Восемь мифов об устойчивости рубля и дедолларизации экономики — зачем Правительство призывает россиян верить в рубль

17b8e5_rublНа днях министр экономического развития Алексей Улюкаев дал «ценное» указание всем россиянам, обеспокоенным кризисным состоянием экономики и девальвацией рубля, — чиновник призвал сохранять патриотизм и хранить сбережения в российских рублях.

Владислав Жуковский, независимый экономист
2013-11-21 07:26

Да, с патриотизмом не поспоришь — система фиатных, т.е. декретных и ничем толком не обеспеченных кредитных денег держится на доверии и страхе. Однако в остальном аргументация высокопоставленного чиновника неубедительна и надуманна. Это больше похоже на сеанс массового гипноза.

Во-первых, якобы, курс американского доллара по отношению к евро в последние 15 лет колебался в дипазоне от 0,69 до 1,63. Доллар демонстрировал 2,5-кратное падение к евро. Да, это много, волатильность в принципе присуща такому высоко спекулитивному рынку, как валютный рынок Forex. Кроме того, с российским рублем ситуация еще хуже. Этот аргумент больше похож на плохую шутку — напомним, что за тот же самый пятнадцатилетний период 1998-2013 гг. российский рубль умудрился обвалиться с 6 до 36,3 рублей за американский доллар. Даже с этой псевдонаучной точки зрения волатильность российского рубля по отношению к доллару в 2 раза превышает волатильность доллара к евро.

Во-вторых, Алексей Улюкаев как настоящий ученик отца «шоковой терапии» Егора Гайдара, напрочь позабыл о таком понятии, как покупательная способность валюты и внутренняя инфляция. Важно понимать, что при прочих равных рублевые сбережения обесцениваются гораздо быстрее, чем сбережения в американском долларе, евро, йене или любой другой «резервной» и свободно конвертируемой валюте.

Если в США и ЕС потребительская инфляция составляет 2-3% в год, то в России потребительские цены растут как минимум на 6,5-7% даже по официальным и весьма политкорректным оценкам Росстата. В действительности же, есть инфляция для бедного социально-трудового большинства (75% россиян), узкой прослойки застрявшего в предбаннике потребления среднего класса (20% граждан) и правящего меньшинства в лице коррумпированной бюрократии, топ-менеджеров госкомпаний и госбанков, представителей компрадорско-олигархического капитала и криминальных структур, в чьих руках находится 45% доходов и 80% крупной собственности. Для 70% россиян с доходами ниже средней заработной платы по стране (29,5 тыс. рублей) реальная социальная инфляция составляет 12-15% в год. Именно такими темпами дорожают товары и услуги первой необходимости: продовольственные товары, газ, вода, отопление, электроэнергия, ЖКХ, ГСМ, пассажирские перевозки и т.д. Мало того, что российский рубль, будучи производной третьего или даже четвертого порядка от американского доллара, является в 2,5-3 более волатильной валютой, так еще и рублевые сбережения «сгорают» и обесцениваются в силу инфляции намного стремительней.

В-третьих, сами чиновники и государство не спешат демонстрировать акт безвозмездной любви по отношению к Родине. Это убийственная и некомпетентная рекомендация — рядовых россиян призывают вопреки здравому смыслу и в ущерб собственному карману любить Родину и верить в российский рубль, являющийся по сути дела перекрашенным нефтедолларом в рамках модели «валютного правления». Тогда как сами чиновники, государство и крупный сырьевой космополитично-оффшоризованный олигархический капитал хранят свои сбережения не просто в иностранной валюте, но даже в иностранных банках за пределами России. Те же Минфин, Центральный Банк и Минэкономики хранят средства нефтегазовой кубышки (Резервного фонда и ФНБ) на корреспондентских счетах в американских и европейских банках, а также в номинированных в иностранной валюте ценных бумагах.

