О «точках роста» и государственном планировании. Текст выступления Ольги Алимовой

О «точках роста» и государственном планировании. Текст выступления Ольги Алимовой

alimovaВыступление первого секретаря Саратовского обкома КПРФ О. Н. Алимовой на совещании секретарей местных отделений Саратовского областного отделения КПРФ.

Выступление было посвя­щено проекту Федерально­го закона «О первоочеред­ных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к го­сударственному планирова­нию социально-экономичес­кого развития Российской Федерации», разработан­ного группой депутатов фракции КПРФ в Государс­твенной Думе в составе: В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, О.Н. Алимова и другие.

Обосновывая необходимость принятия такого закона, высту­пающая заострила внимание на таких проявлениях начавше­гося в 2014 году кризиса, как дестабилизация экономики, ухудшение основных её пока­зателей (падение ВВП, объема промышленного производства, экспорта нефти и газа, уровня и качества жизни населения).

— В кризисных условиях, — подчеркнула Ольга Нико­лаевна, — Правительство РФ почти ничего не предприня­ло для компенсации последс­твий кризиса и исправления стратегических ошибок, сде­ланных в предыдущие годы, в том числе для реализации программы импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.

Это свидетельствует об от­сутствии в стране эффективной политики импортозамещения, а также о том, что ни импортозамещение, ни возобновление роста промышленности невоз­можны без стимулирующих мер. Уповать же на частные ин­вестиции в условиях девальва­ции и усилившегося оттока ка­питала просто бессмысленно.

В сложившихся услови­ях, — делает вывод депутат-коммунист, — единственным выходом является введение мер государственной под­держки национальной эко­номики, включая и меры по наращиванию потребитель­ского спроса.

Далее О.Н. Алимова остано­вилась на девальвации рубля и спровоцированной ею инфля­ции, ежемесячные показатели которой в текущем году уже превышают 15% по отноше­нию к соответствующим меся­цам 2014 года. Это привело к росту цен на потребляемые в России товары, работы, услу­ги и падению реальных дохо­дов населения (в 2014—2015 гг. падение достигло 9%) и отбросило за черту бедности 16,1 млн. человек.

Следствием всех этих процессов, — с тревогой гово­рила Ольга Николаевна, — ста­ло увеличение смертности и снижение рождаемости. Так, в первом квартале 2015 года число умерших превысило число родившихся на 11,5%, естественная убыль россиян выросла вдвое.

А Правительство живет спо­койно, не предпринимает ка­ких-либо системных програм­мных решений по стабилизации социально-экономической си­туации. Оно заняло позицию наблюдателя, видимо, уповая на восстановление когда-ни­будь выгодных цен на нефть. Но этого не происходит и, судя по всему, в ближайшей перспек­тиве не произойдет. В связи с этим необходимость системных реформ, прежде всего изме­нения экономической модели, наращивания национального обрабатывающего производс­тва, восстановления и разви­тия инфраструктуры, осущест­вления мер государственного стимулирования национальной экономики, введения плановых начал в управление социально-экономическими процессами становятся для нашей страны вопросами её выживания.

Что же предлагает зако­нопроект для изменения социально-экономической ситуации в стране?

  1. Реализацию в самом бли­жайшем времени системы ан­тикризисных мер, а именно:

введения государс­твенного планирования со­циально-экономического развития Российской Феде­рации;

обеспечения устой­чивого роста промышлен­ности, прежде всего обра­батывающей, проведения импортозамещения;

временного изменения статуса Банка России в рам­ках его участия в деятельности по реализации приоритетов со­циально-экономического раз­вития РФ, мер господдержки национальной экономики;

введения мер дополни­тельной социальной подде­ржки населения для смяг­чения для него последствий кризисных явлений в наци­ональной экономике;

государственного ре­гулирования цен (тарифов) на отдельные виды това­ров, активизации государс­твенной антимонопольной политики.

О ходе реализации антикри­зисных мер Правительство РФ должно ежеквартально отчиты­ваться перед Президентом, Го­сударственной Думой, Советом Федерации РФ.

  1. Введение системы госу­дарственного планирования социально-экономического развития РФ, основанной на регулярном мониторинге на­ционального благосостояния, который предполагает оцен­ку национального богатства, включая природные ресурсы, национальных доходов, в том числе в расчете на душу насе­ления, поскольку каждый граж­данин РФ имеет право знать, какова его доля в богатстве страны и как она использует­ся в интересах повышения его качества и уровня жизни.

Само же государственное планирование осуществляется путем определения приорите­тов социально-экономического развития, принятия государ­ственного плана на 6 лет, со­ставления перечня точек роста (то есть перечня предприятий, производственных комплексов, территорий РФ, которые по со­вокупности факторов наиболее подходят для реализации ус­коренного социально-экономи­ческого развития).

Задача точек роста — «вы­тянуть» экономический рост, дать толчок развитию всей экономики. Финансирование предлагаемых мероприятий предполагает использование средств Фондов — резервного и национального благосостоя­ния, принятие законов, пере­распределяющих налоговую нагрузку и предотвращающих отток капитала.

Проект предусматривает от­крытость и гласность при выра­ботке мер государственной под­держки и определении перечня точек роста. Для обеспечения этого предусмотрено создание национального комитета по го­сударственному планированию и управлению развитием Рос­сийской Федерации, в котором будут представлены Правитель­ство, Генеральная прокурату­ра, палаты Парламента Рос­сийской Федерации, регионы, общественные объединения, эксперты. Для обеспечения представительства оппозиции установлено, что один из замов председателя Комитета назна­чается партией, имеющей вто­рую по численности фракцию в Государственной Думе.

Переход к государственно­му планированию должен быть осуществлен к 2015—2016 го­дам. При этом меры государ­ственной поддержки экономики как приоритетные и антикри­зисные начнут осуществлять­ся с 2016 года и должны быть отражены в Федеральном бюд­жете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

В числе приоритетов раз­вития страны на 2016—2021 годы, которым будет ока­зана государственная под­держка, законопроектом обозначены следующие:

— развитие обрабатывающе­го производства и проведение политики импортозамещения;

— развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры;

— развитие национальной науки, создание и внедрение новых технологий;

— формирование системы профессионального образова­ния;

— обеспечение доступности и повышение качества здраво­охранения, развитие системы обеспечения и контроля каче­ства питания, питьевой воды;

— принятие мер по сокраще­нию доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

  1. Для реализации намечен­ных мер предусмотрено вне­сение вытекающих из закона проекта изменений в Бюджет­ный кодекс РФ, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (в части, касающейся ответственности ЦБ РФ за анти­кризисные мероприятия) и «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Завершая своё выступление, О.Н. Алимова от имени авторов законопроекта заявила следу­ющее:

— Мы понимаем, что осу­ществление предложенных нами реформ невозмож­но без проведения поли­тических преобразований — ограничения всевластия политической и экономи­ческой элиты, снижения уровня коррупции, обес­печения подконтрольности власти обществу, усиления роли парламента, избран­ного честными, свободными выборами.

Участники совещания откликнулись на это заяв­ление аплодисментами и обещали сделать всё от них зависящее для обеспечения 13 сентября с.г. справед­ливых и честных выборов (довыборов) депутатов в органы местного самоуп­равления и в сентябре 2016 года — выборов в Государс­твенную Думу.

 
Статья прочитана 115 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!