В.И. Кашин: Рачительно распорядиться национальным богатством!

В.И. Кашин: Рачительно распорядиться национальным богатством!

3407_Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина 8 ноября 2013 года на парламентских слушаниях по теме: «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2013-11-19 02:48

Сегодня мы проводим парламентские слушания по законодательному обеспечению повышения инвестиционной привлекатель­ности пользования недрами на территории РФ и ее континентальном шельфе.

Недра – национальное богатство России

Российская Федерация располагает одной из крупнейших в мире минерально-сырьевых баз, уверенно занимает ведущие позиции по ряду важных направлений в энергетическом и горнопромышленном секторах мировой экономики. В недрах России сосредоточены около 25 процентов мировых запасов природного газа, 10 процентов нефти, 34 процентов алмазов, 19 процентов угля, 18 процентов калийных солей, 14 процентов запасов никеля. На государственном балансе учитывается 108 видов минерального сырья.

По добыче некоторых полезных ископаемых Россия является признанным мировым лидером. Это, прежде всего, палладий, более 40 процентов которого добывается предприятиями России, алмазы (более четверти), никель и природный газ около - 18 процентов, нефть - около 14 процентов

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2012 год, добыча полезных ископаемых по важнейшим видам продукции (общий объем / %  к 2011 года) составила:

- нефть, включая газовый конденсат - 517 млн.т. / 100,9%;

- газ природный и попутный -  653млрд. м3 / 97,3%;

- уголь -  354 млн.т. / 105,2%.

 

 

 

 

 

 

Сырьевая отрасль – главный источник пополнения бюджета

В тоже время иностранные инвестиции по виду экономической деятельности - добыча полезных ископаемых составили за 2012 год 18 150 млн. долларов США из общего объема поступивших инвестиций 154 570 млн. долларов США. По своей инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов недропользование в России стоит на 3-м месте. Как следует из данных Росстата, в  последние годы 3-4 года в России на добычу полезных ископаемых приходилось 12,0 - 12,6% поступавших иностранных инвестиции.

В течение ближайших полутора-двух десятилетий социально-экономическое развитие страны во многом будет определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.

Получаемые доходы от использования минерально-сырьевого комплекса страны в настоящее время являются основным источником формирования доходной части феде­раль­ного бюджета. Законопроектом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено, что в 2014 году объем нефтегазовых доходов составит  6,5 трлн. рублей  (48,1 % от общих доходов федерального бюджета).

Развитие  азиатско-тихоокеанского рынка будет требовать большого количества минеральных ресурсов. Нашей стране точно также будет требоваться для развития нефть, газ и остальные полезные ископаемые. Все это говорит том, что минерально-сырьевой комплекс страны останется основой формирования российского бюджета и экспортного потенциала достаточно долгий срок, как минимум на среднесрочную перспективу.

 

 

 

 

 

 

Особенно перспективен для освоения ресурсный потенциал континентального шельфа Российской Федерации. На сегодняшний день ресурсная база внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России (включая Азовское и Каспийское моря) составляет 115,1 млрд. т. условного топлива, при этом запасы равны 15,4 млрд. т. условного топлива.

Согласно аналитическим прогнозам международных агентств, доля шельфа к 30-му году в добыче и нефти и газа будет, если не значительной, то достаточно определяющей, достаточно важной для того, чтобы сохранить тот уровень добычи, который считается необходимым для обеспечения национальной энергетической безопасности страны.

К 2030-му году 30 процентов нефти, добываемой на территории страны, будет добываться на шельфе Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Для стимулирования геологического изучения шельфа, для того, чтобы можно было выходить на 30 процентов добычи к 30-м году, надо осуществлять геологическое изучение на шельфе гораздо более высокими темпами, чем это осуществляется сейчас.

За последнее время приняты меры государственного стимулирования добычи на российском шельфе, предполагающие отмену экспортных пошлин и снижение ставок по НДПИ и другим видам налогов, увеличившие рентабельность шельфовых проектов на 20%.

Также Правительством Российской Федерации принят ряд программ, направленных на развитие минерально-сырьевой базы:

- Стратегия развития геологической отрасли России до 2030 года;

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;

- Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и исполь­зование природных ресурсов».

 

Тормоза развития

Несмотря на принятые меры, существующий ряд серьезных проблем тормозит развитие российского минерально-сырьевого комплекса и снижает инвестиционную привлекательность пользования недрами. К ним следует отнести:

а) Макроэкономические риски, из которых следует выделить:

1.Отток капитала. Так, по данным ЦБ  отток капитала в 2010 году составил 34 млрд.$ США, в 2011 году - 84, 2 млрд.$США, в 2012 году - 56,8 млрд.$США.

2.Уменьшение прямых инвестиций в отрасль.

