Саратовская область. Обзор выборной кампании на должность губернатора региона и в Саратовскую областную думу

Саратовская область. Обзор выборной кампании на должность губернатора региона и в Саратовскую областную думу

Предстоящий единый день голосования 10 сентября 2017 года, когда жители области, впервые за 17 лет будут избирать себе губернатора и очередной состав областной думы больше волнует не результатами, которые покажут кандидаты, а наличием/отсутствием/ «математических аномалий», которые ославили область на прошлогодних выборах в Государственную Думу ФС РФ.

cipkr.ru - Денис Буланов, электоральный эксперт.
2017-08-08 13:05 (обновление: 2017-08-08 13:34)

Алимова Ольга Николаевна

Тезис о «конкурентности, открытости и легитимности» оказался несостоятельным перед одинаковыми результатами на сотне УИКах, когда проценты голосов партий и кандидатов оказались идентичными, и ещё на сотне почти идентичными.

Вообще, перед региональной властью встаёт достаточно трудная задача — в преддверии марта 2018 года, когда будут проходить выборы президента, необходима кампания «без сучка и задоринки». Без каруселей, без математических аномалий. Чтобы потом не «прилетело» из УВП АП РФ, ЦИКа и основного бенефициара Саратовской области.

Но, в Саратовской области есть «традиция» — кандидат от власти обязан побеждать сокрушительно. Приемлемым результатом, с которым не стыдно «показаться на люди» считается диапазон от 65-70% и выше. А традиции, как известно, штука сильная.

Так что первый и, пожалуй, единственный вопрос Единого дня голосования в Саратовской области 10 сентября 2017 года — чистота процедуры подсчета голосов и последующая легитимность губернатора. Ряд экспертов, основываясь на данных соцопросов, ожидают достаточно высокую реальную явку — в районе 55-60%. Чем выше будет явка в крупных городах, там, где сильнее всего протестные настроения, — тем меньший процент сможет набрать врио губернатора. А учитывая вышеописанные потенциальные ограничения админресурса и «магии» подсчёта, региональная власть сильно рискует потерять контроль над результатами выборов.

Для создания видимой легитимности выборов губернатора было сделано громкое заявление о том, что будет оказано содействие всем желающим в прохождении муниципального фильтра.

Традиционно в выборной гонке принимают участие четыре парламентские партии и спойлер КПРФ — «Коммунисты России».

Общая картина на начало августа

Складывается ощущение, что главной мечтой организаторов выборного процесса в Саратовской области является явка в 10%. Про выборы никто ничего не знает. По словам одного из кандидатов в депутаты Саратовской областной думы в редакциях районных газет «про выборы что-то слышали, но прайс-лист с расценками на политическую рекламу искали достаточно долго». То есть, он явно был первым обратившимся в редакцию кандидатом. Особо отмечу, что речь идёт об одном из самых крупных городов региона.

Ещё перед стартом избирательной кампании были слухи о том, что кандидаты от «ЕР» не получат должного финансирования своих избирательных кампаний. Более того, говорили о том, что одномандатники от партии власти должны тащить своих коллег по списку в своем округе. Например, именно этим многие объясняли отказ от участия в выборах кандидата от «ЕР» по Энгельсскому округу Шлычкова.

Частично эти слухи подтверждаются разговорами с представителями СМИ и руководителями местных типографий, которые традиционно рассматривали избирательные кампании как способ дополнительного и весьма солидного заработка. Сейчас, по их словам, заказов на агитационную продукцию практически нет.

Более того, недавно в соцсетях, саратовские журналисты обратились с просьбой рассказывать и делиться информацией об агитационных материалах участников электорального процесса. То есть, кампания в Саратове складывается таким образом, что политическая агитация на улице практически отсутствует. Почтовые ящики на сегодняшний день тоже практически пусты. И если такая ситуация присутствует в столице региона, то на периферии судя по всему царит абсолютная тишина.

В таком варианте в плюсе, в плане агитационной работы могут оказаться оппозиционные партии и в первую очередь КПРФ. Если они смогут воспользоваться пустым на сегодняшний момент агитационным полем (и практически нет никаких сомнений в том, что ситуация кардинально изменится), и стать агитационными монополистами, то есть хорошие шансы раскачать регион и попытаться повысить явку. То есть, оппозиция должна стать рупором выборов, выполнить часть работы избирательной комиссии и привлечь электорат на предвыборные участки.

Таково электоральное поле на сегодняшний момент, а теперь пройдемся по партиям и кандидатам на должность губернатора Саратовской области.

Единая Россия и кандидат на должность губернатора нынешний врио В.В. Радаев

Политтехнологи «ЕР» в Саратовской области верны технологическим традициям и приёмам прошлого или начала этого веков. Они с удовольствием используют старомодный приём «паровоз». Во главе регионального списка традиционно стоит врио губернатора, а кроме него в партийных списках на выборах в думу, на первых ролях стоят пятеро (!) депутатов Государственной думы и двое (!) членов Совета Федерации. Стоит особо отметить, что депутаты и сенаторы в процедуре праймериз не участвовали. Кстати, по слухам, «паровозы» из Совфеда на работу в высший законодательный орган страны не вернуться, а займут места в региональном парламенте.

