Контрнаступление, о котором долго говорили ополченцы, началось. Подразделения Донецкой народной республики за последние сутки сумели установить контроль над тремя населенными пунктами под Донецком — Луганское, Светлое и Доля. Об этом говорится в ежедневной сводке ДНР.
«Свободная Пресса»
2014-08-26 00:45
Кроме того, к утру 25 августа ополченцам удалось взять большую часть Еленовки. «К ночи ополченцы полностью овладели северо-восточной частью Еленовки, выведя из строя 8 танков, 19 боевых бронированных машин и минометную батарею. По данным ополченцев, украинские военные потеряли 12 человек, еще семь силовиков ранены.
У населенного пункта Михайловка, расположенного на северо-западе от Донецка, в плен ополченцам сдались 32 украинских военнослужащих, следует из сообщения. За сутки под Донецком уничтожено пять украинских систем залпового огня «Град», больше 30 единиц БМП и БТР, танк и 22 грузовых автомобиля с боеприпасами.
По данным ДНР, украинские батальоны «Днепр», «Айдар» и «Шахтерск» потеряли 107 человек убитыми и 75 ранеными.
Окрылённые успехами, ополченцы уже планируют наступление на Мариуполь. Об этом заявил «Интерфаксу» в понедельник первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин. В случае успеха этого наступления в окружении окажутся значительные силы наступавших на Донецк украинских силовиков.
Есть успехи и ополчения ЛНР. Как сообщает ИА REGNUM, подразделения Луганской народной республики выбили украинские войска из пригородного поселка Хрящеватое и начали наступление на расположенные в непосредственной близости от Луганска городки Лутугино и Счастье.
Таким образом, армия ЛНР начала наступление сразу по двум направлениям. Цель этой операции – разбить на части воинские группировки украинской армии, блокирующие Луганск. А впоследствии – уничтожить их.
Группировка украинских силовиков и польских добровольцев под посёлком Новосветловка ушла в глухую оборону. Задача номер один для армии ЛНР – выбить противника с этих позиций и разблокировать дорогу по направлению «Краснодон — Изварино», соединяющую Луганск с российской границей.
Кроме того, в воскресенье вечером была уничтожена украинская десантная группа в районе поселка Упало-Кавказ, а также батарея установок залпового огня «Град», обстреливавшая Луганск.
В этой связи символично выглядит «антипарад незалежности» и антифашистский митинг, которые прошли в Донецке 24 августа. Перед жителями города прошли несколько десятков пленных украинской армии. За ними ехали поливальные машины. Для каждого, кто знает историю Великой отечественной войны, аналогии более чем очевидны. Точно также по Москве в 1944 году прогнали колонну немецких военнопленных.
Можно ли говорить о том, что в военном противостоянии в Донбассе наметился перелом или мы имеем дело с локальными успехами ополченцев?
— Люди в последние дни несколько воспряли духом, — рассказывает член правительства Донецкой народной республики Мирослав Руденко. – Самые чёрные дни были в конце июля, когда противник пытался взять Шахтёрск и Иловайск, пытаясь намертво отрезать город от остальной Новороссии.
Вот уже две недели назад было объявлено о начале контрнаступление и примерно 5 дней назад оно началось. Сегодня мы видим уже некоторые конкретные результаты. Со вчерашнего дня началось более масштабное наступление.
Пока сам Донецк продолжают обстреливать. И центр, и тем более окраины, которые примыкают непосредственно к местам боевых действий. Так вчера снаряд разорвался во дворе в районе Текстильщик в западной части города. Было очень много раненных. Пострадали практически все, кто в этот момент находился во дворе.
«СП»: — Удаётся ли деморализовать жителей Донецка обстрелами?
— Люди с одной стороны, конечно, боятся обстрелов, но с другой стороны, всё более озлобляются на украинских карателей, бьющих по мирному населению. Об этом свидетельствует хотя бы то, как жители города реагировали на колонну военнопленных украинской армии, которую мы прогнали по центру города. В интернете можно услышать, как донетчане скандируют пленным вслед: «Фашисты!» Таким образом, мы ответили Киеву на его «парад незалежности».
Кстати, буквально накануне 24 августа был обстрелян центр города, как раз то место, где прогоняли пленных и прошёл митинг. Украинские силовики надеялись, что горожане испугаются и не придут. Несмотря на это пришли несколько тысяч человек.
Чувствовался народный подъём. С момента начала первых обстрелов города подобного не было. Люди выражали свою поддержку армии ДНР и всей Новороссии. Горожане говорили, что не изменили своих взглядов, и, по-прежнему, не готовы идти на поклон к тем киевским властям, которые по подсказке из-за океана пытаются управлять сегодня Украиной. И террор, а иначе обстрелы города из миномётов и тяжёлой артиллерии не назовёшь, не заставил, и не заставит их отказаться от того, ради чего они выходили на Референдум 11 мая. Это был, наверно, самый лучший «день незалежности» в Донецке за всё время существования этой даты.
«СП»: — Есть ли ощущение, что скоро ситуация под Донецком и вообще на Юго-Востоке Украины изменится?
