей, ответственных за повышение конкурентоспособности отечественной экономики, возрождение высокотехнологичных производств с высоким мультипликатором добавленной стоимости и модернизацию экономики, хронически недофинансируются на протяжении многих лет.

Другими словами, своей приверженностью искусственному изъятию из системы денежно-кредитного предложения порядка 3-4 трлн. рублей ежегодно и вывозу бюджетных нефтедолларов в финансовую систему США, российские власти ставят крест на идее модернизации отечественной экономики и консервируют сырьевую модель «экономики трубы».

Уже сегодня расходы федерального бюджета на науку и экономику (1 и 3% ВВП соответственно) в 3-4 раза меньше масштабов финансирования НИОКР, образования и высокотехнологичных производств не только в США, ЕС, Японии, но также в динамично развивающихся новых индустриальных странах и «азиатских тиграх» - Китае, Южной Корее, Тайване, Малайзии и т.д.

Российские власти недофинансируют подавляющую часть стратегически значимых секторов экономики

Мало того, что своей приверженностью изъятию и вывозу за рубеж сотен миллиардов долларов российские власти поддерживают острый инвестиционный кризис в экономике и удерживают ставки по кредитам для несырьевых секторов экономики на отметках, в 2,5-3 раза превышающих среднюю рентабельность в наукоёмких отраслях промышленности и сельском хозяйстве (18-25% против 7-10%).

Экономический блок правительства не только умудряется выделять в разы меньше средств на финансирование науки, образования, НИОКР, экономики, обрабатывающей промышленности, здравоохранения и прочих критически значимых с точки зрения развития научно-технического потенциала и «снятия» с «нефтяной иглы» секторов экономики. Правительственные чиновники продолжают следовать разрушительной финансово-экономической политике своих идеологических предшественников и в соответствии с догмами ультралиберальной политики умудряются под всяческими предлогами затягивать сроки исполнения бюджетной росписи, срывая график перевода средств.

Наиболее наглядно об этом свидетельствует официальный отчёт Минфина об исполнении бюджета по итогам первых 6-ти месяцев 2012г. Так, общее исполнение расходной части федерального бюджета по итогам первого полугодия текущего года составило 38,9% при запланированных 50%, что существенно хуже степени исполнения доходной части федерального бюджета, которая хоть и не дотянула до 50%, на приблизилась к 43,1%.

Наиболее высокая степень бюджетной дисциплины и исполнения росписи наблюдается в финансировании национальной обороны (47,9% от запланированной величины годовых расходов), общегосударственных расходов (33,6%), а также национальной безопасности (32,4%) и охраны окружающей среды (39,5%). Другими словами, про финансирование силового блока и самих себя российские чиновники как всегда не забыли. Однако, судя по всему, поводов для радости здесь пока не так много, как того хотелось бы – без реальной борьбы с коррупцией, подменяемой выборочной борьбой с неугодными коррупционерами, опережающее финансирование государственных органов означает создание дополнительных возможностей и лазеек для паразитирования на бюджетных нефтедолларах во всех эшелонных власти.

Единственное, что действительно вызывает определённый оптимизм, так это то, что в этом году Минфин повысил бюджетную дисциплину и прекратил затягивать сроки при финансированию социальных расходов. По итогам января-июня текущего года исполнение бюджетной росписи по финансированию образования превысило 46,4%, здравоохранения – 44%, социальной политики – 42,1%, культуры и кинематографии - 40,3%, средств массовой информации – 40,4%, а физической культуры – 35,4%. Однако реальный вклад экономического блока и Минфина в эти достижения весьма сомнителен – всё дело в изменениях принципов финансирования расходных статей бюджета, которые вступили в силу после внесения поправок в ФЗ-83, которые, помимо прочего, подразумевают приватизацию бюджетной сферы и рост платности базовых социальных услуг.

Если экономить на социальных расходах и оттягивать финансирование правоохранительных органов и системы национальной безопасности не получается в силу необходимости поддержания социально-политической стабильности и обеспечения гарантий собственной безопасности правящих властей со стороны силовых ведомств, то с финансированием остальных бюджетных статей власти пока не спешат.

Экономические власти отказываются от финансирования наукоёмких производств и образования

Об это наглядно свидетельствует тот факт, что исполнение расходной части федерального бюджета на финансирование национальной экономики едва дотянуло до 28,4%, что в условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и усиливающегося спада в российской экономики и промышленности вызывает откровенное недоумение. Безусловно, гораздо проще заниматься раздачей изначально нереализуемых при нынешней финансово-экономической политике и масштабах воровства предвыборных обещаний, чем заниматься развитием отечественных несырьевых секторов экономики, бороться с коррупцией и беспрецедентным незаконным вывозом капитала (40 млрд. долл. ежегодно), ограничивать ценовой беспредел монополий и снижать постоянно расширяющуюся пропасть между богатыми и бедными. 

Неудивительно, что на фоне присоединения России к ВТО и усиливающегося наплыва импортной продукции (средние темпы роста которого на протяжении последних 11 лет в 4,5-5 раз превосходят средние темпы роста в обрабатывающей промышленности – 22,5% против 5,5%) сокращение финансирования экономики и постоянные затягивания сроков перевода бюджетных средств провоцирует скатывание российской экономики в рецессию. Напомним, что за последние 2 года темпы роста обрабатывающих производств сжались в 4-5 раз, а 3 раза за последние 4 месяца Министерство экономики и Росстат зафиксировали помесячное снижение ВВП и промышленного производства, чего не наблюдалось с разгара финансово-экономического кризиса 2008-2009гг.