3.Высокую степень коррупции, так по экспертным оценкам, стоимость 1 км газопровода «НОРД СТРИМ» составила 5,8 млрд. евро, а  стоимость строительства аналогичного трубопровода в Германии составила 1,2 млрд.евро;

 

 

 

 

 

 

4.Неразвитость инфраструктуры;

Хотелось также отметить, сырьевой характер нашего экспорта, а это значит, что в стране нет полноценного производства, которое бы потребляло наше минерально-сырьевое богатство.

б) Отраслевые риски, к которым следует отнести:

1.Высокие риски ведения геологоразведочных работ

Результаты указанных работ часто бывают отрицательными, и долгосрочный характер инвестиций в минерально-сырьевом комплексе приводят к тому, что вкладывать средства в геологоразведку могут только крупные компании, обладающие большой финансовой устойчивостью, так как рынок публичного венчурного капитала для финансирования рискованных проектов в России не развит.

В тоже время крупнейшие российские сырьевые компании обеспечены текущими разведанными запасами нефти, газа, твердых полезных ископаемых на десятилетия вперед. То есть, у большинства крупнейших российских сырьевых компаний нет острой необходимости наращивать сырьевую базу. При этом небольшие компании фактически оказались отстранены от участия в геологоразведочном процессе.

2.Природно-климатические условия, требующие значительных вложений

Около 75% всех ресурсов акваторий России сосредоточено в суровых природно-климатических условиях арктических регионов, где практически полностью отсутствует инфраструктура. Освоение каждого месторождения в таких условиях - очень дорогостоящий, рискованный и высокотехнологичный инвестиционный проект.

Кроме того, большая часть месторождений в удаленных регионах России осваивалась еще в советское время, когда строительство стационарных поселков было обычной практикой. Часть из них в ближайшее десятилетие возможно придется закрыть. Процедуру закрытия, а также источники финансирования и объем мер социальной защиты работников предприятий и жителей поселков необходимо регламентировать федеральными законами.

3. Достижение прироста запасов за счет пересчета, а не геологоразведочных работ (ГРР).

Главной задачей является геологическое изучение и подготовка перспективных площадей, на которых прогнозируется открытие новых объектов («поискового задела»), а не только наращивание запасов в пределах известных разрабатываемых и ранее разведанных месторождений.

4. Ограничение иностранных инвестиций

Принятие Федерального закона от 28 мая 2008 года № 58-ФЗ установило ограничения участия иностранного капитала при пользовании участками недр федерального значения.

Недропользователь заинтересован вкладывать значительные финансовые средства в проведение поисково-оценочных работ на участках недр только в том случае, когда у него имеются твердые гарантии того, что в случае установления факта открытия месторождения ему будет предоставлено право его разработки. Высокая вероятность потери участка недр при открытии стратегического месторождения резко снижает инвестиционную привлекательность такого участка для иностранных инвесторов.

5. Излишние административные барьеры и «негибкий» налоговый режим

Излишние административные барьеры являются одним из важнейших препятствий на пути развития российской экономики, поэтому необходимо совершенствовать порядок осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, сокращать избыточное государственное регулирование.

Кроме того, как показывает мировой опыт, частный капитал готов вкладывать средства в ГРР, в том числе и ранних стадий, а также в разработку месторождений с низкокачественными рудами, но эти работы за рубежом выполняются преимущественно мелкими компаниями, с привлечением рискового капитала.

В связи, с чем требуется реализация комплекса мер по экономическому стимулированию как геологоразведочных, так и добычных работ.

6. Высокая доля «нерентабельных» и «трудноизвлекаемых» запасов

Невостребованность отечественных месторождений определяется невысоким качеством руд, сложными условиями их залегания, нахождением объектов в малоосвоенных районах. Необходимо развивать новые технологии добычи и переработки руд, чтобы сделать привлекательными для рынка месторождения с относительно низкокачественными рудами. Так, российская сырьевая база редких земель, тантала и ниобия – вторая в мире. Однако доля запасов, отработка которых рентабельна в современных условиях, невелика.

К настоящему времени в структуре разведанных запасов страны доля трудноиз­влекаемой нефти достигает по разным оценкам до 70%. Тем не менее, нефтедобывающие компании продолжают использовать практику вывода из эксплуатации малодебитных скважин, работающих на трудноизвлекаемом сырье. Их закрытие рассматривается как важный элемент снижения себестоимости, поскольку обычно до 30% скважин компании дают 85% нефти, а эксплуатация остальных 70% скважин лишь повышает себестоимость добытого сырья. В некоторых компаниях не работает 50% имеющегося фонда скважин. Таким образом, идет выборочная отработка наиболее эффективных запасов.

7) недофинансирование ГРР со стороны государства.