В Правительстве призывают россиян заняться благотворительностью и обеспечить стабильность валютного рынка и финансовой системы, пока крупный капитал и чиновники конвертируют рубли в резервные валюты и вывозят свои активы в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны. Напомним, что только по официальным оценкам Центрального Банка России в январе-сентябре 2013г. чистый вывоз капитала компаниями и банками составил 48,9 млрд. долл., а за последние 5 лет (т.е. с 2008г.) из России утекло свыше 410 млрд. долл. Еще порядка 210 млрд. долл. составил официально учтенный незаконный вывоз капитала.

Почему-то в Правительстве не озаботились этой «дырой» в российской финансовой системе, зато судорожно и спешно призывают простых граждан верить в дееспособность властей и не скупать иностранную валюту. Как известно, сила личного примера поведения крайне велика — рядовых россиян призывают поверить очередным обещалкам и разговорам о «тихой гавани». Чиновники не говорят: «Делай, как я». Они призывают действовать строго наоборот — вопреки логике поведения самих органов власти и крупных бизнесменов, которые в спешном порядке пакуют чемоданы и вывозят имущество с тонущего «нефтегазового Титаника».

В-четвертых, призывы Улюкаева касаются в лучшем случае 20-25% россиян, чьи трудовые доходы превышают 35 тыс рублей. Россия — по-прежнему бедная страна с чудовищной по размерам имущественной и социальной пропастью. У 50% россиян, по оценкам Росстата, доходы ниже 20 тыс. рублей. А Институт социологии РАН относит 60% граждан к категории бедных, нищих и полунищих, испытывающих дефицит денежных доходов для удовлетворения биологических и социальных потребностей.

75-90 млн. россиян вообще нечего сберегать — они либо едва сводят концы с концами,, либо копят на похороны (к сожалению, большинство доведенных до отчаяния пенсионеров вынуждены этим заниматься последние 15-20 лет своей жизни). Либо те, у кого есть излишек, тратят свои сбережения на образование детей, лечение родителей, оплату аренды жилья или ипотечных кредитов. Весьма показательно, что всего лишь у 23 млн. россиян есть загранпаспорт — именно такова численность граждан России, которые могут позволить себе не думать о том, чем накормить детей и на какие средства оплатить безудержно дорожающие услуги образования, здравоохранения, ЖКХ и т.д.

В-пятых, еще более несостоятельным и фантасмагоричным является тезис Улюкаева про то, что хранить сбережения необходимо в той валюте или валютах, в которых гражданин имеет доход. Это вообще что-то из области ненаучной фантастики — откровение для экономистов. Даже студенты экономических ВУЗов при всей катастрофичности падения качества образования и масштабах дебилизации общества прекрасно понимают, что сбережения осуществляются с целью финансирования расходов и обязательств.

Для того они и сбережения, именуемые в просторечии заначкой, чтобы, будучи отложенными на «черный день», при необходимости быть направленными на осуществление первоочередных платежей: за квартиру, образование детей, лечение родственников, уплату долгов и т.д. Кроме Улюкаева и его коллег по Правительству, судя по всему, вообще никто не увязывает валютную структуру сбережений и резервов с доходами — она увязывается с валютной структурой обязательств и платежей. Министр экономики явил миру ноу-хау в области финансов — сбережения ради сбережений.

Судя по всему, это была не оговорка, а идеологема и святая истина для российских чиновников — они воруют, чтобы воровать, а коррупция является экзотической разновидностью национального вида спорта. Именно поэтому, видимо, ученики Гайдара и Чубайса в финансово-экономическом блоке Правительства без устали всеми силами накапливают «подушку безопасности», обескровливая отечественную промышленность, недофинансируя инфраструктуру и социальную сферу, поддерживая дефицит денег в экономике.

