Правительство представило скандальный проект закона «Об образовании в РФ»

Правительство представило скандальный проект закона «Об образовании в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он имеет все шансы стать одним из самых антисоциальных проектов в стране, поскольку ударит по всем участникам образовательного процесса — начиная от преподавателей и студентов и заканчивая родителями дошколят.

Вместо обещанного правительством доступа к получению бесплатного образования, а также повышения зарплат педагогам чиновники забрали льготы по оплате коммунальных услуг у сельских учителей, отменили выплаты за ученые степени и звания для вузовских преподавателей, в разы уменьшили количество абитуриентов-льготников, а детские сады перевели на платные рельсы. В нововведениях разбирался «МК» в Саратове».

 

Учите и обрящете

 

Новый законопроект «Об образовании в РФ» разрабатывался два года, пережил восемь версий, в которые постоянно вносились изменения, и правительственные чиновники искренне заверяли граждан, что документ решит все проблемы, накопившиеся в системе отечественного образования. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, выступая на заседании Госдумы, посвященном первому чтению законопроекта, сообщил, что ведомство за время обсуждения проекта получило свыше 20 тыс. замечаний, причем не только от педагогов, но и от родителей, учащихся, работодателей и даже представителей власти. «И это позволяет утверждать, что фактически новый закон «Об образовании в РФ» написан самими гражданами», — пафосно заявил министр. Но все доводы чиновника о «народном голосе» рассыпаются в пух и прах, стоит только ознакомиться с проектом скандального закона.

 

Уже год учителей кормят обещаниями, что их заработная плата будет не меньше средней по экономике региона, а преподавателям высшей школы премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посулил заработки аж в 200% от средней зарплаты по региону. Но в новом законопроекте никаких гарантий по оплате труда педагогов не установлено, несмотря на возмущения профсоюзов и общественников. Причем самое интересное, что в предпоследней версии документа, составленной во время парламентской и президентской предвыборных кампаний, твердый размер учительских зарплат и студенческих стипендий был утвержден. Но сразу же после выборов этот абзац из текста документа «выпал».

Но это ещё не все потери. Документ фактически разрушает сельскую школу, отнимая льготы у учителей.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Николай ТИМОФЕЕВ, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки:

— Новый законопроект отбирает у сельского учителя льготы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, а их выплату целиком и полностью отдает на усмотрение региона. Понятно, что прогрессивные и богатые регионы, заинтересованные в притоке педагогов в сельские школы, льготы оставят, а все остальные скажут просто: денег нет и либо урежут льготы, либо вообще уберут. В нашей области и так проблема с сельскими учителями — молодежь не желает ехать в село, а если льгот по оплате ЖКУ не будет вовсе, дефицит преподавательских кадров станет просто катастрофическим. Да что там говорить, в новом проекте закона у всех учителей забрали даже скромную выплату на приобретение книгоиздательской продукции, которая составляла примерно 100 рублей. Конечно, и эта сумма была мизерной, и мы ждали, что рано или поздно она вырастет. Но в правительстве нашли другой выход из положения — просто ликвидировали выплату и всё.

Опасения профсоюзов и педагогической общественности не напрасны: учитывая низкие зарплаты сельского учителя, снятие льгот может повлечь за собой массовую утечку педагогов из сельских школ. А уж про молодые кадры речь вообще не идет.

В Дергачевский район Саратовской области в этом году приехали два молодых специалиста-педагога, в прошлом году — ни одного. Что будет с принятием нового закона, директора сельских школ даже боятся предположить.

 

Галина ВАСНЕВА, директор основной общеобразовательной школы поселка Советский Дергачевского района:

— Сегодня учитель в сельской местности получает в среднем 13—14,5 тысячи рублей, если льготы снимут, то 3,5—4 тысячи рублей из этой зарплаты будут уходить на оплату услуг ЖКУ. Молодые учителя, только что пришедшие в школу, не имеют ни стажа, ни квалификации и поэтому получают по 6—7 тысяч рублей. Если они будут оплачивать коммунальные счета, что останется на жизнь? Копейки. Молодых специалистов и так в село не заманишь, а теперь их не будет вовсе.

К слову, новый законопроект предполагает снятие льготы для педагогических работников на прием их детей в детские сады и школы. Этот момент также заставит преподавателей задуматься о смене профессии.

