ЯК-40: 50 ЛЕТ УСПЕХА

Cвой первый полет Як-40 совершил 21 октября 1966 года на подмосковном аэродроме Раменское в г. Жуковском. В честь этого события в Заводском районе г. Саратова создана инициативная группа по увековечиванию памяти легендарного самолета.

Хотелось бы героем моего повествования сделать самолет. Самолет, как плод слаженной работы тысяч людей. Самолет, как материализация человеческого разума высшего порядка. Самолет, как извечная мечта человека летать как птица. Самолет, как концентрация достижений научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства.

Если от романтики перейти к прагматике, то самолет — самое скоростное комфортабельное транспортное средство на сегодняшний день, без которого мы уже не представим современную жизнь человечества.

Спроектировать и изготовить современный самолет под силу только высокоорганизованному образованному обществу. Это труд талантливых ученых аэродинамиков и прочнистов, расчетчиков и конструкторов, технологов и управленцев, это труд высококвалифицированных рабочих многих и многих профессий. Это труд испытателей на земле и в воздухе. Это, наконец, высочайшая культура производства.

Авиационное производство полного цикла может себе позволить Страна, имеющая научно- исследовательскую базу, производственную базу со всем необходимым оборудованием, испытательную базу, позволяющую довести опытный самолет до потребительского качества.

Чтобы удовлетворить запросы граждан только нашей страны на воздушные перевозки, нужно задействовать миллионы рабочих мест во многих отраслях промышленности.

А это не малообразованные алкоголики-тунеядцы, не офисные менеджеры и юристы, не высокомерные мвдэшники и прочие мажоры, не дешевая приезжая рабочая сила, а здоровые, образованные, творческие, ответственные, трудовые кадры.

Располагает ими сегодня наше российское общество? Или мы безнадежно уходим в феодальное прошлое?

Теперь о главном герое моего повествования – революционном самолете своего времени Як-40.

Я могу долго рассказывать об истории его создания, но это вряд ли войдет в допустимый объем газетной статьи. Скажу только то, что это был первый в мире реактивный самолет местных воздушных линий. Продавался в 19 стран мира, в том числе в страны, имеющие собственную авиапромышленность.

В Советское время Як-40 был участником 14-и международных авиасалонов: в Париже – пять раз, в Ганновере трижды, в Турине и Ируме — дважды и по одному разу в Хельсинки и Нагое. Пилоты иностранных авиакомпаний и ВВС, которым довелось управлять этим самолетом, с восхищением отзывались о его пилотажных характеристиках и эксплуатационным свойствах, называя его «Летающим вездеходом».

В конце 1960-х годов заказы на экспорт Як-40 появились из стран всех континентов. Французский журнал «Авиасьон мэгэзин» в апреле 1970-го отмечал: «Як-40, оригинален по замыслу, по своим летным характеристикам и размерам. На Западе фактически нет сравнимого с ним самолета. Его можно лишь сопоставить с некоторыми американскими проектами, которые будут реализованы не раньше, чем через несколько лет».

Освоив полеты более чем в 300 населенных пунктов, самолеты Як-40 к 1988 году перевезли более 80 миллионов пассажиров. Самолеты эксплуатировались в самых суровых условиях: На малооборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, в высокогорье, за полярным кругом.

Мы можем бесконечно критиковать советское время, но самолет такой выпускался, и полностью в нашей стране. И собирался он в нашем городе Саратове, руками наших жителей. А значит, хотим мы или нет, наша страна и наш город соответствовали условиям такого высокотехнологичного производства, специалисты соответствовали вышеуказанным требованиям. И оплата труда соответствовала трудовому вкладу каждого работника.

Подготовка мастеров своего дела велась с детства в бесплатных кружках, продолжалась в училищах и техникумах, и все это сопровождалось «живой практикой» на авиационном производстве. В стране работали ОКБ, НИИ, тяжелая промышленность, авиационные ВУЗы, академии, летные училища. Без всего этого не было бы Як-40 и всех отечественных самолетов.

А все это вместе взятое – десятки тысяч рабочих мест, творческих, интересных, перспективных с достойной оплатой труда. Это — социальная забота о своих работниках. Это — садики, школы, стадионы, дворцы культуры, базы отдыха, больницы, поликлиники, подсобные хозяйства, жилье, парки, скверы и многое, многое другое. Все это было у нашего авиационного завода, было и у других предприятий.

Так как назвать тех, кто отнял это у народа, его друзьями или врагами? Как назвать тех, кто, отняв все это у нескольких поколений саратовцев, утопает в роскоши? Как назвать тех, кто, обанкротив завод, присосавшись к его коммуникациям, строит коммерческое жилье? Каково будет житься новым жильцам на кладбище завода, давший им жизнь, выпуская грозное оружие против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, и после, во времена холодной войны? Каково им будет житься на кладбище трижды орденоносного завода, принесшем мировую славу авиационной державы? Каково им будет житься на кладбище упущенных крылатых возможностей нашего города и страны? Смотреть в окно, как застраивается выстраданная потом и кровью наших предков земля завода и аэродрома? Я бы не смог..

