Социальные пенсии упадут ниже прожиточного минимума в 2018 году.
Отношение размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет резко снижаться в 2017—2019 годах, а социальные пенсии уже в 2018 году упадут ниже прожиточного минимума. Это следует из расчетов Пенсионного фонда, с которыми ознакомилась «Газета.Ru». Пенсии по старости уменьшатся к прожиточному минимуму на 12,2% за ближайшую трехлетку.
НИЖЕ МИНИМУМА
Уровень благосостояния пенсионе-ров снизится в ближайшие три года, несмотря на индексацию пенсий и их рост в абсолютном значении. По отношению к прожиточному минимуму пенсии по старости уменьшатся на 12,5% за ближайшую трехлетку. А социальные пенсии в 2018 году окажутся ниже планки, необходимой для выживания, следует из презентации к докладу главы Пенсионного фонда Антона Дроздова, с которой ознакомилась «Газета.Ru».
После резонанса в СМИ Пенсионный фонд заявил, что сам не является автором этих предложений, в правительстве они не рассматриваются, а презентация и вовсе была удалена с сайта университета.
Прожиточный минимум пенсионера ежегодно рассчитывается правительством на основании потребительской корзины и статистики инфляции по продуктам питания и непродовольственным товарам. Он устанавливается ежегодно законом о федеральном бюджете, а на его основании регионы устанавливают собственный прожиточный минимум пенсионера.
Прогнозируемый размер пенсии по старости в 2017 году составит 13 657 руб. (при прожиточном минимуме пенсионера 8540 руб.), в 2018-м — 14 045 руб. (9364 руб.), в 2019-м — 14 439 руб. (9729 руб.).
Социальные пенсии сегодня едва превышают уровень одного прожиточного минимума (104,7%, или 8552 руб.), а к 2018 году составят лишь 97,8% от прогнозируемого минимума, или 9159 руб.
ПЕНСИОННАЯ ИНЕРЦИЯ
Развитию пенсионной системы препятствует целый ряд обстоятельств, отмечается в презентации ПФР. Среди внешних – это макроэкономические параметры, структура занятости, инфляция, показатели производительности труда, а также высокая теневая занятость и неблагоприятная демографическая ситуация. Внутренние ограничители тоже присутствуют: проблема досрочных пенсий, низкие требования к минимальному трудовому стажу, риски в накопительной составляющей пенсионной системы и другие.
При инерционном сценарии сохраняются риски, такие как невозможность долгосрочной устойчивости бюджета Пенсионного фонда, снижение коэффициента замещения зарплаты, увеличение числа низкодоходных групп пенсионеров, рост трансфертов из федерального бюджета. Существенным подспорьем в латании дыр в ПФР остаются суммы замороженных страховых взносов на накопительную пенсию: 387,8 млрд. руб. в 2017 году, 443,6 млрд. руб. — в 2018-м, 503,5 млрд. руб. — в 2019 году.
Из предлагаемых в последнее время мер согласованы только три: выплата пенсий работающим пенсионерам без индексации, проведение мер по легализации рынка труда и увеличение пенсионного возраста для госслужащих.
Но эксперты предлагают ещё целый ряд мер, за счет которых можно было бы сэкономить 638 млрд. руб., снизив бюджетный трансферт Пенсионному фонду до 1,4% ВВП.
Главным является повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 для женщин, а также отказ от отраслевых льгот и повышение страховых взносов.
Но все эти меры пока остаются идеями экспертов — их обсуждение в правительстве отрицали и в Пенсионном фонде, и в социальном блоке правительства.
Елена МАЛЫШЕВА, ПЕТР НЕТРЕБА
gazeta.ru