Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И. Кашина 30 января 2015 года на Правительственном часе по вопросу представления Правительством Российской Федерации Антикризисной программы на 2015 год.
Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
2015-01-30 14:20
— Не впервые в этом зале мы слышим представителей правительства о принимаемых им «мудрых» решениях то по спасению страны от «тяжелого советского наследия», то по выводу страны из очередного кризиса. И тянется подобная канитель вот уже почти 25 лет. Что за это время происходило – всем известно. Гайдаровская приватизация с обещаниями получить по две «Волги» и «шоковая» терапия. Итог налицо. Группа приближенных к Ельцину людей захватила лучшие объекты общенародной собственности, став за короткое время богатейшими людьми не только России. У народа, наподобие кукиша, остались никому не нужные ваучеры. Народ обманули и обобрали, обесценили его гробовые сбережения. Дефолт 1998 года еще раз лишил граждан их сбережений. Кризис 2008 года снова принес неслыханные барыши олигархам и банкирам. В результате антикризисных мер правительства народ в очередной раз получил кукиш в виде последовавшего повышения цен и тарифов, но зато в 2 раза выросло число долларовых и рублевых миллиардеров.
За эти годы чего только не обещано – и лечь на рельсы, и осуществить модернизацию промышленности и сельского хозяйства, и удвоить ВВП, и создать 25 миллионов современных рабочих мест… В итоге едва полностью не уничтожили Вооруженные силы страны, потеряна продовольственная безопасность, практически уничтожены гражданское авиастроение, автомобилестроение, станкостроение, электронная, легкая промышленность и т.д. Сегодня Россия завозит не только машины и оборудование, продукты питания, но и гвозди, шурупы, доски, фурнитуру, унитазы… Страну посадили на две трубы, рудное и металлическое сырье. Перечень уничтоженных производств огромен. «Достижения» проводимого курса – казнокрадство, коррупция, произвол чиновничества, наркотики, алкоголизм, нравственное разложение молодежи, развал образования, уничтожение науки и инженерно-научных кадров вместе с рабочими кадрами, платное образование и здравоохранение, обнищание населения, офшоризация, бегство капитала… Мы уж не говорим о таких «гениальных» решениях власти, как переименование милиции в полицию, замена лампочек, соединение часовых поясов и др., ставших объектом народных анекдотов. Вместо демократии установлен режим назначенства преданных власти кадров с элементами или видимостью выборов. Оппозицию вынудили проходить антиконституционную процедуру процеживания через сито с наноячейками. В итоге бал правит непрофессионализм на всех этажах и уровнях власти.
Почти 25 лет либералы поднимают Россию с колен, но она все больше оказывается лежащей пластом под гнетом накопившихся проблем. Даже не посвященному в тонкости экономики человеку понятно, что либеральный курс провалился. Ослабленная Россия снова оказалась ввергнутой в очередной кризис, во многом созданный искусственно ее западными «друзьями» и «партнерами», которые объявили ей разного рода санкции, главная из которых — катастрофическое падение цены на нефть и курса национальной валюты, при активном содействии российского правительства и Центробанка. Мы еще в феврале 2014 года здесь, в Думе, предупреждали правительство о необходимости превентивно ввести госрегулирование на отдельных направлениях экономической деятельности и о возможных пагубных последствиях введения плавающего курса рубля. Но наше правительство считает себя самым умным, только почему-то постоянно оказывается в дураках, и живет с надеждой, что когда-нибудь ему повезет. И сегодня растерянность в глазах и отсутствие разумного выхода из им же созданной ситуации. Давно многие задаются вопросом: с какой целью В.Путин терпит правительство Медведева и его министров, которые валят страну в бездну кризиса, при этом сказочно обогащаясь? Вот она, главная загадка В.Путина – зачем он терпит этих сомнительных деятелей из «мусорного» (по определению Standar & Poor,s) правительства, видя, как они на протяжении многих лет гробят экономику?