— Мы понимаем, что быстро война не закончится. Соотношение сил ещё не в нашу пользу. И хотя на Украине была сорвана последняя мобилизация, мы понимаем, что у киевских властей ещё достаточно рычагов, чтобы продолжать набор новобранцев в части так называемой нацгвардии. Людей заманивают деньгами или пропагандой. Иногда мы говорим с пленными, такое впечатление, что под влиянием обработки мозгов украинскими СМИ многие люди просто разучились мыслить самостоятельно.
Надеемся, что в течение последних нескольких недель удастся отогнать противника от Донецка на всех направлениях, чтобы к началу учебного года обезопасить город от артиллерийских обстрелов. Люди ловят каждую новость, приходящую с фронта. Мы верим, что перелом в войне близок.
«СП»: — В СМИ появляются сообщения о том, что ополчение ДНР превращается в регулярную армию. В связи с этим планируется ли мобилизация в её ряды?
— Пока мы просто структурируем разрозненные отряды ополченцев. Создана танковая бригада, артиллерийская бригада, выстраивается единая система командования. Конечно, процесс перестройки ополчения в армию непростой, но он идёт.
Что касается мобилизации, она, по-прежнему, проходит на добровольных началах. Просто расширилась сеть пунктов записи в добровольцы, как в Донецке, так и в прилегающих городах.
«СП»: — А насколько достоверна информация, что мужчинам призывного возраста не дают выезжать за пределы ДНР?
— До последнего времени какой-то определённой политики в этом отношении нет. Мои друзья и знакомые, к примеру, совершенно спокойно выезжают из Донецка по делам и возвращаются обратно. Конечно, желательно, чтобы здоровые мужчины оставались в республике. Мужская сила нужна не только для армии, но и для восстановления города, а также, как некий резерв для всеобщей мобилизации, если ситуация на фронте этого потребует.
— Перелом в ходе военных действий в Новороссии наметился, — говорит член Комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетёкин. – Здесь надо сохранять осторожный оптимизм. Украинские вооружённые силы, по-прежнему, лучше вооружены и более многочисленны, чем отряды ополченцев.
В Новороссии идёт процесс постепенной самоорганизации снизу. Вырабатываются новые формы борьбы, выдвигаются новые командиры. И самое главное, у ополченцев ЛНР и ДНР появляется всё больше современного хорошего вооружения, которое они, в целом, умело используют. То есть произошёл качественный рост вооружённых сил Новороссии. Сейчас, когда приходят новые добровольцы, а у противника отбивают новую партию техники, создаются уже не новые партизанские отряды, а части регулярной армии. О том, что к этому надо идти, Стрелков говорил ещё месяц-полтора назад. Таким образом, есть все предпосылки, чтобы обеспечить стратегический перелом в Гражданской войне на Украине.
«СП»: — Не ослабил ли армии ДНР уход упомянутого вами Стрелкова?
— Мы помним, с чего начинал Стрелков. 30 человек смельчаков захватили райотдел милиции в Славянске. Тот же Стрелков, как стало известно из радиоперехвата, считал, что ополченцы в этом городе продержатся, в лучшем случае, несколько недель.
Сегодня мы имеем армию Новороссии, в которой, по данным самих ополченцев, не менее 20 тысяч человек, сотни единиц бронетехники. Да, Стрелков внёс огромный вклад в консолидацию вооружённого сопротивления восставшего народа. Но за это время вокруг него и рядом с ним выросли новые командиры, которые способны вести эффективные боевые действия. Об этом говорит хотя бы то, с каким блеском в военном плане удалось провести операцию по проводке ополченцами российского гуманитарного конвоя в Луганск. Украинские силовики, несомненно, хотели нанести по нему огневой удар, однако их удалось обвести вокруг пальца.
«СП»: — Насколько серьёзную опасность для ополченцев могут представлять те войска, которые с «парада незалежности» в Киеве отправились воевать в Донбасс?
— Весь этот парад выглядел смешно. Президент Украины Пётр Порошенко не раз заявлял, что собирается отказываться от всего советского, в том числе от праздника 23 февраля.
С другой стороны, строевая выучка гвардейцев, маршировавших по Крещатику, на сто процентов советская. Смотришь, и видишь, что традиции русской и советской армии на Украине наперекор всему сохраняются.
Кроме того, отправка войск с Крещатика в воюющий Донбасс вызывает аналогии с тем знаменитым парадом, когда войска в ноябре 1941 года уходили с Красной площади на фронт. То есть и тут попытка паразитировать на советском прошлом.
Что касается боеспособности маршировавших по Киеву частей, то украинская армия сейчас в целом деморализована большими потерями. И предполагать, что полторы тысячи человек и четыре десятка единиц техники, участвовавших в параде, переломят ситуацию, нельзя. Иной раз за день украинские каратели теряют те же самые 40 единиц техники.
Упование на некое чудо-оружие, на то, что вдруг удастся провести военную операцию, которая резко всё изменит, напоминает агонию гитлеровской ставки в начале 1945 года. Парад в Киеве, показал не силу, а слабость украинской армии.