 

Вуз — три печальные буквы

 

Новый законопроект «Об образовании в РФ» поставил крест на выплатах за ученые степени и звания преподавателям вузов. Напомним, что с 2006 г. выплаты составляли 7 тыс. руб. для докторов наук и 3 тыс. руб. для кандидатов наук. Суммы не очень большие, но всё же какое-то подспорье. Теперь же в Минобрнауки решили, что материально стимулировать преподавателей, защищающих кандидатские и докторские диссертации, совершенно ни к чему. Правда, пообещали внести эти надбавки в оклад, но пока это всё лишь слова, никак не отраженные в тексте документа.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Дмитрий МИХЕЛЬ, доктор философских наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета СГТУ:

— В новом законопроекте я увидел отражение той деятельности, которая уже давно идет в сфере образования, но, конечно, документ не лишен недостатков. Что касается снятия выплат за ученые степени, то, как мне кажется, здесь, с одной стороны, есть элементы безалаберности и банальной недоработки. И думаю, что на практике никто не решится отменить выплаты за ученые степени и звания. Но то, что в законе это не нашло отражения, конечно, настораживает. Остается надеяться лишь на здравомыслие наших законотворцев, у которых ещё есть время исправить и доработать этот законопроект.

 

Дмитрий АЯЦКОВ, доктор исторических наук, профессор, ректор Поволжского института управления им. Столыпина РАНХ и ГС:

— Я категорический противник урезания надбавок за ученые степени. Либо они должны чем-то замещаться. У преподавателя должна быть мотивация к работе, хорошая зарплата, и он не должен бегать из одного вуза в другой на занятия, чтобы заработать дополнительную копейку, — это унизительно.

Но мнение министров сильно отличается от точки зрения ректоров и преподавателей высшей школы. Помнится, ещё лет восемь тому назад на одном из последних выпусков закрытой передачи «Свобода слова» министр труда Александр Починок (ныне соратник олигарха Прохорова и его партии «Гражданская платформа») заявил: «А где вы видели преподавателя, который живет на одну зарплату, особенно в сессию?!» Как говорится, без комментариев. А за год до начала кризиса, выступая в Госдуме при обсуждении бюджета, министр финансов сообщил: «Мы перекармливаем сферу образования». И это при самой низкой в мире зарплате российских преподавателей вузов и при самой высокой в мире их аудиторной нагрузке.

Новый законопроект не пощадил и студентов: как говорят в профсоюзах, в документе нет никакого норматива, и стипендия может составлять хоть 3 рубля. Не повезло также абитуриентам-льготникам, от которых давно и настойчиво пытались отбиться сами вузы (и, видимо, пролоббировали данный раздел). Большинство существующих льгот ликвидируется, в частности для детей-сирот, и заменяется возможностью учиться на подготовительных отделениях. Но в пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10%.

 

МЕСТ НЕТ!

 

Но самые неприятные изменения ожидают родителей дошкольников. Новый законопроект сделает дошкольные учреждения полностью платными, и не исключено, что платить родители будут по рыночным расценкам.

Суть заключается в том, что в новом документе появилась 66-я статья, которая носит название «Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях». Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно, само обучение в детском саду) и «присмотр и уход за детьми». Тем самым государство гарантирует детям только бесплатное получение образовательной программы (не об этой ли доступности образования говорил министр Ливанов, защищая законопроект своего ведомства?), а родители будут платить детским садам за присмотр и уход за ребенком. При этом размер платы не прописан, он будет установлен органами госвласти субъекта РФ по собственному усмотрению.

А вот ныне действующее положение, согласно которому родители могут вносить плату за содержание ребенка в детском саду в размере не более 20% от общих затрат муниципалитета, из нового проекта исчезло. И это говорит о том, что мамам и папам придется платить за уход и присмотр за ребенком 100%. Эксперты предполагают, что цены будет диктовать свободный рынок, и это сделает недоступным пребывание малышей в детских садах. Кстати, те же нормы будут касаться и групп продленного дня в школах.