Фракция КПРФ многие годы предупреждала власть, что нельзя отправлять отечественные предприятия, компании, банки за дешевыми кредитами на Запад, загоняя при этом собственные нефтегазовые доходы в различные финансовые инструменты западных стран и увеличивая тем самым финансовую зависимость от других государств. Однако корпоративный долг был доведен практически до 700 млрд. долларов. Только в ценных бумагах американского правительства на сегодня находится почти 120 млрд. долларов российских средств. Причем последнее вложение в объеме 3,6 млрд. долларов, или по нынешнему курсу около 240 млрд. рублей, произведено после того, как США ввели против нашей страны экономические санкции. Разве это не преступление? Мы считаем, что подобные действия правительства и ЦБ требуют проведения специального расследования.
И какова реакция власти? Ничего нового! Все та же приверженность либеральным догмам, все та же «невидимая рука рынка все отрегулирует».
Унылое впечатление оставил после себя так называемый гайдаровский экономический форум, на котором собралась под руководством Кудрина вся либеральная элита, не высказавшая ни одной светлой мысли или обнадеживающей идеи: сплошное гадание на кофейной гуще. Вместо этого они снова пытались, как сказал недавно Г.А. Зюганов, этот тухлый горшок либерального хаоса натянуть поглубже на голову страны, которая и так задыхается от этой политики. То же самое можно сказать и о форуме в Давосе, где г-н Кудрин недвусмысленно высказался за продолжение приватизации госсобственности, в частности, приватизации госкорпораций, дескать, из-за их неэффективности. Не дают покоя приватизаторам государственные компании «Роснефть», РЖД, Роскосмос, Росатом и др. Это же только подумать, какие деньжища можно еще «распилить»! А вот миллионам безработных правительство с барского плеча сбросило аж …10 млрд. рублей.
Но и на этот раз «невидимая рука рынка» не сработала, разве только взяла мертвой хваткой за горло владельцев валютной ипотеки, да и большинство нищающего народа. Получили рекордный урожай хлеба, но хлеб не стал дешевле, а подорожал, подорожали все изделия из зерна. Ничем нельзя объяснить рост цен на сахар и гречневую крупу, которую производим сами в достаточном количестве. Цена на нефть снизилась в два раза, но бензин не только не упал в цене, а заметно подорожал… И таких примеров странности российского «рынка» можно приводить бесконечно. Власть пытается остановить галопирующие цены с помощью прокуроров, но вряд ли хватит прокурорских работников на каждый магазин. Напомню, что мы предлагали законодательным путем урегулировать эту проблему через введение ограничений торговой надбавки от производителя до реализации товара, но послушное большинство отклонило эти предложения.
Ну, а если взять рубль, тут вообще катастрофа. Ни в одной стране, живущей за счет нефти и газа, нет такого проседания национальной валюты. Максимальная девальвация не более 13%. У нас — 101%. Это означает, что вклады граждан в банках обесценились в два раза, т.е. в течение всего трёх месяцев, как и в два предыдущие раза при Гайдаре, а потом и Кириенко, у населения грабанули около 7 трлн. рублей. И последыши этого безобразия говорят — всё хорошо, прекрасная маркиза, идём верным курсом. У них даже не хватает элементарных знаний, чтобы разобраться в происходящем и принять незамедлительные меры по спасению национальной валюты.
Деньги, как известно, не являются товаром, это всего лишь платежное средство. Но, тем не менее, ими торгуют на валютных биржах, присваивая им некую биржевую цену, исходя из спекулятивного соотношения спроса и предложения. Но не спекулятивный спрос на валюту должен определять курс рубля, а соотношение реальной покупательной способности рубля к покупательной способности доллара. Покупательная способность национальной денежной единицы обусловлена исключительно ценами на товары внутри данной страны.
