Об эффективности работы политических партий можно судить по широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из таких интегральных показателей является масштаб и характер присутствия в средствах массовой информации, или медиа-пространстве. Это позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный интерес, а значит, посредством деятельности информационного сообщества – доходят до избирателя.
Как известно, СМИ во многом формируют общественное мнение и стереотипы мышления. СМИ ощутимо влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий, и политики как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.
В связи с этим на основании контент-анализа публикаций федеральных медиа-источников (прессы, радио, телевидения и интернета), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», отдел ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве.
При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.
Кроме того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости сообщений о рассматриваемых политических субъектах.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Представленность парламентских партий в СМИ
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить следующую структуру медиа-пространства, в которой действовали парламентские политические партии в 2016 году (табл. 1).
Таблица 1
Структура публикаций о парламентских партиях в СМИ за 2016 г.
Партия |
Упоминаемость за 2015 год |
Упоминаемость за 2016 год |
Прирост числа сообщ., % |
Медиа-индекс за 2015 год |
Медиа-индекс за 2016 год |
Прирост медиа- индекса,% |
||||
Кол-во сообщ. |
в % |
Кол-во сообщ. |
в % |
Показатель |
в % |
Показатель |
в % |
|||
«Единая Россия» |
612 726 |
47,8% |
801 728 |
51,3% |
3,5% |
877 735 |
41,7% |
1512469 |
53% |
11,3% |
КПРФ |
297 472 |
23,2% |
336 093 |
21,5% |
-1,7% |
530 767 |
25,2% |
537870 |
18,8% |
-6,3% |
ЛДПР |
189 264 |
14,8% |
226 617 |
14,5% |
-0,3% |
386 478 |
18,3% |
440500 |
15,4% |
-2,9% |
«Справедливая Россия» |
182 559 |
14,2% |
199 820 |
12,8% |
-1,4% |
311 364 |
14,8% |
362699 |
12,7% |
-2,1% |
Рисунок 1
Графическое представление присутствия партий а медиа-пространстве.
«Единая Россия» удерживала лидерство по общим показателям представленности в СМИ (51,3%). В выборный год о партии власти говорили на 3,5% больше и на 11% лучше, чем в 2015 году.
Остальным партиям в выборный год не могли позволить усилить свое присутствие в СМИ, довести свою повестку до общества – их показатели снизились по всем направлениям. В остальном распределение партий за год не изменилось.
КПРФ продолжает занимать уверенное 2-е место .Сообщения о Компартии – это 21,5% всего медиа-пространства, что на 1,7% меньше, чем в 2015 году.
ЛДПР удерживает третью строчку с 14,5%. «Жириновцы» остались почти с теми же цифрами, что и в прошлый замер – их доля снизилась на 0,3%.
На 1,4% снизилось количество сообщений о «Справедливой России» – их объем составляет 12,8%.
По медиа-индексам партии распределились в том же порядке. «Единая Россия» имеет внушительный прирост «комплиментарности» (11%), показатели остальных партий снизились.
Естественно, что в выборный год власть серьезные силы пропаганды направила на дискредитацию КПРФ – Компартия потеряла в показателях медиа-индекса больше остальных, но удержала 2-е место. Несмотря на огромное желание и усилия власти сделать «партией №2» ЛДПР, структура Жириновского так и не смогла «залезть выше» своего обычного 3-го места.
Рассмотрим динамику представленности партий в СМИ по месяцам 2016 года по количеству сообщений и медиа-индексу (график 1).
График 1
Динамика упоминаемости парламентских партий в СМИ за 2016 г.
Как видно из графика, бесспорным лидером по числу сообщений в течение всего года оставалась партия власти. КПРФ удерживала вторую позицию.
ЛДПР и «Справедливая Россия» частенько соревновались друг с другом за третье место, но преимущество осталось за партией Жириновского.
Активность партий росла в первом полугодии и достигла максимума к сентябрьским выборам.
Рассказывать народу о «Единой России» СМИ начали с таким напором, что график в период с января по май напоминает волну цунами. Первый пик у «ЕР» пришелся на время проведения «праймериз», при этом для усиления эффекта об остальных партиях СМИ молчали – это хорошо вижно на графике.
Второй и третий пики, уже у всех партий, пришлись на июль – официальный старт думской кампании и, соотвественно, первую половину сентября – разгар кампании.
После выборов – рекий спад, устанавливается «тишина». Но в этой «тищине» пропаганда «Единой России» продолжает ползти вверх. Показатели ЛДПР и особенно «СР» снижаются. У КПРФ они стабильны.
