Рейтинг@Mail.ru

Места общественного пользования и общедомовые нужды. Профессиональный ответ на злободневный вопрос

001Вопрос: ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснаб­жения, с июня 2009 года в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользованием электро­энергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Считаю это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг. Прошу помочь обосновать доводы для обращения в суд с точки зрения действующего законодательства.

Ответ: В суд идти не спешите. Но и согла­шаться с таким положением вещей не стоит. Давайте попробуем сначала разобраться.

Действительно, где-то раньше, где-то позже в квитанциях на оплату электроэнер­гии, направляемых жильцам, стали появ­ляться дополнительные суммы на оплату ОДН. Как поясняют сами жильцы, при об­ращении за разъяснениями в энергоснаб­жающую организацию специалисты дают комментарии о том, что этот платеж — раз­ница между показаниями общедомового счётчика и суммарными показаниями всех квартирных счетчиков многоквартирного дома. Иными словами, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в опла­ту жильцами, но учитывается по показани­ям общедомового счетчика, распределяется

между собственниками квартир пропорци­онально показаниям квартирных приборов учёта. Законно ли это? Попытаемся разо­браться.

В соответствии с п. 4 Правил предостав­ления коммунальных услуг гражданам, ут­вержденных Постановлением Правительс­тва Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора, содержащего условия предостав­ления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого по­мещения. При выборе собственниками по­мещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организа­цией последняя должна заключить с ресур­соснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресур­сов на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммуналь­ных услуг.

В соответствии с п. 49 Правил предостав­ления коммунальных услуг исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающи­ми организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. В п. 3 Правил предоставле­ния коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель — это юридическое лицо независимо от организа­ционно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или

приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомо- вых инженерных систем, с использовани­ем которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товари­щество собственников жилья, жилищно­строительный, жилищный или иной специа­лизированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении много­квартирным домом собственниками поме­щений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресур­сы. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-пра­вовой формы. Согласно письму Минреги- онразвития РФ от 20.03.2007 №4989-СК/07, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организаци­ей, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребитель­ским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Таким образом, управляющие органи­зации, осуществляющие управление мно­гоквартирными домами, являясь исполни­телями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги

электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно и бремя рас­ходов за пользование электроэнергией на

ОДН с поставщиком электроэнергии — ре­сурсоснабжающей организацией, прежде всего, должна нести управляющая компа­ния. Раньше так и было. Но позднее выбран­ные нами управляющие организации стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН и ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ста­ли выставлять счета гражданам.

При этом отметим, что ЭНЕРГОСНАБЖА- ЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, как ресурсоснаб­жающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого в соответс­твии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 входит электричес­кое оборудование, находящееся в много­квартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более од­ного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети много­квартирного дома, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предо­ставление коммунальных услуг надлежаще­го качества.

Соответственно и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жиль­цам ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие орга­низации. А при нежелании последних идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы ЭНЕРГОСНАБ­ЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ и должна решать в суде, без обременения граждан дополни­тельными расходами. Однако с населения эти средства собрать проще, что сейчас и происходит. Кроме того, важно затронуть и вопрос о законности применения способа распределения затрат на ОДН пропорцио­нально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения. Необходимо отметить, что квартирные при­боры учета электроэнергии, установленные в квартирах многоквартирных домов, не могут учитывать долю потребленной или расчетной электроэнергии ОДН каждой от­дельной квартиры. И на сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и догово­

ров, заключенных с ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, на основании которых бы жильцы имели обязанность вносить неза­конно начисленные энергомонополистом денежные поборы за ОДН.

В соответствии с п. 25 Приложения Пра­вил установления и определения норма­тивов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правитель­ства РФ от 23.05.2008 года №306: «Расход электроэнергии на работу электрооборудо­вания, являющегося общей собственнос­тью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отноше­нии освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой тер­ритории, автоматических запирающих уст­ройств, усилителей телеантенн коллектив­ного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологичес­ких потерь — 7 кВт.ч в месяц на человека, в отношении лифтового оборудования — 7 кВт.ч в месяц на человека: для жилых зда­ний, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю».

А теперь рекомендуем сделать неболь­шие расчеты исходя из состава вашей се­мьи, заглянуть в свои квитанции и сравнить начисленные суммы с расчетными. Вам на­числено больше? Не удивляйтесь. Просто ваша управляющая организация произвела расчет не исходя из количества прожива­ющих (по 7 кВт.ч в месяц на человека), а распределила затраты на ОДН пропорцио­нально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения. И при этом, вам еще неведомо, каким образом были посчитаны все затраты на ОДН.

Если в вашем доме есть нежилые помеще­ния, которые занимают организации — иные собственники или арендаторы, то можете быть уверены, что их расходы на элект­роэнергию далеко не всегда учитываются отдельными приборами учета. А значит их расходы, возможно, частично оплачиваете и вы.

Использованы материалы сайта http://www.bveb.by/smallbusiness-credit/overdraft/.

 

 
Статья прочитана 101 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!