Если ещё по итогам 2010г. темпы роста промышленного производства составляли  8,2%, то уже по итогам 2011г. они сжались до 4,7%, а в апреле и мае текущего года  прирост в промышленности едва дотянул до 1,3% и 1,9% соответственно. Это минимальные темпы роста выпуска продукции с кризисного 2009г., которые в 4,5 раза ниже отметок 2010г. и в 3-3,5 раза ниже среднегодовых темпов роста в докризисный период 2002-2007гг. Одновременно с этим темпы роста в обрабатывающей промышленности замедлились с 11,8% в 2010г. до 6,5% в 2011г. и менее чем 3,6% и 3,4% в апреле и июне текущего года соответственно.

В рамках исполнения бюджетной росписи по финансированию национальной экономики определённый оптимизм вызывает весьма высокая степень исполнения расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы (37,3%) и финансирование лесного хозяйства (62,4%). При этом совершенно удручающая ситуация складывается с финансированием дорожного хозяйства (21,5%), связи и информатики (26%), транспорта (31,9%), водного хозяйства (14,9%) и общеэкономических вопросов (28,2%).

Не меньше вопросов вызывают заявления российских властей относительно модернизации отечественной деиндустриализованной «экономики трубы» и преодоления «сырьевого проклятия» в условиях, когда правительством не просто запланировано сокращение расходов на НИОКР, науку и образование на 15-25% с учётом инфляции к 2015г. согласно бюджетным проектировкам Минфина, но под всяческими предлогами затягивает финансирование наукоёмких производств.

По итогам первого полугодия 2012г. степень финансирования прикладных научных исследований в области национальной экономики едва дотянула до 29,3% от запланированных на 2012г. объёмов, что практически в 1,7 раз ниже требуемого размера в расчёте на полугодие. Откровенно провально складывается ситуация с финансированием исследований и использования космического пространства, бюджетная роспись которых исполнена лишь на 9,2%, что в 5 раз ниже требуемого и согласованного размера бюджетного финансирования.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с финансированием изношенной на 80-85% жилищно-коммунальной инфраструктуры, которая после затеянной в начале 2000-х годов приватизации системы ЖКХ привела к легитимации поборов и произвола криминальных структур в ЖКХ и лишь усугубила ситуацию с аварийным состоянием жилищного фонда. Несмотря на тот факт, что российские чиновники, активно участвующие в покрывательстве жилищно-коммунальной мафии, неустанно твердят про необходимость модернизации системы ЖКХ и повышении эффективности расходования выделяемых бюджетных средств, на деле мы имеем совершенно противоположную ситуацию.

Согласно отчёту Минфина, по итогам первых 6-ти месяцев текущего года степень финансирования жилищно-коммунального хозяйства едва дотянула до 18,1%, что в 2,5 раза ниже требуемого объёма  средств. При этом финансирование жилищного хозяйства едва дотянуло до 16,2% от запланированного на текущий бюджетный год размера средств, а на финансирование благоустройства территорий было выделено менее 16,9% всех средств.

И не стоит удивляться, что только за период 2001-2011гг. совокупная площадь аварийного жилья подскочила практически в 3 раза (с 7,9 до 20,5 млн. кв. метров), а удельный вес ветхого и аварийного жилья за 22 года «рыночных преобразований» и погрома промышленности подскочил с 1,3 до 3,1% совокупного жилищного фонда. Согласно экспертным оценкам удельный вес аварийного жилья в действительности в 7-15 раз превышает официальные данные Росстата и приближается к 30-40% всего жилищного фонда, чего не было в России даже в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной Войны.

Трагические казусы бюджетной политики

При этом, даже в рамках весьма благополучных с точки зрения своевременности выделения бюджетных средств секторов экономики и статей бюджета, случаются откровенные казусы. Скажем, при общей весьма высокой степени исполнения планов расходов на здравоохранение (44% от утверждённых годовых параметров), наблюдается крайне низкое (17,2%) исполнение расходной части бюджета на финансирование заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и её компонентов.

Этот факт выглядит тем более циничным с учётом того бедственного положения, в котором находится медицина в целом и донорская помощь в частности. Практически 2,5-кратная задержка с выделением бюджетных средств на финансирование заготовки донорской крови, безусловно, вызывает недоумение и высвечивает колоссальную пропасть межу официальной риторикой властей о социальной ответственности чиновников и реальным положением дел.

И это при том, что масштабы финансирования здравоохранения и медицины в России (1,3% ВВП) в 2,5-4 рази ниже, чем не только в экономически развитых странах (США, ЕС, Япония), но и в динамично развивающихся «азиатских тиграх», вкладывающих огромные средства в развитие научно-технического, производственного и человеческого потенциала.

Также в глаза бросается практически 1,5-кратное превышение изначально запланированного размера финансирования мероприятий по обеспечению проведения выборов и референдумов – только за первое полугодие размер выделенных из федерального бюджета средств в 1,34 раза превысил совокупный объём запланированного финансирования на 2012г. Опережающими темпами финансируется мобилизационная и вневойсковая подготовка, на которую только в январе-июне было потрачено свыше 66,3% всех запланированных на 2012г. бюджетных средств.

Судя по всему, российские власти прекрасно осознают всю степень неэффективности проводимой в стране социально-экономической политики, а также возрастающее неприятие населением тотальной коррупции и произвола монополий, что вынуждает чиновников задабривать социально необеспеченных граждан и в разы повышать финансирование силовых ведомств и карательных служб. Тем не менее, эти действия в принципе не способны  остановить развал паразитической модели «экономики трубы» и скатывание России в системный кризис. 

 

 
Статья прочитана 65 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!