Представленность парламентских партий в печатных СМИ
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру медиа-пространства печатных СМИ, в которой действовали парламентские партии (табл. 2).
Таблица 2
Структура публикаций о парламентских партиях в печатных СМИ за 2016г.
Партия |
Упоминаемость в 2015 г. |
Упоминаемость в 2016 г. |
Прирост числа сообщ., % |
Медиа-индекс |
||
Кол-во сообщений |
в % |
Кол-во сообщений |
в % |
|||
«Единая Россия» |
43366 |
44,7% |
61635 |
49,3% |
4,6% |
98607 |
КПРФ |
29603 |
30,5% |
33345 |
26,7% |
-3,8% |
62146 |
ЛДПР |
12522 |
12,9% |
15501 |
12,4% |
-0,5% |
35940 |
«Справедливая Россия» |
11542 |
11,9% |
14547 |
11,6% |
-0,3% |
25809 |
По присутствию информации о партии в печатных СМИ лидирует «Единая Россия» . Публикации о партии власти занимают 49,3%. Прирост по сравнению с 2015 годом составил 4,6%.
Доля «ЕР» почти 2 раза превосходит ближайшего преследователя – КПРФ, при этом Компартия сама в 2 раза опережает ЛДПР. Представленность в печатных СМИ у КПРФ хотя и снизилась на 3,8%, но остается на высоком уровне – почти 27%.
Как видно из таблицы, интерес печатных СМИ к ЛДПР (12,4%) и «Справедливой России» (11,6%) угасает третий год подряд.
Рассмотрим динамику представленности партий в печатных СМИ на графике по месяцам 2016 года по количеству сообщений и медиа-индексу.
График 2
Динамика упоминаемости партий в печатных СМИ за 2016 г.
Упоминаемость всех партий в печати в течение 2016 года имела схожие тенденции: показатель рос до апреля-мая, резко снижался к началу лета, затем медленно рос к концу августа, а к выборам имел взрывообразный рост. После выборов упоминаемость партий пошла на сильный спад и лишь с ноября начала восстанавливаться.
Характерно, что во время пика «ЕР» на период праймериз у остальных партий — «провал» в освещении их деятельности СМИ.
График 3
Динамика медиа-индексов партий в печатных СМИ в 2016 г.
График динамики медиа-индексов показывает довольно разные показатели у партий.
«ЕР» стартовала в январе со второй позиции, уступая КПРФ, и до марта постепенно наращивала свое влияние. Уже в конце марта показатель демонстрирует взрывообразный рост, в то время как у остальных партий – снижение. В-целом ситуация здесь повторяет динамику упоминаемости.
Представленность парламентских партий на ТВ и радио
Контент-анализ выявил следующую структуру медиапространства в федеральном ТВ-эфире и на радио, где упоминались политические партии (табл.3).
Таблица 3
Структура публикаций о парламентских партиях на ТВ за 2016 г.
Партия |
Упоминаемость за 2015 г. |
Упоминаемость за 2016 г. |
Прирост числа сообщ., % |
Медиа-индекс |
||
Кол-во сообщений |
в % |
Кол-во сообщений |
в % |
|||
«Единая Россия» |
11419 |
36,5% |
15172 |
43,5% |
7,0% |
123663 |
КПРФ |
7972 |
25,5% |
7536 |
21,6% |
-3,9% |
55544 |
ЛДПР |
6420 |
20,5% |
7041 |
20,2% |
-0,4% |
58373 |
«Справедливая Россия» |
5442 |
17,4% |
5122 |
14,7% |
-2,7% |
33701 |
Большая часть пространства ТВ и радио-эфира принадлежит партии власти (43,5%), её отрыв от других партий внушителен. От ближайшего преследователя, КПРФ, – в 2 раза. За год показатель вырос на 7%, у остальных – спад.
КПРФ в упорной борьбе за ТВ-присутствие по итогам года побеждает ЛДПР и занимает второе место (21,6%), но представленность по сравнению с прошлым годом снизилась на 4%.
ЛДПР, несмотря на привилегированное положение на ТВ, отстает от Компартии на 1,4%. Вождь партии Жириновский в прошедшем году стал внештатным соведущим всех политических ток-шоу канала «Россия 1».
«Справделивая Россия» заняла четвертое место с 14,7% и снижением в 2,7%.
Заоблачный медиа-индекс партии власти в главном СМИ страны – телевидении – объясняется известными причинами. При активном содействии власти на второе место удалось «пролезть» ЛДПР для задач сдерживания КПРФ. В прошедший выборный год Жириновский критиковал КПРФ, социализм и советский строй гораздо более злобно, чем в предыдущие.
