Нужна ли прогрессивная шкала налогообложения в России?

nalog-4На сегодняшний день в России применяется «плоская» шкала налогообложения со ставкой 13%. В течение года на уровне Госдумы обсуждалось введение прогрессивной шкалы подоходного налога по аналогии с опытом других стран. Это значит, что люди, получающие сверхдоход, должны выплачивать НДФЛ по ставке выше, чем зарабатывающие среднюю заработную плату и меньше. Кроме того, на этой неделе Минфин предложил повысить налоговую нагрузку на роскошное потребление. Как вы считаете, есть ли будущее у этой инициативы и насколько она необходима в современных условиях?

Деловому Саратову отвечают: Ольга Алимова, Андрей Ларин, Владимир Видро, Михаил Авилов и Сергей Лелюхин.

Ольга Алимова
первый секретарь Саратовского регионального отделения КПРФ, депутат Государственной Думы РФ шестого созыва:

— Этот вопрос понимается весьма регулярно, в том числе и фракцией КПРФ в Государственной Думе шестого созыва. Но «едроссовское» большинство отклонило его с забавной формулировкой: «Богатые платить больше всё равно не станут, потому что будут скрывать и занижать свои доходы». Смешно звучит, учитывая, какое количество в нашей стране правоохраняющих, надзираемых и фискальных органов.

Прогрессивная шкала налогообложения увеличит собираемость налогов, а, соответственно, увеличит доходную часть бюджета. Это не было бы лишним, учитывая нынешний кризис. Но принятие прогрессивной шкалы — вопрос политической воли одного человека. Захочет — будет прогрессивное налогообложение, не захочет — нет. Но раз эта тема поднимается, значит, это всё-таки нужно, и, наверное, власть, зная состояние российской экономики, именно в прогрессивной шкале видит один из вариантов сбора дополнительных денег.

Что касается налога на роскошь, то большой вопрос, что будут ли считаться роскошным потреблением такие люксовые вещи, как супер-яхты, дорогие безразмерные квартиры и прочие атрибуты красивой жизни, — это же не роскошь, а жизненная необходимость для тех «ста с половиной» олигархов, которые владеют 90% российской экономики. И я не удивлюсь, что налог на роскошь установят, условно говоря, на баночку красной икры, которую многие покупают раз в год, 31 декабря, чтобы немного себя побаловать. Государство по отношению к гражданам, к несчастью, не социальное, а олигархо-ориентированное.

Андрей Ларин
директор Юридического бюро «Аргументъ», член Общественной палаты города Саратова, член СРО «Опора России» :

— На мой взгляд, введение прогрессивной шкалы налогообложения давно назрело, однако нужно выбрать правильное время для введения этого новшества. Прогрессивная шкала налогообложения несет в себе ряд неоспоримых преимуществ. Например, люди, получающие минимальную, или около того, заработную плату, могут быть совсем освобождены от налогов. В настоящее время, мы имеем такую ситуацию, когда самые неимущие и бедные слои населения стали жить хуже, чем раньше: кризис в первую очередь сказывается именно на них. Средний класс, который и так был очень малочисленный, скатился в бедные слои. Это очень плохо — таких людей довольно много. Освобождая их от налога, законодатель, фактически увеличивает им заработную плату без использования денежных средств госбюджета. Выпадающие доходы могут быть компенсированы полностью и даже больше, повышенным налогом на сверхдоходы миллионеров. Итог: у многих людей повышается благосостояние и настроение при одновременном увеличении доходов бюджета — ведь расплачиваются за все богатые люди, которые не станут жить хуже, если будут платить больше налогов.

Но не все так просто. Во-первых, работодатели не станут увеличивать заработную плату на сумму отмененного налога. Почему — это другой вопрос, просто возьмем это как данность. В этом конечно усматривается определенная помощь предпринимателям, но это скорее вынужденный побочный эффект, ведь цели этого законопроекта совсем другие. Кроме этого, многие люди будут пытаться создать видимость, формально относя себя к бедным слоям населения. Богатые люди просто сделают так, что бы их доходы упали только на бумаге — таких способов можно придумать очень много и все они будут абсолютно законными.

И, наконец, государство, на мой взгляд, просто не будет отменять налог у малоимущих — с них взыскивать эти деньги намного проще, чем с богатых, да и бедных намного больше. Это «относительно» легкие деньги для государства, ведь с богатыми все намного сложнее. Да и понимания критериев сверх доходов или роскоши у законодателя нет. Может потому, что авторы законопроекта слишком оторваны от реальности, может, в силу нехватки квалификации.

Уже прецедент, и предлагалось считать роскошью, например, автомобили выше определенной стоимости. Однако после девальвации рубля стоимость на импортные автомобили повысилась. И то, что за определенные деньги раньше могли себе позволить только богатые люди, то в кризис — это стоимость автомобилей, которые в основном покупает средний класс. То есть та категория, которая в других странах с развитой экономикой приносит доход в виде налогов в бюджет государства. В России средний класс должен быть занесен в красную книгу — его нужно холить, лелеять и увеличивать «поголовье».

И, в конце концов, введение шкалы прогрессивного налогообложения приведет к резкому скачку социального расслоения. На мой взгляд, перед президентскими выборами власти нужно создать атмосферу народного единения и единого порыва. Вместо этого люди будут лишний раз заглядывать в карман соседа, а потом в карманы олигархов. Такое поведение даст обратный эффект. Поэтому, думаю, эта законодательная инициатива преследует лишь цель проверки общественного мнения, а не несет под собой реальности внедрения. Слишком кардинальные изменения налогового законодательства в предвыборные годы маловероятны.

 

Владимир Видро,
директор Школы Бизнеса Диполь

— Это совершенно неуместная и вредная инициатива. Лучшее, что можно сделать во время кризиса это не трогать налоговую систему и дать возможность бизнесу работать в понятных условиях.

 

Михаил Авилов
владелец салонов Телепорт, Villeroy&Boch, Ambient, Scavolini:

— Будущее есть только в расширении налогооблагаемой базы: в развитии предпринимательства, в кардинальной реформе судебной и правоохранительной системах, в изменении политической ситуации внутри и вне страны, в образовании и здравоохранении. В остальном — тупик, популизм, забвение, тлен и зомбоящик.

 

Сергей Лелюхин,
руководитель учебно-методического отдела Научно-исследовательского института Здоровья (г. Кисловодск):

— По оценкам экспертов доля теневой экономики в России достигает 50%, то есть не менее половины фонда оплаты труда — это «серые» зарплаты. Предполагаемые нововведения показывают, что Госдума нацелена на увеличение этого показателя.

 

Специально для Делового Саратова

http://delovoysaratov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Бюро Саратовского обкома КПРФ

Сб Дек 24 , 2016
23 декабря состоялось заседание бюро Саратовского обкома КПРФ. Post Views: 474

Рубрики