И.И. Мельников о законопроекте КПРФ: Председатель Правительства обязан лично представлять проект бюджета в Государственной Думе

f66443_melnikov-v-rubashke-za-stolom11 декабря руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов, первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский, депутаты фракции КПРФ Николай Арефьев, Вера Ганзя и Виктор Коломейцев внесли в Государственную Думу законопроект 674079-6 «О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ
2014-12-11 13:36

Суть инициативы: установить, что основной доклад о проекте федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и на плановый период в первом чтении на заседании Государственной Думы представляет лично Председатель Правительства Российской Федерации.

По просьбе СМИ об инициативе рассказал один из соавторов законопроекта Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ Иван Мельников:

«Законопроект, который мы сегодня внесли, обязывает Председателя Правительства России лично представлять проект федерального бюджета в Государственной Думе.

Этот законопроект отражает аналогичное требование, которое прозвучало от руководителя нашей фракции Геннадия Зюганова во время обсуждения бюджетной стратегии в ходе текущей сессии.

Судите сами, на сегодняшний день практика рассмотрения бюджета в первом чтении выстроена не логично: проект готовит и предлагает Правительство, его обсуждают во всех государственных и общественных институтах, во всех крупных и отраслевых организациях и СМИ, он рассматривается при участии руководства парламентских партий, Председателя Государственной Думы, Председателя Счетной палаты. То есть уровень очень высокий. А от Правительства мы видим и слушаем министра финансов, который может ответить далеко не на все вопросы и, главное, далеко не за все несет ответственность.

Необходимо привести законодательство в соответствии со здравым смыслом и с той правовой практикой, которую мы видим в регионах. А у нас во многих субъектах, в том числе в Москве, первое лицо исполнительной власти приходит в законодательный орган и представляет ключевой финансовый документ. Более того, это не какая-то их добрая воля, это строго прописано в региональном законодательстве.

Наш законопроект достаточно мягкий в том плане, что речь идет об участии Председателя Правительства только во время рассмотрения бюджета в первом чтении. И мы убеждены, что эта, казалось бы, техническая инициатива, связанная с «процедурными моментами», имеет чрезвычайно актуальный смысл на фоне той сложной финансово-экономической ситуации, которая складывается в стране и мире.

Полагаю, другие фракции могут вполне поддержать нашу инициативу, так как наша постановка вопроса укрепляет контрольные функции Государственной Думы, авторитет парламента и каждой представленной в нем партии».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения

в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

В настоящее время доклад о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, как правило, представляет Министр финансов Российской Федерации, назначаемый постановлением Правительства Российской Федерации ответственным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Данная практика опирается на действующую редакцию Бюджетного кодекса, где речь идет о «докладе Правительства Российской Федерации» без конкретизации, кем этот доклад должен быть представлен в Государственной Думе.

По мнению авторов законопроекта, требуется совершенствование процедуры представления проекта федерального бюджета Правительством Российской Федерации при его рассмотрении в первом чтении в Государственной Думе. Сложившаяся практика не соответствует логике уровня представительства высшего органа государственной власти при обсуждении ключевого финансового документа государства на очередной финансовый год и плановый период.

В ходе обсуждения федерального бюджета в Государственной Думе депутатами Государственной Думы высказываются предложения, замечания, критика работы отдельных министерств, ведомств, бюджетных организаций федерального подчинения, государственных корпораций, компаний, акционерных обществ, задаются вопросы основному докладчику о причинах провала в некоторых базовых отраслях экономики, несмотря на достаточно высокий уровень их бюджетной поддержки. Министр финансов Российской Федерации в данном бюджетном процессе выполняет в значительной степени техническую функцию и совместно с Минэкономразвития России отвечает за организацию и исполнение базовых принципов финансовой политики, изложенных в Бюджетном кодексе РФ, ежегодном Бюджетном послании и указах Президента России. Министр финансов не может по результатам обсуждения федерального бюджета судить о проблемах в организации работы конкретных министерств и федеральных агентств и служб, дать от имени Правительства РФ оценку либо разъяснение на заседании Государственной Думы о сложившейся ситуации в той или иной отрасли или сфере. Этими полномочиями в полной мере обладает только  Председатель Правительства Российской Федерации.

В настоящее время сохраняется определенный парадокс в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, когда уровень представительства Правительства Российской Федерации в Государственной Думе позволяет при желании направить в парламент любого уполномоченного Правительства, а уровень представительства Счетной палаты Российской Федерации прописан однозначно: доклад Счётной палаты Российской Федерации о проекте главного финансового закона страны представляет Председатель Счетной палаты Российской Федерации, а не кто-либо из уполномоченных Счетной палатой должностных лиц.

Хорошим примером может служить взаимодействие исполнительной и законодательной властей на региональном уровне. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации существует законодательно закрепленная практика ежегодного представления главами субъектов Российской Федерации проектов бюджетов, а также отчета об исполнении бюджета субъектов Российской Федерации на заседаниях законодательных органов государственной власти своих регионов.

К примеру, подпункт 1 пункта 2 статьи 18 Устава Тульской области прямо гласит, что Законом области «утверждается бюджет области и отчет о его исполнении, представленные губернатором области». Аналогичная норма закреплена в  статье 35 Устава Оренбургской области, в которой указано, что  «утверждается областной бюджет и отчет об его исполнении, представленные Губернатором области». Недавно общественность в очередной раз была свидетелем, как мэр города Москвы Сергей Собянин лично на заседании Московской городской Думы  представил проект бюджета Москвы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов депутатам Московской городской Думы.

В Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законодательно закреплен только процесс отчета Правительства Российской Федерации по результатам деятельности Правительства за прошедший год, в том числе об исполнении бюджета. С этим отчетом ежегодно в Государственной Думе выступает Председатель Правительства Российской Федерации.

Представляется целесообразным учесть опыт субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне законодательно закрепить процедуру представления Председателем Правительства Российской Федерации проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на заседании Государственной Думы и отчета об его исполнении. В этих целях в законопроекте предлагается внести соответствующее изменение в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» нацелен и на повышение авторитета Государственной Думы, его депутатского корпуса, который в случае принятия данного законопроекта получит право дважды в год заслушивать доклад Председателя Правительства Российской Федерации о предлагаемом проекте бюджета страны на очередной финансовый год и отчет об его исполнении, обсуждать его доклад и задавать ему назревшие актуальные вопросы напрямую. Законопроект в целом направлен и на повышение ответственности высших государственных органов власти при формировании государственной политики социально-экономического развития страны с учетом различных внешних и внутренних политических, экономических, социальных, миграционных и других факторов.

Учитывая изложенное, данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 201 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающее, что основной доклад о проекте федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и на плановый период в первом чтении на заседании Государственной Думы представляет лично Председатель Правительства Российской Федерации, а содоклады – председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и председатель комитета – соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Ольга Алимова: Иногда второе место лучше первого

Пт Дек 12 , 2014
Вчера саратовские СМИ облетела «благая» весть: Саратов занял второе место среди городов России по объему аварийного и ветхого жилья. Для тех, кто живет в областном центре ничего удивительного, на мой взгляд, нет. Достаточно иногда смотреть по сторонам, чтобы увидеть то, что аварийного и ветхого жилья не просто много, а архимного. […]

Рубрики