С 1997 года, после подписания Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время) в России действует мораторий на смертную казнь. И вот уже 16 лет в обществе не утихают споры о целесообразности такого решения. Кстати, не до конца оформенного юридически, т.к. закон о ратификации вышеуказанного Протокола № 6 не принят до настоящего времени, а часть 2 статьи 20 Конституции РФ предусматривает возможность установления смертной казни федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, и эта возможность реализована в статье 59 Уголовного кодекса РФ.
Однако нравственный аспект проблемы смертной казни мне представляется гораздо более сложным нежели юридический. Весьма весомым аргументом защитников моратория является отсутствие 100% гарантии от судебных ошибок. По утверждению ректора Российской академии адвокатуры Гасана Мирзоева примерно 20 процентов наших граждан находятся в местах заключения из-за судебных ошибок.
С другой стороны страна по уровню физической безопасности граждан скатилась до 175-го места в мире. Исходя из статистических данных Россия занимает 3-е место в мире по количеству умышленных убийств, но вот мнение генерал-майора милиции в отставке Владимира Овчинского: «Количество убийств в России — до 50 тысяч в год, а не 17 тысяч, как уверяет МВД». Его слова косвенно подтвердил и Медведев в бытность свою президентом. «Нет веры в эту статистику, брехня это зачастую» — это конкретно о криминогенной обстановке на Северном Кавказе, но нет сомнений, что это касается и всей России. Регулярный опрос общественного мнения по данной проблеме показывает, что подавляющее число наших граждан являются сторонниками смертной казни.
Советская власть тоже экспериментировала. В 1947 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни», которым это наказание было признано не применяющимся в мирное время. Однако уже в 1950 году пришлось издавать новый Указ, которым смертная казнь вновь стала применятся по отдельным категориям преступлений. США — образец для подражания российского руководства — и не собираются отменять смертную казнь, потому что большинство американцев поддерживают её применение, а японцы честно заявляют, что их общество не готово к отмене смертной казни, хотя и в США и в Японии преступность на порядок ниже, чем у нас.
У КПРФ по этому вопросу твёрдая позиция: отмена смертной казни противоречит интересам России, и за особо тяжкие преступления смертная казнь должна быть восстановлена. В этом нас поддерживает и ЛДПР. Жириновский даже выдвинул оригинальное предложение по исключению судебных ошибок. Он предложил казнить вынесших ошибочный смертный приговор судью и следователя.
Главным противником официального восстановления смертной казни в России, как ни странно, является поклонник принципа «мочить в сортире». Лицемерно заявляя, что «государство не должно присваивать себе право лишать человека жизни», фактически дал «добро» силовым структурам убивать людей без суда и следствия в ходе проведения т.н. «контртеррористических операций». Получается так: негодяя, зверства которого доказаны следствием и судом, казнить нельзя, а убить без следствия и суда, посмертно объявив террористом, можно. В чём же причина такой странной логики? Мне кажется, что причина в удивительной чёрствости первых лиц государства, не способных прочувствовать всю глубину горя родителей замученного извергом ребёнка, в наплевательском отношении к тревогам граждан, когда патологический убийца получает шанс вновь выйти на свободу и совершать рецидивы. Не собирается государство сурово расправляться и с казнокрадами — ведь это «свои люди» (нагляднейший пример — Сердюков). Хотя, по мнению Ленина, «Если есть такое явление, как взятка, то нет речи о политике, потому что все меры останутся висеть в воздухе». А вот лиц, борющихся против власти, жалеть не следует.
Кто-то из политиков сказал: «Как можно отменять смертную казнь в бандитской стране»? И чтобы страна перестала быть бандитской, необходимо вернуть смертную казнь и начать беспощадную борьбу с бандитами.
Депутат Госдумы ФС РФ О.Н. Алимова