Имеющее место спекулятивное занижение курса рубля по сравнению с его реальным обменным курсом, помимо обмана покупателей и получателей валютных кредитов, неизбежно вызывает подорожание импортной продукции в рублевом эквиваленте, а необходимость увеличения рублевых выплат при их конвертации в валюту для возврата иностранных заимствований — подорожание и отечественной продукции. Иначе говоря, торговля валютами должна быть прекращена и заменена их обменом по объективному курсу.
Но это всего лишь одна из необходимых мер в нынешних кризисных условиях и в условиях санкций.
Вообще говоря, в стране под диктовку Международного банка развития и Международного валютного фонда выстроена вся финансово-кредитная система, породившая развал промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, обнищание абсолютного большинства народа. Именно эта система, построенная по зарубежным лекалам, определяет сегодня курс всей денежно-кредитной политики правительства.
Какие же меры нам предлагает правительство в своей антикризисной программе? Если говорить откровенно, это просто филькина грамота, в которой даже объемы финансирования по конкретным разделам не определены. Их планируется установить потом, после рассмотрения программы в парламенте. Т.е. принесли в парламент кота в мешке. А вообще-то ничего нового, все та же схема: взять средства из золотовалютных запасов и отдать их олигархам и банкирам. По антикризисной программе правительства предполагается потратить почти 2,4 трлн. рублей. Это более 16% расходной части бюджета. Из них 1 трлн. рублей банкам, остальное как бы на поддержку реального сектора экономики. При этом просматривается очевидная диспропорция распределения финансовых средств между предприятиями реального сектора экономики и финансово-кредитными учреждениями. Если не учитывать уже выделенный в конце прошлого года 1 триллион рублей банкам через Агентство страхования вкладов (АСВ), объемы денежных вливаний в реальный сектор экономики представляются абсолютно ничтожными. В качестве примера можно привести предложения выделить:
— российским банкам на докапитализацию дополнительно 250 млрд. руб;
— Внешэкономбанку за счет средств Фонда национального благосостояния дополнительно 300 млрд. руб.;
— В то же время на сельское хозяйство предложено выделить лишь 50 млрд. руб., а на промышленный сектор – вовсе 20 млрд. руб.
С банками понятно, эти деньги, скорее всего, будут просто присвоены через валютные спекуляции, как это случалось раньше. Тем более, что они программой правительства не распределены. Причем не всем банкам будут выделяться средства, а только определенному кругу. Кто этот круг будет определять, не ясно. Ясно только то, что многие банки могут обанкротиться, и к сотням тысяч уже обманутых вкладчиков, у которых отобрали несколько триллионов рублей, добавятся еще несколько сотен тысяч, а может быть и миллионов, обманутых граждан, вынужденных потом оббивать пороги АСВ и судов, пытаясь вернуть свои, уворованные при содействии государства деньги.
Деньги для реального сектора будут выделяться в основном в виде погашения части кредитной ставки в объеме ключевой ставки в 17%. Т.е. обратно-таки деньги пойдут все тем же банкам. Важным для экономики выглядит выделение 300 млрд. рублей на санацию системообразующих государственных предприятий. Но государственный сектор сегодня занимает всего лишь 5% в промышленном производстве страны.
Предложенный план правительства не спасет реальный сектор. Повышение ЦБ ключевой ставки до 17% перекрыло кислород предприятиям в смысле доступности кредитов для своего развития, и их ждет та же судьба банкротов, как и некоторые банки. Сейчас 17-процентная ставка ЦБ сама по себе уже гораздо выше средней рентабельности обрабатывающей промышленности: там 8%, включая нефтепереработку. С такой ставкой можно заниматься разве что наркотиками. При этом план никоим образом не затрагивает вопрос наполняемости бюджета путем интенсификации производства. Весь вопрос антикризисных мер заключается в «распиле» золотовалютных резервов без ожидания реальной отдачи от принимаемых мер.