Не лучшая участь постигла и прародителя наших самолетов Як, ОКБ им. Яковлева. Их выселили из гнезда на Ленинградском проспекте. Ходынку застроили. Можно сказать из центра России отправили в ссылку в Иркутск на более, менее сохранившийся авиазавод, где в тяжелейших условиях, вопреки сегодняшней власти создают внука нашего Як-40, Як-242. Власти так боятся упоминания заслуг СССР, что побоялись назвать проект 1980-х годов своим именем, а придумали немое название МС-21. Кстати, в 1990 году Министерством Граждансой авиации было принято решение о постройке Як-242 в Саратове. С 1995 по 2000 год планировалось выпустить 200 самолетов для стран СНГ, с началом эксплуатации в 1997 году!

Браво «инновационному» управлению нашей страной! Самолет отстал на 20 лет, САЗ снесен под бульдозер. А небо бороздят иностранные лайнеры. А ведь 1990 году были проекты и других КБ. Новые Ан, Ил, Ту так и остались в опытных экземплярах. Страна лишилась миллионов высококвалифицированных рабочих мест! Зато создает их в других государствах, покупая боинги, эрбасы, бомбардье! Аэропорт Саратова — города авиастроителей, закупил самолеты марки Эмбраер в Бразилии! И какими словами назвать такую политику?

ЦАГИ и ЛИИ Громова тоже испытывают не лучшие времена. Численность сотрудников сократилось с 14 тыс. до 4 тыс. человек. На территории аэродрома построили коммерческий аэропорт. Дальнейшее проведение авиасалонов МАКС стоит под большим вопросом. По данной теме публиковалось открытое письмо президенту от Героя России, Заслуженного летчика испытателя Толбоева Т.О., подписанное летчиками космонавтами Гречко Г.М. , Савицкой С.Е. и др.

Вот такие результаты правящей власти за последние 25 лет. Положительные они или отрицательные судить вам.

Но вернемся в наш родной город Саратов. Неужели мы его жители не достойны продолжать крылатые дела наших предков? Неужели перевелись романтики, творцы крылатой техники? Неужели будем тихо сдавать, завоеванные за 80 лет существования авиационного завода, позиции города авиастроителей? Или тихо превратимся в низкопробных рабов, способных выполнять только простую работу?

«Нет таких обстоятельств, которые не могли бы преодолеть разум и воля человека». Применимы эти слова и в нашей ситуации.

Напомню, что в годы Великой Отечественной войны 70% завода было разрушено налетами немецкой авиации. Тогда завод восстановили за 80 дней и ночей.

В заключении хочется вернуться к главному герою статьи – самолету Як-40. Он вписал свое имя в историю авиации, а его имя неразрывно связано с нашим городом. Так почему же он до сих пор не занял почетного места в Заводском районе нашего города? Ведь это гордость района авиастроителей, да и всего города Саратова. Кстати Як-40 изображен на гербе подмосковного Быково. Як-40 стоит в авиационных музеях, на пьедесталах во многих городах. Нет его только в Саратове.

Всего в Саратове с 1967 по 1981 г.г. выпустили 1006 самолетов Як-40, около 100 из них еще летают. Естественно за 50 лет конструкция и начинка самолета устарели, но концепция скоростного, надежного и простого в эксплуатации минилайнера, способного приземляться вне аэропортов, вполне востребована не только в России, но и во всем мире.

В конце июля состоялось заседание инициативной группы граждан, жителей города Саратова, многие из которых являются членами КПРФ и сторонниками партии, На заседании была единогласно поддержана инициатива по установлению самолета Як-40 в Заводском районе, на кольце дорожной развязки у стадиона Волга. Участники инициативной группы отметили, что для старшего поколения это будет данью уважения за доблестный труд, а молодежи — примером настоящих ценностей нашего города.

Не раз многими специалистами высказывалось мнение, что решение о прекращении выпуска Як-40 было ошибочным. Так что хочется надеяться на то, что последнее слово в истории Як-40, а вместе с ним и Саратовского авиационного завода еще не сказаны.

 Изящный Як-40 в центре Заводского района будет напоминанием этих слов.

 

 Григорий Гугучкин, председатель инициативной группы.

 ©Информационный Интернет-ресурс «Голос совести — media»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Четвертая высота Ольги Лубковой

Пн Сен 5 , 2016
В начале своего интервью кандидат в депутаты Государственный думы от фракции КПРФ по балаковскому одномандатному округу №164 Ольга Всеволодовна Лубкова (на фото) произнесла фразу, которая во многом объясняет ее приход в политику: «Я самый обычный человек, волей судьбы оказавшийся в необычных обстоятельствах!». Post Views: 437

Рубрики