Саратовская область это единственный регион в Российской Федерации из тех, в которых проходит избирательная кампания, с таким количеством «паровозов». Эксперты объясняют это желанием «подстраховаться в важном для них регионе». Моё же мнение то, что это больше походит на демонстрацию силы спикера Государственной Думы Вячеслава Володина. Любой, кто наблюдал за выборными процессами в Саратовской области, прекрасно понимает, что никакой нужды в подстраховке у «единороссов» нет.

Инерционный сценарий предвыборной кампании, которую проводят кандидаты от «ЕР» может быть объяснен, в том числе и тем, что кандидаты от партии власти могут считать, что достаточно попасть на первые роли в списке и уже это гарантирует проход на депутатские места. Деньги на АПМ тратить никто сильно не хочет.

Предвыборная кампания Радаева проходит по традиционному сценарию: поездки по региону, встречи с активом. Всё это широко освещается региональным ГТРК. Но даже в телерепортажах слово выборы практически не звучит. Со стороны это выглядит так, будто врио губернатора внезапно обуял приступ активности. АПМ у кандидата Радаева традиционный — вышла серия календарей и газета «Только вперёд!» тиражом 800 000 экз.

Кажется, что региональная власть боится выборов губернатора. Если для Путина рассматривают избирательную кампанию как референдум доверия, то для Радаева это страху подобно. Экспертное сообщество тиражирует такого рода мнения: «В области ощущается общая усталость от нынешнего губернатора, который возглавляет её с апреля 2012 года (в 2007–2012 годах был председателем облдумы). Отмечается ухудшение социально-экономической ситуации в регионе в целом, и электорат связывает эти процессы непосредственно с Радаевым» («Профиль»). Это подтверждают, в лучшем случае средние, а в худшем, и таких большинство последние места Саратовского региона в самых различных национальных рейтингах.

Этим можно объяснить и агитационную тишину партии власти и ее кандидата должность губернатора. Причем, по слухам, на внутренних семинарах в округах, которые проводят кандидаты от «ЕР», ставится задача, на предвыборных встречах разговаривать с людьми только о президенте Путине, войне в Сирии, врагах, которые окружили Россию и прочей геополитике. Ничего избирателям не обещать, а про ситуацию в регионе говорить в малых дозах, и исключительно позитивно. Атаковать КПРФ и не трогать ЛДПР.

Пока кампания врио саратовского губернатора Валерия Радаева сосредоточена на поездках по региону. Стратегию по уличной агитации местные технологи держат в секрете.

КПРФ и кандидат на должность губернатора О.Н. Алимова

КПРФ смогла удивить уже на этапе выдвижения регионального списка. Вместо традиционной «тройки», список состоял из одной Ольги Алимовой, она же была выдвинута партийной конференцией кандидатом на должность губернатора региона. Этот неожиданный ход дал ряд публикаций в местных СМИ. Кроме того, саратовские коммунисты смогли уйти от образа «партии пенсионеров» и выдвинула большое количество молодежи кандидатами в депутаты регионального заксобрания.

Удачно воспользовались представители КПРФ и ранним стартом избирательной кампании. По сути, они начали её еще в марте, в преддверии назначения Радаева врио губернатором. Была выпущена значительным тиражом (200 тысяч) газета «Радаев нам не нужен», Ольга Алимова обращалась с открытым письмом к президенту Путину о недопустимости назначение Радаева врио, это же письмо было отправлено в Администрацию президента, была проведена серия пикетов и митингов с протестом против назначения Радаева врио. Перед объявлением выборов коммунисты выпустили еще ряд газет с критикой действий нынешней власти и бедственным положением области в сельском хозяйстве и ЖКХ. Все эти события выходили на федеральный уровень и были отражены в рейтингах политической устойчивости, где Саратовская область получала негативную оценку.

Сейчас, АПМ выходит строго дозировано. Были учтены ошибки прошлой кампании и ошибки конкурентов. Решено было отказаться от массированного вала АПМ, которое изматывало партийный актив и вызывало негативную реакцию населения.

Вот отзыв об агитационной работе КПРФ одной из самых авторитетных газет региона «Газета недели»: «… у КПРФ в плане агитации дело с изобретательностью обстоит куда лучше (их предвыборную агитацию мне кто-то принес). Газету, которая работает от обратного и рассказывает нам про реалии ЖКХ, мы в расчет брать не будем – это агитация наоборот. А вот наклеечки, которые использует кандидат в губернаторы Ольга Алимова – это свежо, это модно. Это почти как Навальный. Современные тренды. Хорошо лепятся на ноутбуки, но для телефонов великоваты. В любом случае, это веселее, чем унылый бренд-бук «Единой России».

