«Жизнь за царя», или все-таки «Иван Сусанин»?

Почти год назад, 19 мая 2016 года, в Саратовском академическом  театре  оперы  и  балета  состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (Сусанин), но до сих пор она не получила широкого освещения в СМИ за исключением двух публикаций в информационных интернет-изданиях «Саратов Бизнес Консалтинг» и «Free News Volga», которые вышли уже давно, так сказать, по горячим следам. Поэтому есть смысл вернуться к этой премьере.

Новая  саратовская  постановка была приурочена к 180-летию (1836  г.)  её  первой  постановки на сцене петербургского Большого театра. Причем решено было отказаться  от  опоры  на  собственные  предыдущие  постановки  советского  периода  в  1939, 1952 и 1985 годах, а вернуться к  постановкам  дооктябрьского периода, к либретто барона фон Розена.  При  этом  постановщика (режиссер-постановщик  Андрей Сергеев)  не  смутило,  что  малохудожественный  текст  Розена буквально пропитан верноподданническими мотивами. Скорее наоборот — ведь это соответствует нынешней  российской  действительности, в которой президента В.В. Путина один из сановников охарактеризовал  примерно  так: Путин  —  наше  всё.  Есть  Путин — есть и Россия…

Каково  сказано?!  На  какую головокружительную  высоту вознесено  верноподданичество! Если бы бедный барон услышал это, он бы в гробу перевернулся от зависти!

А  вот  самый  свежий  пример. Как  сообщила  15  марта  радиостанция  «Эхо  Москвы»,  премьер-министр  Республики  Крым Сергей Аксенов заявил о том, что в России нужно восстановить монархию  (надо  же,  заговорил  об этом  аккурат  в  день  отречения (по новому стилю) ровно 100 лет назад царя Николая II от престола!),  а  за  президентом  В.В.  Путиным  закрепить  президентские полномочия пожизненно.

Ну и чем тогда президентская республика  будет  отличаться  от монархии, тем более, что у Путина и так уже сосредоточена почти вся неограниченная власть, а если вдруг выяснится, что каких-то  полномочий  ему  не  хватает, так  этот  «пробел»  запросто,  по первому  же  намеку  президента ликвидирует наш парламент?! Да практически ничем!

В  свете  таких  настроений  в театре было решено вернуться к дооктябрьскому названию оперы — «Жизнь за царя», тем более что сегодня так модно возвращаться к  старым  именам  и  названиям.  Да, по моде это так, а по сути? А по сути надо разобраться.

Напомню, что композитор назвал  оперу  «Иван  Сусанин»,  и под  этим  названием  шли  её  репетиции. Но царь Николай I настоял  на  изменении  названия, дабы  придать  ей  монархическую направленность. Вот тогда, с перепугу, назвали её «Смерть за царя», а уж потом переименовали в «Жизнь за царя». Композитор и постановщики, чтобы не сорвать  премьеру,  вынуждены были подчиниться.

Опорой  царской  власти  всегда была религия. Вот и нынешний режим счел за благо всячески  способствовать  усилению  её роли в государстве  и особенно в духовной жизни общества и в сфере просвещения.

Эти,  как  говорят  теперь, «державные»  моменты  нашли четкое  отражение  в  новой  саратовской  постановке,  в  введении  (по  сравнению  с  либретто  советского  периода)  целого ряда  новых  действующих  лиц, а именно: будущего царя Михаила  Федоровича  Романова,  его матери  Марфы  Ивановны  Романовой,  королевича  Владислава,  московского  Митрополита  и даже  Кардинала  (в  «польской» сцене).  Понятное  дело,  все  эти новые  персонажи  бесславны,  в противном случае пришлось  бы  писать новую оперу…

Что  же  касается  композитора, то он, уступив царю, ничего не  стал  менять  в  музыкальной концепции  оперы  и  по-прежнему  не  царь,  а  именно  крестьянин села Домнина Иван Сусанин  остался  главным  героем  спектакля, и жизнь он отдавал не за самодержца,  а  за  святую  Русь. Так  что  и  с  этой  точки  зрения было  бы  правильнее  оставить  прежнее название.

