Ольга Алимова: Школе нужны Учителя, а не «эффективные управленцы»

Ольга Алимова: Школе нужны Учителя, а не «эффективные управленцы»

A010Конец июля—начало августа в Саратове — это время нестерпимой жары и, как оказалось, в этом году скандалов, связанных с образованием.

На мой взгляд, образование — это отрасль, которой совершенно не нужны ни «великие потрясения», ни тем более «скандалы, интриги, расследования». Конечно, образование должно соответствовать духу времени, развиваться вместе с ним. Но модернизировать и привносить новшества в образовательную систему необходимо крайне осторожно.

Сейчас, к сожалению и даже ужасу, в образовании складывается ситуация, когда из системы уходят (а зачастую «уходят» их) учителя и преподаватели, а им на смену стройными рядами идут «эффективные управленцы». Видимо, исключительно с одной целью — уничтожить даже малейшие воспоминания о советской системе образования, когда-то лучшей в мире.

Эти новоявленные менеджеры не только занимают ключевые места в министерстве и комитетах образования, но и ведут наступление на старых директоров школ, невзирая на их громкие имена, заслуги и огромный опыт.

Реформа образования привела к тому, что в школах появились Деньги. И вдруг система образования стала престижной и интересной. Появились родственники, соседи и просто хорошие люди, решившие вдруг учить детей. У них нет ни опыта, ни знаний, но есть наглость и дикое желание сидеть в теплом кресле. Качество образования отодвинули на задний план. Главной задачей стало собрать удачное «учительское портфолио» и стать как можно ближе к директору, ну или к чиновнику от образования.

Яркий пример — недавнее увольнение Людмилы Правдиной, директора физико-технического лицея, одного из самых ярких в Саратове: с большими традициями, с великолепными преподавателями. Сама Правдина — отличный педагог. Кому-то из власти это было интересно? Нет. Она была уволена одним росчерком пера. Без объяснения причин. Кто будет назначен на её место? Найдется ли кандидатура сопоставимого уровня? Мне кажется, вряд ли. А это значит, что «эффективные управленцы» выиграли ещё раз.

И если такие дела творятся в областном центре под прицелом СМИ, под контролем родителей и общественности, то чем дальше от Саратова, тем всё хуже и темнее.

Власть громогласно рассказывает о своих прожектах и планах, но при этом совершенно не обеспокоена тем, что область (да и страна) всё больше и больше рискует скатиться в мрачное и безграмотное средневековье. А как можно иначе назвать повсеместное закрытие школ, которое в министерстве образования из скромности называют
оптимизацией?

Министерство образования Саратовской области, «оптимизируя» систему образования, фактически нарушает Конституцию РФ, 43-я статья которой гласит: «Каждый имеет право на образование». Оказывается, чем дальше в глубинку, тем меньше этого права.

В в селе Студеновке Турковского района совсем недавно прошла настоящая битва родителей за своих детей. Там в результате реформы местная средняя школа превратилась в основную общеобразовательную. Никакие аргументы родителей в пользу дальнейшего обучения на тогдашнее министерство образования  не подействовали. Школа была «успешно» прореформирована, и старшеклассники Студеновки в принципе лишились права продолжать учебу. «Организовать подвоз учащихся по маршруту с. Студеновка—р.п. Турки не представляется возможным, так как расстояние между ними составляет 25 км, транспортная доступность — более 30 минут, что не отвечает требованиям СанПина». Это цитата из ответа губернатора Радаева на мой запрос. То есть, когда уничтожали школу в Студеновке, об этих требованиях не знали? А если знали, то выходит, что специально и целенаправленно лишали возможности получить среднее образование или перекладывали заботу о доставке детей на плечи родителей.

Сейчас аналогичная ситуация складывается в селе Ивановке Базарно-Карабулакского района. Снова минобразования планирует провести преобразование средней школы в основную общеобразовательную.

Вообще слова преобразование и реформа в контексте действий министерства образования Саратовской области стоит взять в кавычки. Поскольку реформа в данном случае ничто иное, как уничтожение или закрытие. А ведь из-за закрытия школ начинают пустеть сёла, потому что жителям приходится перебираться в более крупные населенные пункты. Во многом из-за желания родителей дать своим детям образование. А у чиновников нет никакого желания помочь детям и их родителям, сделать так, чтобы не ломались их жизни.

«Не все дети, которые дружно закончили девятый класс, должны переходить в десятый», — считает глава минобразования. «А что, если поднять качество образования?» — задали министру вопрос из зала. «Если ребенок не хочет каши, нельзя съесть её за него. Если ученик не хочет учиться, его нельзя заставить», — отрезала Епифанова. Перефразируя  слова министра, скажу: если министр не хочет работать, его не надо заставлять это делать, а просто — уволить.

Август пройдет быстро, и скоро наступит первое сентября. Время первого звонка. Будут очередные праздничные речи, красивые слова о школе и необходимости учиться. Но мне бы очень хотелось, чтобы приветственные речи первоклашкам произносили не высокопоставленные чиновники или «эффективные управленцы», а Учителя и Преподаватели.

Ольга АЛИМОВА,
депутат Государственной Думы, первый секретарь
Саратовского обкома КПРФ

 

 
Статья прочитана 364 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!