В-шестых, достаточно вспомнить, чем оборачивается излишняя доверчивость россиян и вера обещаниям чиновников. Через три дня после заявлений Ельцина, что «дефолта не будет», последовал августовский дефолт 1998 г. и 5-кратная девальвация российскогл рубля по отношению к американскому доллару. Осенью 2008 г. пространные и ни к чему не обязывающие рассуждения российских чиновников о «тихой гавани» и «островке стабильности» обернулись 60% девальвацией рубля (с 22,5 до 35,6 рублей за доллар) вкупе с размыванием 220 млрд. долл. из состава валютных резервов, оттоком 135 млрд. долл., а также обвалом экономики и обрабатывающей промышленности на 7,8% и 15% соответственно. Ровно этим же, практически наверняка, и в этот раз обернется слепая вера в «рекомендации» российских чиновников.

В-седьмых, хоть в Правительстве и кричат, что «девальвации не будет», российский рубль с начала года потерял 8% по отношению к американскому доллару — курс вырос с 30 до 32,6 рублей за доллар. Еще летом рубль опускался до 33,5 рублей за доллар. И дальше будет только хуже — Правительство будет вынуждено девальвировать рубль даже при сегодняшней цене на нефть (107,7 долл. за первые девять месяцев 2013 г. за смесь Urals). Уже сегодня на глазах рассыпается бюджет (выпадающие доходы свыше 2,3 трлн. рублей в ближайшие 3 года), объявлен беспрецедентный с 1997 г. секвестр государственных расходов, платежный баланс разваливается (в третьем квартале самый низкий профицит текущего счета с 1999 г. — чуть более 1 млрд. долл.), а экономика и промышленность в кризисе (темпы роста ВВП упали в 3 раза до 1,3% в январе-сентябре, обрабатывающая промышленность падает на 0,3%, инвестиции в основной капитал падают на 1,6%, а грузооборот на железнодорожном транспорте сжался на 2,6%).

В Правительстве будут вынуждены пойти на девальвацию рубля — в противном случае в России повторится обвал 2008 г. даже при высоких ценах на нефть и без кризиса в мире. Видимо, чтобы не вызвать паники и обойтись «малой кровью», было принято решение осуществить сеанс массового гипноза и нейролингвистического программирования, призывая доверчивых россиян проявить чувство патриотизма и лояльности доллару. А тем временем сами коррумпированные бюрократы, российские сырьевые олигархи и международные финансовые спекулянты озолотятся на обвале курса рубля и последующей скупке подешевевших активов. История повторяется с точностью до мелочей — финансовые пирамиды и обвал на валютном рынке 1998 г. и 2008 г. становятся реальностью.

В-восьмых, и это, пожалуй, самое главное. До тех пор, пока российский рубль является перекрашенным нефтедолларом, а денежно-кредитная политика Центрального Банка сведена к функциям валютного обменника (т.е. скупка поступающей иностранной валюты в обмен на эмитируемые рубли), российский рубль будет продолжать оставаться третьесортной и низкокачественной валютой. До тех пор, пока эмиссия рубля увязана не с потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах, а с притоком нефтедолларов и иностранных кредитов и займов (т.е. априори экзогенных и независящих от Правительства РФ факторов), а российская экономика является экономикой сырьевого придатка, до тех пор рубль будет оставаться ущербной валютой, валютный курс и покупательная способность которой зависят от цен на энергоносители и операций спекулянтов на финансовых рынках.

Для осуществления реальной дедолларизации российской экономики и повышения покупательной способности рубля (не путать с пропагандой и пиаром) необходимо преодолеть деиндустриализацию и дезинтеграцию народного хозяйства, остановить деградацию производительного капитала и научно-технического потенциала, слезть с нефтяной иглы и иглы внешних займов, преодолеть оффшоризацию собственности (свыше 95% крупной и средней собственности находится в оффшорах) и возродить разрушенное в середине 2000-х годов валютное регулирование и контроль. Только новая индустриализация вкупе с вертикальной интеграцией капитала, труда и собственности способны остановить деиндустриализацию, депопуляцию и долларизацию экономики.