Антикризисная программа в своей налоговой части не отвечает ни на один из поставленных кризисом вопросов. Одним из самых насущных направлений поддержки является облегчение налогового бремени для малого и среднего бизнеса: 2-3-летние налоговые каникулы необходимо ввести на федеральном уровне для всех малых предприятий, снизить ставки по существующим налогам, расширить возможности применение упрощенной системы налогообложения, ввести двухлетний мораторий на установление новых налогов и сборов.
Программа правительства фактически перечеркивает трехлетний бюджет, что повышает неопределенность в экономике и становится дополнительным фактором, усугубляющим кризисную ситуацию. Да и как можно разрабатывать антикризисный план в отсутствии актуального прогноза социально-экономического развития страны?
Не только циничными, но и экономически необоснованными являются призывы к ограничению потребления. Напротив, в условиях кризиса необходимо всемерно поддержать спрос населения. Реальную и быструю помощь экономике может оказать государственное субсидирование ставок по ипотеке и автокредитам, которые в настоящее время стали запретительными, что наносит огромный удар по рынку недвижимости и авторынку – одним из наиболее активных и развитых секторов экономики.
Пожарные меры правительства самого пожара кризиса не погасят. Ибо деньгами пожар не тушат. Температура временно может быть несколько и спадет, но потушить пожар не удастся. Чем отличается нынешняя власть от советской? Советская власть знала, что надо делать не только сегодня, но и завтра, и на среднюю и далекую перспективу. Нынешняя власть представления не имеет не только о какой-то перспективе, но и о дне сегодняшнем, много говорит о каком-то курсе, но никто не знает, что это такое. Отсюда конвульсивные движения агонизирующего организма.
Выход страны из тупика, куда ее завели либеральные поводыри, не в латании дыр, а в смене курса. Главное решение кроется, прежде всего, в смене курса и кадровой политики. Это решение можно реализовать только через разработку профессионально сделанной, научно обоснованной программы. И такая программа есть у КПРФ. Мы ее неоднократно анонсировали. Есть наша программа и у правительства, и у президента. Ее пока что положили под сукно, но жизнь все равно заставит вытащить и реализовать. Иной альтернативы просто нет.
В чем суть нашей программы? Напомню основные моменты.
Прежде всего, необходима смена экономического курса от ликвидации экономики к ее развитию. Это станет возможным только при вложении резервных средств в экономику и развитие инфраструктуры. При этом должна возрасти роль государства, как главного регулятора экономических процессов. Не может нормально развиваться тело без головы.
Надо создать мощный государственный сектор экономики, национализировав естественные монополии и базовые отрасли экономики. Государство для выполнения своих функций должно иметь мощную государственную экономическую базу, а не уповать только на фискальные функции.
Перекрыть каналы утечки капитала через офшорные зоны и зарубежные дочерние предприятия. Ограничить вывоз капитала юридическими и физическими лицами. По оценкам экспертов, в 2015 году из экономики России может быть выведено более 100 млрд. долларов. На фоне снижения инвестиционной активности, сокращение денежной массы внутри страны является дополнительным негативным фактором.
Больше уделять внимание внутреннему рынку страны, чем внешним связям, которые делают Россию потребителем высокотехнологичной продукции, а не партнером.
Остановить приватизацию. Установить мораторий на банкротство промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Субсидии сельскому хозяйству установить на уровне стран Евросоюза.
Остановить рост внутренних цен на газ, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, особенно для сельского хозяйства.
Необходимо ввести прогрессивный налог на доходы и сверхдоходы. Даже Обама повысил налог на сверхбогатых до 28%.
Остаются актуальными предложения КПРФ на госмонополию производства и реализацию вино-водочной продукции и табачных изделий. За время «реформ» к сожалению, и водка, и табак добавили много крестов на кладбищах, более 1 миллиона за этот период. Госмонополия позволила бы в значительной мере избежать этих жертв. Более того, госказна получила бы 15-18% дополнительных, так необходимых средств.