Теперь  об  исполнительском мастерстве занятых  в  опере артистов.Народный  артист  России,  обладатель  бархатного  баса  Виктор  Григорьев  в  роли  Ивана Сусанина  был  ярок  и  убедителен.  Он  представил  на  сцене простого  русского  крестьянина — любящего отца, мудрого собеседника, горячего патриота, для которого  благополучие  Родины дороже  собственной  жизни.  Артист сильно провел всю партию, но  особенно  глубоко  раскрылся в речитативе в сцене в лесу, передав в нем массу тончайших нюансов.  Впечатляет,  если  так можно  выразиться,  «певческая дикция»  вокалиста,  сумевшего четко  донести  до  зрителя  каждое слово арии (каватины), что, к сожалению, удается далеко не всем певцам.

Вот, например, я не всё разобрал у лауреата Международных конкурсов  оксаны  Колчиной, которая  исполняла  вторую  по значимости роль — роль Антониды, дочери  Ивана Сусанина.

Это тем более огорчительно, что певица  обладает  очень  красивым, я бы даже сказал, завораживающим сопрано. Но в целом — интонационно и драматически —  артистка  была  на  высоте,  ей удалось выразить силу и глубину чувств своей героини, её нежную душу, её боль.

Очень  приятное  впечатление оставила  лауреат  Международных конкурсов Светлана Курышева в партии Вани, приемного  сына  Сусанина.  Она  играла столь  убедительно,  что  зритель невольно забывал, что перед ним женщина, а не мальчик. Особенно  впечатляюще  исполнила  она героическую арию Вани с хором «Бедный конь  в поле пал».Удачно  исполнил  партию Богдана  Собинина,  ополченца,  жениха  Антониды,  артист Павел  Корчагин,  только  вот драматически  был  он  не  очень убедителен.  Возможно,  в  том повинны брюки галифе, в которые был облачен русский ополченец  из  крестьян  начала  XVII века.  А  ведь  появились  такие брюки  во  второй  половине  XIX века  —  их  ввел  для  кавалеристов  Франции  генерал  Галифе, проявивший  особую  жестокость при  подавлении  Парижской  коммуны 1871 года.

Впрочем,  не  только  галифе, но  и  другие  военные  «наряды» поляков,  например,  вызывали недоумение:  их  военная  форма  смахивала  на  френчи  периода  Первой  мировой  войны  (их также  носил  командный  состав Красной Армии в 1924—1943 годах),  а  вооруженные  шашками (саблями)  кавалеристы  очень напоминали  по  внешнему  виду  воинство батьки Махно.

Активным действующим лицом спектакля  является  хор,  который, на мой взгляд, звучал просто превосходно. Весьма эффективна и выразительна, хотя и сильно сокращена по объему балетная сцена спектакля, в которой заняты практически  все артисты балета театра.

Балетмейстер  —  заслуженный деятель искусств Республики Карелия Кирилл Симонов. Безупречно  звучал  симфонический  оркестр  театра,  которым управлял, вопреки утверждению программки, не Аркадий Шур, а сам маэстро — народный артист России Юрий Кочнев.

В  целом  спектакль  смотрится  с  интересом,  патриотический  настрой  он  дал  грандиозный,  артисты  выкладывались на  все  сто  (процентов),  так что  спектакль  стоит  посмотреть  всем,  кто  ещё  не  удостоил  его своим вниманием.

Альберт АЛОВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Убитым в центре Киева оказался экс-депутат Госдумы РФ Вороненков

Чт Мар 23 , 2017
Почти год назад, 19 мая 2016 года, в Саратовском академическом  театре  оперы  и  балета  состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (Сусанин), но до сих пор она не получила широкого освещения в СМИ за исключением двух публикаций в информационных интернет-изданиях «Саратов Бизнес Консалтинг» и «Free News Volga», которые вышли […]

Рубрики