О.Н. Смолин: «Киевскую Русь погубила разобщённость князей, давайте не будем повторять исторических ошибок и объединим усилия для сохранения интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны»

c75978_smolin9 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-10-09 12:42

 

— Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич!

 

Сегодня в Думе большой день образования, и на «правительственном часе» каждая фракция, я думаю, выскажет министру свои претензии и предложения.

 

А сейчас я хочу привлечь ваше внимание к вопросу не партийно-политическому, но общенациональному, причём чрезвычайно острому. На мой взгляд, этот вопрос должен стать предметом внимания всех фракций. И я просил бы послушать то, что я скажу, лидеров фракций и тех, кто во фракциях отвечает за образовательную политику.

 

Недавно Дмитрий Ливанов предсказал российским вузам большие потрясения и связал это, в частности, с цифровой революцией и обострением международной конкуренции в этой области. Это чистая правда, хотя и не вся. А недавно на большом совещании в Петербурге я услышал: Россия находится под угрозой очередного нашествия, на сей раз электронного по средствам информационных образовательных технологий.

 

Я не принадлежу к сторонникам конспирологии, но в этом заявлении есть лишь небольшая доля преувеличения, а остальное правда. Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития новые информационные технологии становятся вызовом национальным образовательным суверенитетам, в том числе и нашей любимой России.

 

Я имею в виду развитие в странах-конкурентах нашей страны, массовых открытых он-лайн курсов, сокращённо MUX, которые имеют стремительный, взрывной, я бы сказал лавинообразный характер.

 

Напомню вам данные. Только на сайте курсера в конце прошлого года учились 3 миллиона человек, в июне этого года 4, сейчас 5, среди них в 2012 году получили сертификаты 50 тысяч граждан России, в сентябре этого года обучались уже 200 тысяч, среди всех стран мира граждане России по этому показателю занимают шестое место. Курсера ставит задачу: создать университет на миллиард человек, такую же задачу ставит Google, по преимуществу, это ресурсы американские.

 

Спрашивается, почему государства всё больше поддерживают, а люди всё чаще выбирают электронное образование?

 

Первое. Эти курсы совершенно бесплатны пока вы не хотите получить сертификат.

 

Второе. Курсы читаются талантливыми профессорами, как правило, сопровождаются мультимедиа и подаются в популярной форме.

 

Третье. В развитых странах принцип образования на всю жизнь давно заменился принципом образования через всю жизнь. Согласно оценкам Дмитрия Медведева, в развитых странах ежегодно повышают квалификации 60-70 процентов граждан ежегодно. В России — 5-10 процентов. Если исходить из 60-70 процентов, то обычными технологиями повысить квалификацию невозможно.

 

Пятое. Курсы активно переводятся с иностранных языков, с английского языка на другие, в том числе на русский.

 

Далее. Во всём мире дорожает формальное традиционное человеческое образование, а курсы очень дёшевы, обычно их цена составляет порядка 30-80 долларов, а с помощью преподавателя — 150-250 долларов, гораздо дешевле, чем обычное образование.

 

Итак, человечество получило новые колоссальные возможности, но и новые колоссальные проблемы. Обращаю ваше внимание, не только развивающиеся страны, но и 11 государств Евросоюза под эгидой Европейской комиссии в альтернативу Соединённым Штатам создают собственный проект массовых открытых он-лайн курсов. Только что эта позиция была подтверждена в Брюсселе.

 

Причём в этом проекте участвуют не только Германия и Франция, иногда фрондирующие Соединённым Штатам, но и Великобритания, обычно им верная.

 

Дело в том, что эти он-лайн курсы рассматриваются как стратегия в борьбе за человеческие ресурсы. Вот лишь некоторые последствия и ожидаемые результаты применения этой стратегии.

 

Результат первый. Это ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, представляющей MUX бесплатные или по очень низким ценам.

 

Каковы последствия? Потеря национального образовательного рынка, платить будут не своим вузам, а другим. Массовый отток капитала, он и так у нас очень высокий. Стремительное нарастание утечки умов, качественный рост интеллектуального потенциала в странах, куда перетекают человеческие ресурсы.

 

Цитируя Дмитрия Медведева, директора направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив, как известно, близком к    президенту,    цитирую:    «Сегодня    ведущие    it-компании    с    огромным удовольствием закупают 14-летнего программиста заранее». То есть он ещё не поступил ни в какой вуз, а они его уже выкупили, он на них уже работает. И он непосредственно из Индии в 15 лет уезжает в Стэнфорд и работает там.