Все это даст возможность существенно увеличить доходную часть бюджета и вдохнуть свежее дыхание в стагнирующую экономику России.
Но правительство пока остается глухим к этим предложениям, продолжая двигаться по либеральному пути, указанному западными советниками еще в начале 90-х годов прошлого века.
Да, нам брошен очень жёсткий вызов, в чем мы сами во многом виноваты. Да, есть глобальные причины. Но либерально-рыночная модель экономики исчерпана и рухнула. Это очевидно. Однако наше руководство и экономические блоки в правительстве продолжают её исповедовать. Не хотите прислушаться к нам, берите пример с коммунистического Китая, который становится первой державой мира без либеральных догм.
Социальный раскол нарастает, цены душат людей. Президент высказывает здравые мысли в своих указах. Но они практически все повисают в воздухе. Более того, правительство просто их игнорирует. Приняты некоторые законы, которые мы инициировали, включая закон о перспективном планировании, промышленной политике, но они пока не работают. Да и как они могут работать при 17-процентной ставке кредитов? Мы постоянно вам, господа, твердим, что главной заботой правительства должна быть не борьба с инфляцией, тем более методом стерилизации денежной массы и создания искусственного дефицита денежных средств в экономике, а структурные изменения в реальном секторе.
В качестве срочных мер антикризисной программы на 2015 год не должно содержаться поспешных решений по сокращению расходов бюджета на 10%, как это планирует правительство. Надо подождать хотя бы итогов первого квартала. Правительству и ЦБ следует ужесточить контроль за исполнением графика продажи валютной выручки экспортерами. Сегодня требуется начать поэтапный вывод средств из западных финансовых инструментов, в первую очередь американских, для их использования в финансировании отечественной экономики, в том числе с целью импортозамещения производимой продукции. Надо снизить ставки рефинансирования ЦБ, увеличить сроки выдачи кредитов, оказать поддержку бюджетам регионов, которые находятся в неподъемных долгах, малому и среднему бизнесу, снизить налоговое бремя на базовые предприятия проблемных отраслей реального сектора, с приоритетом для машиностроения и сельского хозяйства. Ключевая ставка должна быть снижена минимум до 8%. Надо заморозить тарифы и отказать соответствующим монополиям в их повышении. Государство может и должно дать налоговые и таможенные льготы на перевооружение производства, если мы намерены хоть какое-то движение совершить в сторону структурных изменений в экономике и начать уходить от экономики трубы.
Ни для кого не секрет, что российская экономика является одной из наиболее энерго- и ресурсоемких. Именно этим, в первую очередь, обусловлена высокая себестоимость производимой российскими предприятиями продукции и их неспособность конкурировать с более эффективными в этом плане иностранными производителями. Тем не менее, в предложенном Плане какие-либо реальные шаги в сторону стимулирования проведения модернизации промышленного сектора не просматриваются.
Следует признать, что ответственность за упадочное состояние основных фондов предприятий в ряде отраслей народного хозяйства лежит в первую очередь на плечах самого бизнеса. В погоне за сверхприбылью многие субъекты предпринимательства избегали финансовых вложений в модернизацию. В свою очередь, ответственность за создание условий, в которых бизнес имеет возможность практиковать хищнические подходы к организации производства, лежит полностью на государстве.
В этой связи необходимо включить в число мер по обеспечению устойчивого развития экономики разработку и внедрение механизмов стимулирования модернизации производств, создание условий, в которых продолжение порочной практики «работать на износ» станет невозможным. В качестве положительного примера можно привести принятые недавно изменения в природоохранном законодательстве. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены эффективные механизмы внедрения наилучших доступных технологий в целях снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Безусловно, следствием внедрения наилучших технологий явится не только снижение объемов выбросов и сбросов, но и повышение эффективности предприятий в целом.