Сегодня смешно говорить хоть о какой-то дедолларизации в ситуации, когда федеральный бюджет на 53-55% зависит от нефтегазовых доходов, 90% экспорта приходится на минеральное сырье и продукцию низких переделов, 50% корпоративных прибылей оседает в добыче сырья и оптово-розничной торговле (т.е. проедаются нефтедоллары и иностранные займы), 80% капитала на межбанковском рынке обеспечивают нерезиденты, напрочь отсутствуют доступные долгосрочные рублевые инвестиционные ресурсы, а размер внешнего долга всех хозяйствующих субъектов российской экономики превышает 720 млрд. долл., что на 37% больше размера международных резервов и совокупного внешнего долга России накануне кризиса осенью 2008 г. Для низкопередельной колониально зависимой «экономики трубы» это нормальное состояние — ее экономика и «национальная» валюта являются бутафорией и производной третьего или даже четвертого порядка от экономики и валюты метрополии.

До тех пор, пока Россия удерживается в состоянии сырьевой колонии Запада, вечного должника, финансового резервуара и рынка сбыта для продукции иностранных корпораций, глупо и неуместно говорить ни о перспективах российского рубля, ни о популистских и безграмотных инициативах ЛДПР запретить хранение и оборот долларов для физических лиц. Раковую опухоль нужно лечить не пластырями и выдавливанием прыщей — необходим радикальный отказ от псевдонаучных догм «Вашингтонского консенсуса» и изменение финансово-экономической политики.

Для тех, у кого есть свободные средства, и кто хочет сохранить их покупательную способность, целесообразно хранить сбережения в американском долларе и евро. Да, это звучит непатриотично и не столь пафосно, как призывы чиновников верить в перспективы рубля. Однако, как показывает практика, продукция американского и, в несколько меньшей степени, европейского печатного станка в кризисные времена обладает наибольшей устойчивостью. Также весьма стабилен швейцарский франк и норвежская крона — экономика Швейцарии является одной из самых развитых в Европе. К тому же для нее характерно самое высокое покрытие эмиссии валюты золотым запасом. Норвегия отличается отрицательным чистым государственным долгом, инновационной экономикой и колоссальными валютными запасами. В спокойные времена высокие темпы роста демонстрируют так называемые сырьевые валюты — канадский, новозеландский и австралийский доллары. Однако эти валюты являются аналогами российского рубля и не подходят для сохранения капитала в кризисный период — они укрепляются только до тех пор, пока в США и ЕС работают печатные станки и сверхдешевая финансовая ликвидность надувает пузыри на товарно-сырьевых биржах.

К тому же не стоит сбрасывать со счетов традиционный объект инвестирования — приобретение жилой и коммерческой недвижимости. Однако этот вариант подходит 10-15% наиболее обеспеченных россиян и требует знаний специфики рынка недвижимости. И, пожалуй, самый главный совет — при возможности необходимо инвестировать в самих себя и своих близких родственников. Прежде всего, в образование, профессиональную подготовку, повышение квалификации и здоровье себя и своих детей.

К сожалению, псевдолиберальное Правительство Медведева и его предшественников проводит откровенно антисоциальную политику, нацеленную на минимизацию государственных расходов и отказ государства от исполнения своих обязанностей — приватизация ЖКХ, монетизация льгот, разрушение единой энергосистемы, безудержное повышение тарифов регулируемых отраслей, коммерциализация образования, здравоохранения и социальной сферы (поправки в ФЗ-83), сильнейший с 1997 г. бюджетный секвестр, непрекращающееся разрушение пенсионной системы под видом очередной провальной реформы.

Граждане России вынуждены жить, как жители азиатских стран — верить государству себе дороже, надеяться можно только на самих себя, своих детей и родственников. Поэтому лучшая инвестиция — инвестиция в себя и близких, в развитие человеческого капитала. Другого выбора нам не оставляет по-гайдаровски либеральное Правительство, превратившее госслужбу в инструмент личного обогащения и безнаказанную сердюковщину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

ФМС: Мигрантов мало интересует возможность адаптироваться к российскому обществу

Чт Ноя 21 , 2013
Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил, что трудовые мигранты недостаточно активно принимают участие в своей адаптации к условиям российского общества. Его слова приводит РИА Новости. Post Views: 429

Рубрики