Судя по всему Саратовские коммунисты планируют, если не отказаться от традиционных и уже немного архаичных выборных технологий, то явно ищут что-то новое и пытаются привлечь электорат ярким креативом. Хотя и традиционные локальные митинги с успехом проводят. Благо, власть даёт повод — появились слухи о возможном сокращении льгот. Выросла активность коммунистов в социальных сетях и в сети интернет в целом.

ЛДПР и кандидат на должность губернатора С.А. Денисенко

Либерал-демократы и удивили и нет одновременно. Во главе регионального списка традиционно первое место занял лидер партии Жириновский, второй в списке Дмитрий Пьяных, координатор Саратовского регионального отделения ЛДПР. Кандидат в губернаторы от ЛДПР Денисенко место в списке не получил, он идет в одномандатном округе и у него очень сильные конкуренты. Самый популярный представитель этой партии в регионе, действующий депутат Саратовской городской думы и экс-депутат Госдумы Антон Ищенко в нынешней кампании участие не принимает.

Кандидат на губернаторское место Денисенко практически сразу после выдвижения прославился своим заявлением об отсутствии губернаторских амбиций: «мне хотелось бы победить, но, понимая происходящую ситуацию, я рассчитываю на второй результат в Саратовской области», что тут же было растиражировано местными СМИ. Это дало почву для разговоров о том, что этот кандидат не более чем спойлер. Местные эксперты считают, что у ЛДПР самый слабый список за всю историю местных выборов. Кроме вышеупомянутого Ищенко, в выборах не принимают участия Светлана Мартынова, кандидат в депутаты Госдумы на выборах 2016 и Сергей Ашихмин, бизнесмен из Вольска.

Пока ЛДПР слабо заметна на агитационном поле.

Справедливая Россия

Партия не участвует в губернаторских выборах. Это, наверное, можно считать хорошим индикатором отсутствия особых политических амбиций. Считается, что в целом партия ведет борьбу за максимум один мандат, который судя по всему, может достаться Зинаиде Самсоновой — региональному лидеру СР и бизнесвумен.

Партия ведет традиционную избирательную кампанию, выпуская партийную газету, в которой в принципе используются тезисы КПРФ. То есть, по сути, кроме «Коммунистов России», у КПРФ всё ярче проявляется еще один спойлер, копирующий ее риторику.

Коммунисты России

Традиционно идут на выборы, чтобы отобрать голоса у КПРФ, строят свою кампанию на критике КПРФ. Ничего нового, разумеется, в избирательной кампании не продемонстрируют, но небольшую часть голосов попытаются отобрать. В список «КР» попал Владимир Дерябин депутат Саратовской областной думы, не прошедший праймериз «ЕР» и экс-член ЛДПР Сергей Ашихмин, который, впрочем, испытывает трудности в регистрации кандидатом в Вольском ТИКе.

Сейчас проходит судебный процесс, в котором представители КПРФ оспаривают законность заверения избирательной комиссией Саратовской области списка КР. В случае успеха, партийный список КПРФ на выборах депутатов Саратовской областной думы может не потерять «половину мандата».

Патриоты России и на должность губернатора Л.В. Паринова

Если Коммунисты России спойлер КПРФ, то Лидия Паринова, главный инженер ООО «Балтекс» (г. Балашов), по всей видимости, спойлер Ольги Алимовой. Её выдвижение во многом связывают с активностью Елены Щербаковой, замминистра области по делам территориальных образований, экс-главы Балашовского района, возглавляющей Балашовский региональный список «ЕР».

Как серьёзный кандидат на должность губернатора не рассматривается, скорее она локальный игрок в Балашовском районе.

Партия в выборах депутатов Саратовской областной думы участия не принимает.

Некоторые выводы

Прогнозировать результаты выборов дело неблагодарное, а в Саратовской области тем более. В идеальных, демократических условиях, вероятность второго тура губернаторских выборов была бы более чем вероятна. Так же как и значительный процент голосов представителей оппозиции. Особо стоит отметить, что в Саратовской области КПРФ является очень сильным оппозиционным игроком, способным консолидировать вокруг себя протестный электорат, в том числе и представителей несистемной оппозиции.

Но, по мнению политолога Александра Кынева, Саратовская область является «зоной жесткого электорального контроля», а «сценарий засушивания явки деморализуют избирателя в принципе». То есть для успеха оппозиции необходима консолидация, работа на повышение явки и мероприятия, направленные на сохранение полученных результатов. На мой взгляд, ресурсы для этого у КПРФ есть. Жёсткая критика региональной власти, расширение агитационного поля за счёт телевидения, радио и сети интернет, всё это может принести успех.

Денис БУЛАНОВ, электоральный эксперт

сайт Центра исследований политической культуры России

 
Статья прочитана 321 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!