Истощение накопленного за десятилетия поискового задела – участков недр, готовых для предоставления в пользование инвесторам связано с недофинансированием государством геологоразведочных работ начальных стадий, которое, начиная с 2008 г., составило около 40 млрд. руб.

В соответствии с подпрограммой «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий составляет на 2014 год и 2015 год 41 млрд. руб. ежегодно, на 2016 год 42,2 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

Законопроектом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по подпрограмме «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 2,1 млрд. рублей, в 2015 году – на 2 млрд. рублей, в 2016 году – на 3,2 млрд. рублей.

Вместе с тем сфера реализации данной подпрограммы охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.

Поскольку бюджетные расходы на проведение ГРР меньше, чем предусмотрено данной госпрограммой, уже сейчас в стране ощущается дефицит перспективных участков.

Расходы России в общемировых затратах на геологоразведочные работы (ГРР) по твердым полезным ископаемым, по экспертным данным, составили всего 3% (Канада–16%, Австралия-12%, США– 8%, Мексика  - 6%, Чили - 5%, Китай – 4%).

8. Низкая обеспеченность кадрами организаций геологического профиля.

По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

Причины дефицита высококвалифицированных геологических кадров известны, они отражены на слайде.

Отмечу только, что без создания современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда мы не решим эту проблему.

 

 

 

 

 

 

9. Несовершенство используемых технологий при добыче, устаревшее оборудование

Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, применяемые на многих добывающих предприятиях, определяют низкую эффективность использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полного и комплексного использования минерального сырья.

По различным оценкам износ оборудования в отрасли составляет от 50 до 70 процентов.

 

 

 

 

 

 

Применяемая в газопромысловой практике технология использования собственной энергии пласта позволяет извлекать лишь 70% разведанных запасов газа. Только на базовых для газодобычи месторождениях - Медвежьем, Уренгойском, Ямбургском и Заполярном – к концу эксплуатации залежей «сухого» газа в недрах останется около 1,5 трлн куб.м высококачественного топлива.

Также серьезной проблемой является низкое извлечение конденсата, потери которого при добыче природного газа составляют 40- 60%. Одной из причин, мешающих добыче этого полезного ископаемого, является отсутствие транспортной инфраструктуры (конденсатопроводов) и перерабатывающих мощностей.

В индустриально развитых странах обогащается от 70 до 90% добываемых углей, в России – лишь около трети каменного угля, а бурые угли не обогащаются вовсе. Многие перспективные технологии добычи и обогащения руд в России либо не освоены вообще, либо используются выборочно.

Вместе с тем, как показывает аналитика, нефтяные компании потратили за период 2007-2013г.г. только 10% от чистой прибыли в инвестиции в обновление основных фондов, при том, что на дивиденды ушло 27% от чистой прибыли. Особенно этим отличилась  ТНК-ВР у нее на дивиденды ушло 625 млрд. руб, а инвестиции на 1.08.13 составили 21.6 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

А если сравнить рентабельность наших и зарубежных нефтегазовых компаний, то окажется, что рентабельность большей части российских нефтегазовых компаний практически в 2 раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля.

Все компании работают в одинаковых законодательных условиях. Но только одни вкладывают в обновление основных средств, а другие вкладывают в выплату дивидендов.

15 млрд. долларов США ежегодно недополучает российский бюджет в результате нерационального использования ПНГ.

 

Деньги на ветер

Однако, по состоянию на начало 2012 г. предписываемый уровень эффективной утилизации попутного нефтяного газа – 95% – в России достигли всего две компании – «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Например, уровень утилизации попутного нефтяного газа ОАО «Сургутнефтегаз» в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился с 97,8% до 99,2%, объемы сжигания газа на факелах снижены в три раза. По итогам первого квартала 2013 года ОАО «Сургутнефтегаз»  удалось увеличить средний показатель утилизации попутного нефтяного газа до 99,51%. «Роснефть» и «Газпромнефть» являются аутсайдерами отрасли по эффективному использованию попутного нефтяного газа.

 

 

 

 

 

 

Несмотря на заявленные планы и предпринимаемые меры недропользователей по разработке мер по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации попутного нефтяного газа последние годы имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель снизился с 84% до 75%.

 

Положительные сдвиги есть!

В ходе реформирования системы управления государственным фондом недр достигнуты определенные результаты, позволившие увеличить инвестиционную привлекательность российского минерально-сырьевого комплекса.

Большой блок вопросов решился путем изменений в Закон РФ «О недрах», в частности:

- установлен режим «одного окна» при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;

- отменена необходимость получения отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр для собственных нужд на своих лицензионных участках;

- законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр;

- законодательно закреплена упрощенная процедура предоставления земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования;

 

 

 

 

 

 

- увеличен срок геологического изучения с 5 до 7 лет на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

- урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.