В документе появилась ещё одна статья, согласно которой детский сад имеет право отказать ребенку в приеме, если нет свободных мест. Конечно, детские сады отказывали родителям и раньше, но чаще всего «ужимались» и принимали нескольких малышей, нарушая нормы. Теперь отказ прописан законодательно. Всё это говорит только об одном: государство скинуло со своих плеч проблему нехватки мест в детских садах на муниципалитеты, дабы местные власти сами разбирались с огромными очередями в детсады. Теперь разобраться будет проще: не каждый родитель сумеет отдавать от 4 до 12 тысяч рублей в месяц (стоимость услуг по присмотру и уходу в муниципальных детсадах в разных регионах) и очереди автоматически станут меньше.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Ольга КОРГУНОВА, председатель правления Саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Думаю, что подобные новшества в законопроекте «Об образовании в РФ» — завуалированное повышение цен. Ведь просто так повысить стоимость за пребывание ребенка в детском саду нельзя — всё-таки это сильная социальная составляющая, поэтому нужно усложнить, переписать, разграничить и в результате повысить расценки. К сожалению, воспитание детей в дошкольных учреждениях становится доступным богатым семьям и семьям со средним достатком. Для всех остальных — малоимущих, многодетных, молодых семей — детские сады превращаются в недоступную роскошь.

Если учесть, что в  нашей стране забота о детях провозглашается едва ли не одним из основных приоритетов государства, подобные нововведения заставляют задуматься и о других причинах появления вышеуказанных статей в новом проекте закона «Об образовании в РФ». Особое внимание чиновники уделяют борьбе с безнадзорностью и отсутствием родительского попечения, но в то же время делают всё, чтобы вытолкнуть ребятишек из благополучных, но бедных семей на улицу. А потом пригрозить родителям ювенальной юстицией, ведь законодательство обязывает родителей не оставлять детей без присмотра. Второе слушание нового законопроекта «Об образовании в РФ» намечено на декабрь, но, как говорят эксперты, скорее всего закон будет принят в том виде, в котором есть сейчас (несмотря на возмущение общественности, акции протеста и сбор подписей), и вступит в силу с 1 января 2013 г.

 

http://www.saratovnews.ru/newspaper

 

КОММЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

 

Ольга АЛИМОВА, депутат Государственной думы, член ЦК, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ:

1. Странно, что жестко комментируют проект «едросско»-правительственного закона «Об образовании» исключительно адепты (ревностные сторонники) «едроссии» и нынешней власти. Я полагаю, что до выборов в Государственную думу и Президента РФ они вряд ли бы осмелились даже заикнуться об этом.

2. Но вообще в этом, мягко говоря, отвратительном проекте нет ничего удивительного: он лишь последовательно развивает то направление в сфере образования, которое вот уже 20 лет проводит в жизнь нынешняя власть. Бывший министр образования Фурсенко как-то сказал крылатую фразу: нам не нужен ученый, нам нужен грамотный потребитель. Она точно выражает дух современных реформ в системе образования.

Положение усугубляется тем, что к власти пришли те, кто заинтересован в окончательном разрушении системы образования в России.

3. Несмотря на то, что правительственный проект вызывает отторжение у значительной части педагогической общественности, «едроссы», как говорится,  с порога отвергают проект КПРФ «Образование для всех», но никто не привел ни одного аргумента против. А откуда ему взяться, если наш проект синтезирует всё лучшее, что было в советской системе образования, что было создано в процессе законотворческой деятельности в области образования за последние два десятилетия умными членами Совета Федерации, депутатами Госдумы (представьте, такие есть!), специалистами аппаратов обеих палат, специалистами институтов Российской академии образования, высших учебных заведений и других научных учреждений. Важно также, что проект предоставляет право выбора ЕГЭ или традиционной формы сдачи экзаменов, обучения в государственном или частном учреждении образования. Кроме того, в нем заложены положения, придающие образованию инновационный характер, расширяющие академические свободы, способствующие индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, интеграции его с наукой, расширению использования информационно-коммуникационных технологий в образовании как механизмов, обеспечивающих движение России в информационное общество, в «общество знаний», к экономике высоких технологий.

4. Особую привлекательность проекту КПРФ придает то обстоятельство, что он реально повышает статус учителя. Проект обеспечивает такие условия, которые позволяют учителю получать достойную зарплату, заниматься учебным процессом, а не быть статистом, сборщиком умопомрачительной информации в отделы образования, заниматься воспитательной работой, нести ответственность за качество образования.

5. Правительственный законопроект практически превосходит всё образование, в соответствии с законом об автономных образовательных учреждениях, на платную основу. А это значит, что современным потенциальным Ломоносовым, Кулибиным, Черепановым доступ к образованию будет закрыт.

 

 

 
Статья прочитана 370 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!