Принимая во внимание цели обеспечения устойчивого развития экономики, введенный названным федеральным законом механизм стимулирования к проведению модернизации должен быть существенно расширен и дополнен.
Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий за последнее время снизился в 5 раз, уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса с 1990 года в среднем упал в 10 раз — до 1,48% расходов федерального бюджета. Даже нефтегазовый комплекс, обеспечивающий более половины доходов федерального бюджета и свыше 70% экспортных поступлений, находится не в лучшем состоянии. Абсурдной видится ситуация в которой на работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых тратится менее 0,5% от общей суммы доходов бюджета. При таком подходе задел, сделанный Советским Союзом в отрасли, мы полностью исчерпаем в среднесрочной перспективе.
Кроме того, рассматривая вопрос обеспечения устойчивости российской экономики ни в коем случае нельзя упускать из виду такой важнейший элемент, как повышение ее наукоемкости. Отмечу, что при рассмотрении в динамике бюджетных изменений, изменений вносимых в государственные программы, мы видим лишь урезания расходов на науку, ее финансирование по остаточному принципу. Мы с ужасом наблюдаем фактический развал системы фундаментальных и прикладных исследований. Хозяйственные дела Академии, дела собственности и т.д. поставлены во главу угла, что фактически усадило ученых в «кресло бухгалтера». Это является в корне неверным подходом, препятствующим развитию фундаментальной науки и ведущим к умалению научных целей. Более того, под угрозой резкого урезания находятся финансовое обеспечение исследований, фонды оплаты труда. Видимо никто не учел, что человек, думающий о том, где ему взять кусок хлеба на ужин, не может эффективно заниматься исследованиями, причем на устаревшем оборудовании. Наша позиция по этому вопросу однозначна: необходимо увеличить финансовое обеспечение на науку до уровня не ниже 4% ВВП. Надо поднять и уровень заработной платы научных сотрудников. Необходимо создать возможность для работы научных школ, ученых, научных лабораторий, НИИ и их опытной сети. Разрыв этой модели приведет к уничтожению науки. Кроме того, необходимо проводить планомерную работу по восстановлению престижа ученого, привлечению молодого поколения в науку.
До 10% инвестиций (примерно 150 млрд. рублей) следовало бы направить в науку, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение. Эти направления во всех развитых странах являются главными локомотивами роста. Не экономика трубы, а экономика знаний должна быть целью развития России.
К сожалению, представленным Планом каких-либо мер по изменению сложившейся ситуации не предусмотрено.
Надо помнить, что ликвидация последствий принятия неверных решений всегда обходится значительно дороже, чем своевременное осуществление продуманных инвестиций. Мы неоднократно призывали к увеличению объемов государственного финансирования стратегически важных отраслей экономики, выстраиванию государственной политики с ориентацией на развитие реального сектора экономики. К сожалению, сегодня мы пожинаем плоды нежелания прислушаться к нашей позиции.
Исправление следует начинать с конкретики. Не можете потянуть все сферы, решайте задачу по частям. Локомотивом может стать, например, стройиндустрия и строительная отрасль в целом. Стройка — это металл, цемент, фаянс, кирпич и всё остальное. Быстрый результат может дать и легкая промышленность, лесное хозяйство, рыбная отрасль, но только при реальной поддержке государства. Повернитесь лицом к сельскому труженику, спишите с него долги, установите паритет цен, обеспечьте ему свободный доступ на рынок, поддержите деревню как положено, дайте ей по нормальной цене то, что нужно для производства продукции.
Давайте по-настоящему займемся импортозамещением. На данном направлении есть неплохие начинания. К примеру, Подмосковье планирует удвоение производства молока и удвоение распаханности земель и их использование в севообороте. Но такое же удвоение по молоку необходимо для всей Российской Федерации. Если этого добиться, то тогда будет и мясо, и рабочие места, и сырье для многих отраслей промышленности. А чтобы основные продукты сельхозпроизводства были более доступными для населения, следовало бы не только снизить НДС на них до 10%, как это уже сделано, а вообще отменить этот налог.