- отменена плата за пользование геологической информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

Параллельно проводилась работа, направленная на повышение ответственности пользователей недр, поддержанию безопасности работ и соблюдению экологических требований и минимизации экологических рисков, в том числе:

- закреплены обязательные нормы проведения дегазации организациями по добыче (переработке) угля с целью предотвращения взрывов и аварий на угольных шахтах, сопровождаемых, как правило, большим числом человеческих жертв;

- определен порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах;

- установлены обязанности и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также необходимость установления в лицензии о мер, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при разработке минеральных ресурсов в ледовых условиях.

Для повышения рентабельности добычи минерального сырья была проведена комплексная налоговая реформа, внесены были изменения в Налоговый кодекс РФ, а также в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которыми урегулирован порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, в частности:

 

 

 

 

 

 

- были введены понижающие коэффициенты НДПИ на добычу трудноизвлекаемых запасов;

- увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр;

-добыча кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, облагается НДПИ по нулевой ставке;

- метан угольных пластов не признается объектом обложения НДПИ;

- приняты меры направленные на стимулирование развития добычи углеводо­родного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Кроме того, в «портфеле» Комитета находятся законопроекты, направленные на инвестиционную привлекательность пользования недрами:

о геологической информации о недрах;

о праве на государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых

в части регламентации порядка подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ряд других.

 

 

 

 

 

 

Впереди большая работа

Так что, согласитесь, коллеги, нами сделано и делается не мало.

Но, к сожалению, этого не достаточно. И часть старых проблем не была решена.

Нам необходимо совершенствовать государственную политику в недрополь­зова­нии.

 

 

 

 

 

 

Это и программно-целевое планирование, это повышение инвестиционной привлекательности начальных этапов геологоразведки, устранение административных барьеров, то, о чем уже говорилось, обеспечение рационального и комплексного использования недр. И немаловажная задача - повышение контроля над выполнением обязательств недропользователями.

Необходимо принять комплекс мер по инвестиционной привлекательности недропользования,  в частности:

 

 

 

 

 

 

Ускорить внесение в Государственную Думу тех подготовленных Правительством РФ законопроектов, которые представлены на слайде.

Рассмотреть возможность экономического стимулирования ГРР, в том числе предоставить возможность недропользователям вычитать из налога на добычу полезных ископаемых затраты, понесённые на геологическое изучение

Принять ряд мер по реформированию системы управления государственным фондом недр.

Подумать над:

- формированием единого института комплексной государственной геологической экспертизы;

- вовлечением в отработку «техногенных месторождений»;

-диверсификацией путей использования углеводородных ресурсов.

 

Инновационный путь развития – будущее сырьевой отрасли

Россия, будучи крупной сырьевой державой, пока не преодолела опасности стать сырьевым придатком «золотого миллиарда». По-прежнему велика доля сырой нефти и темных нефтепродуктов в экспорте страны; невелик сравнительно с мировым выпуск сжиженного природного газа, значительная часть этана и других гомологов метана – ценного нефтехимического сырья не извлекается из природного газа, а сжигается или поступает на экспорт в составе энергетического газа. Страна по-прежнему в ряде случаев экспортирует даже не рафинированные металлы (не говоря уже о высокотехнологичных изделиях из них), а концентраты, иначе говоря, продукцию первого передела сырой руды. Экспортируется до четверти произведенных в стране товарных железных руд,  Технологическое отставание России от развитых стран как в горнорудной, так и в нефтедобывающей отраслях в полной мере так и не преодолено. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, используемые на ряде добывающих предприятий, являются определяющим фактором низкой эффективности использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полноты извлечения сырья из недр и комплексности его использования.

Повышение эффективности нефтегазового сектора сегодня немыслимо без инноваций в бурении, добыче, увеличении коэффициента извлечения полезных ископаемых. Инновации нужны и для улучшения полезного использования уже добытого минерального сырья, на всех стадиях транспортировки, переработки и потребления. А для инноваций нам и нужно привлекать инвестиции.

В связи с этим нам надо выстроить систему планирования на всех тех направлениях, которые мы сегодня считаем прорывными, и делать всё для того, чтобы исправить положение и в геологоразведке, и в действиях наших компаний, сориентировать их на внедрение новых технологий, на внедрение обновления соответствующего оборудования, искоренения систем коррумпированности и так далее.

Наша страна обладает уникальными запасами минерального сырья. Рациональное и рачительное их использование может решить очень многие не только экономические проблемы, но и социальные, прежде всего, проблему нищеты большинства населения России. Природные ресурсы должны служить не кучке людей, обогащающейся за счет, порой, варварской их эксплуатации, а стать достоянием каждого россиянина. Именно это гарантируется Конституцией Российской Федерации. Реализовать конституционное право наших граждан и является нашей главной задачей.

 
Статья прочитана 173 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!