Рассмотрим динамику представленности партий на ТВ и радио на графике по месяцам 2016 года по количеству сообщений и медиа-индексу.
График 4
Динамика упоминаемости партий на ТВ и радио за 2016 г.
«Единой России» удалось обеспечить себе лидерство по представленности на ТВ и радиоэфире на протяжении всего года
КПРФ практически весь год соревновалась с ЛДПР за второе место, и в результате потеснила «жириновцев»
ЛДПР прочно занимает третью строчку по упоминаемости, «дыша в затылок» КПРФ.
Ситуация на ТВ у партии Миронова довольно печальная, хотя в феврале ей ненадолго удалось обогнать ЛДПР.
График 5
Динамика медиа-индекса партий на ТВ и радио в 2016 г.
График повторяет динамику остальных медиа – грандиозная похвала праймериз «Единой России» при одновременной критике других партий.
Представленность парламентских партий в сети Интернет
Контент-анализ, проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия» позволил выявить характер пространства, в котором действуют политические партии в сети Интернет (табл.4).
Таблица 4
Структура публикаций о парламентских партиях в сети Интернет за 2016 г
Партия |
Упоминаемость за 2015 г. |
Упоминаемость за 2016 г. |
Прирост числа сообщ., % |
Медиа-индекс |
||
Кол-во сообщений |
в % |
Кол-во сообщений |
в % |
|||
«Единая Россия» |
557941 |
48,36% |
724921 |
51,6% |
3,3% |
1290199 |
КПРФ |
259897 |
22,53% |
295212 |
21,0% |
-1,5% |
420180 |
ЛДПР |
170322 |
14,76% |
204075 |
14,5% |
-0,2% |
346187 |
«Справедливая Россия» |
165575 |
14,35% |
180151 |
12,8% |
-1,5% |
303189 |
По итогам года «Единой России» принадлежит 51,6% информационного пространства сети Интернет, показатели остальных партий – несравнимо ниже и продолжают падать.
Традиционно вторую строчку занимает КПРФ, которой в структуре упоминаний о партиях принадлежит 21% информационного пространства. Ближайший преследователь, ЛДПР, отстает на 7%.
ЛДПР и «СР» находятся на своих обычных 3-м и 4-м местах соответственно.
Рассмотрим динамику представленности партий в сети Интернет на графике по месяцам 2015 года по количеству сообщений и медиа-индексу.
График 6
Динамика упоминаемости партий в Интернете в 2016 г.
Из всех графиков партий в данном анализе этот, пожалуй, самый демонстративный, как и в 2015 году.
Отчетливо видны масштабы переизбытка «Единой России» на протяжении всего года и вторую строчку КПРФ.
ЛДПР и «СР» весь год опять конкурировали между собой, упоминаемость обеих партий в декабре снижается, но у «СР» — гораздо сильнее.
График 7
Динамика медиа-индекса партий в Интернете в 2016 г.
График медиа-индексов в Интернете, как и в печати и ТВ – копируют друг друга с небольшими различиями. Тенденции – те же самые.
Выводы:
Распределение партий по местам осталось прежним. Все партии, кроме «ЕР», потеряли в показателях. В выборный год потери в показателях для КПРФ, как главного противника Режима, оказались наибольшими.
1. КПРФ продолжает сохранять вторую позицию как по упоминаемости в СМИ, так и по показателю Медиа-индекса. Партия наиболее уверенно присутствует в печати (26,7%). Позиции в Интернете также весьма крепкие. Представленность на ТВ – слабое место Компартии, где ее упоминаемость 21,6% — технически второе место, но серьезная угроза от ЛДПР.
2. «Единая Россия» в силу известных причин сохраняет тотальную монополию во всех видах СМИ. Партия власти – единственная, чьи показатели выросли в прошедшем году. Главным медиа-поводом «ЕР» были праймериз, ради которого СМИ «забыли» о других партиях.
3. ЛДПР второе полугодие опережала КПРФ на ТВ, соревнуясь с «СР» за 3-е место в других СМИ. По итогам года ЛДПР Компартии все же проиграла, но ТВ остается самым мощным ресурсом Жириновского. В нескольких случаях медиа-индекс ЛДПР на ТВ превосходил даже «единороссовский».
4. В прошедшем году сил «Справедливой России» хватило только на соревнование с ЛДПР за 3-е место, которое она, в итоге, проиграла. В остальном партия Миронова ничем не удивила, продолжая оставаться на 4-м месте по всем показателям.
Материал подготовил: Стрелков Д.А., консультант ЦК КПРФ
Координатор проекта: Волков Н.Ю., зав. сектором ЦК КПРФ.
Отв. за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