У нас заброшены 40 миллионов га пашни. Это уникальное достояние страны. Необходима отдельная госпрограмма по введению их в севооборот. Такая программа сравнима со строительством БАМа и освоением целины. Мы можем и должны решить продовольственную безопасность страны и возродить деревню.
На юге скоро начинаются полевые работы. Но, как и в прошлом году, «прошляпили» госзаказ (зерновую интервенцию) и на уровне правительства, и на уровне субъектов. Что такое для России 1 млн. тонн запасенного зерна? Как говорится, капля в море. Мы настаивали на 15-30 млн. тонн. Это была бы серьезная поддержка селян и для регулирования цен на рынке хлебопродуктов.
Лесные богатства также могут приносить прибыль. Они и приносят, но только всякого рода проходимцам. К примеру, федеральный бюджет получает всего лишь 18-20 руб. с 1 га леса. В Финляндии в 70-80 раз больше. Надо поправить ситуацию. Соответствующая законодательная база создана. Необходимо убрать коррупцию, добавить к этому глубокую переработку леса. Так работают, например, в Татарстане. Там нет лесных пожаров, вредителей, болезней в лесу. Есть воспроизводство леса и достаточно серьезная его переработка, есть и доходы.
Недра формируют бюджет, экспортную выручку, однако львиная доля доходов уплывает в карманы олигархов. Но недра принадлежат народу. Хватит прибыль делить по кланам. Приведу в пример Татнефть и Сургутнефтегаз. Здесь применяются высокие технологии, обеспечивается экологическая составляющая добычи, используется попутный газ, и доходы от добычи используются с общей пользой. Поэтому в отрасли и высокая производительность труда, и коэффициент использования недр (КИН) имеет высокие показатели, и другие показатели на высоте, налажено сотрудничество с малым бизнесом.
Особо надо отметить Тюменскую область. В сложных условиях здесь внедряются лучшие технологии, новые современные экологически чистые производства в нефтехимии, в металлургии, да и в сельском хозяйстве. Область занимает ведущие позиции по инвестициям.
Очень многое зависит от руководителей. Высокий профессионализм, знание дела, заинтересованность совершают чудо. Как тут не вспомнить тезис И.В. Сталина, сказавшего: «Кадры решают все!»
Обстановка требует оперативного реагирования и принятия проверенных временем мер, которые в свое время применило правительство Примакова-Маслюкова. Это правительство вернулось к государственному регулированию, что помогло восстановить покупательную способность национальной валюты, а значит и обеспечение экономики дешевыми кредитами, поставить под контроль ценообразование, прежде всего, на товары первой необходимости, контроль за тарифами, была налажена работа с регионами, отраслевыми министерствами. И экономика ожила.
Буквально вчера на встрече с губернаторами и Президент, и глава Администрации президента убедительно говорили о коррупции, стяжательстве, волоките, бюрократических барьерах, о тех явлениях, которые не только разваливают экономику страны, но и серьезно угрожают национальной безопасности. КПРФ также обеспокоена этой ситуацией и предпринимает все возможное в противодействии этому беспределу, исходя из своих возможностей, чтобы исключить позорящие страну уголовные дела бывшего министра обороны, руководителей фондов и корпораций и др.
Сегодня, вместо очевидного, делается все наоборот. Поэтому итог плачевный. Обстановка становится все более взрывоопасной.
Мы считаем, что время еще не упущено и многое можно решить, но для этого нужна принципиально иная политика и другая команда. С нынешним составом правительства решить ничего невозможно, оно должно добровольно уйти в отставку, не ждать, когда ему дадут пинка, и не мучить страну и народ. Терпение у народа не безгранично, он пока безмолвствует, но все громче.