 

Коллеги, а чем отличается наша Россия? По данным Сергея Степашина, за последние три года уехали 1 миллион 250 тысяч молодых продвинутых людей.

 

По данным «Левада-центра», за последние три года количество граждан, которые хотели бы покинуть нашу страну, увеличилось с 13-ти до 22 процентов, среди студентов до 45 процентов.

 

Конечно, большинство не уедут, но, всё равно, это угроза реальной катастрофы.

 

Второй результат. Ослабление интеллектуального потенциала или его торможение в развитии в стране, которая теряет человеческие ресурсы. Последствия — ослабление национальной системы образования, которая является основным генератором интеллектуальных ресурсов.

 

Знаю, во властных структурах есть люди, которые думают сэкономить на развитии отечественного образования, пусть, дескать, все пользуются курсера и другими иностранными ресурсами. Но это мы уже проходили.

 

Вспомните судьбу отечественной телевизионной     и радиопромышленности, была плохонькая, но своя. Теперь по производству телевизоров мы находимся на уровне  1957  года, радиоприёмников — на уровне 1947 года.

 

Третий результат. Погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны. Последствия: переориентация на её ценности, размывание национальной идентичности и даже превращение части таких студентов в потенциальных агентов влияния.

 

Какие возможны пути? Три сценария.

 

Первый. Использовать исключительно иностранные онлайн-ресурсы. Это может себе позволить развивающаяся страна, но не Россия, претендующая быть одним из мировых лидеров.

 

Второй сценарий. Не делать ничего, пусть как идёт, так и идёт. Последствия примерно те же: утрата конкурентных преимуществ и крах модернизации.

 

И третий, единственно возможный сценарий, — это создание отечественных открытых онлайн-курсов, которые позволяют сохранить конкурентоспособность нашего образования и не потерпеть сокрушительного поражения в борьбе за человеческие ресурсы.

 

По уровню развития электронного обучения большинство российских университетов отстают от зарубежных конкурентов на 15-20 лет.

 

Больше того, недавно Минобрнауки провело мониторинг, который показал, что к электронному обучению плохо подготовлены федеральные университеты, на которые возлагалось столько надежд. Они оказались в нижней половине таблицы.

 

Но дело не в том, что наши университеты и профессора плохие, у них просто нет такой государственной поддержки и такого законодательства как у конкурентов.

 

От коллег из Министерства образования и науки я много раз слышал, что электронные курсы — это дело не министерства, а университетов. При этом ссылаются на западный опыт, но забывают, что бюджет одного Гарварда сравним с бюджетом всей Российской академии наук. И нашим вузам соревноваться с конкурентами как людоедке Эллочке с известной миллионершей.

 

Я уж не говорю о том, что если бы западные университеты имели такие же условия лицензирования и мониторинга как наши, они просто закрылись. Ну, вот Анатолийский университет в Турции, где я был, миллион 300 тысяч студентов, по 13 квадратных метров на студента как у нас — нужно 17 миллионов квадратных метров, столько во всей Турции нет.

 

В декабре, коллеги, Комитет Государственной Думы по образованию проводит специальный «круглый стол» по электронному обучению. Мы призываем вас принять в нём участие.

 

Первое. Необходимо оказать государственную поддержку университетам, которые заняли лидирующие позиции в министерском рейтинге электронного обучения, причём независимо от того, имеют они формальный статус национальных университетов или не имеют. Если не имеют, может быть, создать новые национальные исследовательские университеты электронного обучения.

 

Во-вторых, как можно быстрее реализовать положения Федерального закона «Об образовании», а именно, с одной стороны, во избежание халтуры университеты должны создать электронную информационно-образовательную среду, с другой стороны, их следует немедленно освободить от колоссальных бюрократических ограничений, которые тормозят развитие электронного обучения и делают нас неконкурентоспособными.

 

Возвращаясь к теме интеллектуального нашествия, уважаемые коллеги, я вам напомню. Во времена Хана Батыя Киевскую Русь погубила разобщённость князей, их бездействие и надежда выжить в одиночку. Давайте не будем повторять исторических ошибок и объединим усилия для сохранения нашего образования, интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны.

 

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

«Хороший» способ борьбы с бюджетным дефицитом... предложил министр финансов Антон Силуанов

Ср Окт 9 , 2013
09 октября, 13:33 Оказывается, всего лишь надо провести переоценку стоимости нефти, заложенной в бюджет. Разумеется, в сторону увеличения. «Резервный фонд пополнится за счет курсовой переоценки», — отметил министр. Post Views: 372

Рубрики