Сергей Афанасьев: «Рождение политика происходит не по итогам выборов»

Интервью с секретарем Комитета Саратовского областного отделения КПРФ, руководителем фракции «КПРФ» в Саратовской областной Думе пятого созыва Афанасьевым Сергеем Николаевичем

 – Уважаемый Сергей Николаевич, совсем скоро выборы Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыв, поэтому хотелось бы начать нашу беседу с вопроса о Ваших ожиданиях от этих выборов. Каков Ваш прогноз?

– Я вообще реалист и никогда не питал розовых иллюзий. Зная, какая сегодня ситуация в стране в целом и в нашей области в частности, к сожалению, понимаю, что сейчас нет оснований говорить, что мы можем победить в этих выборах. Реально можно рассчитывать на второе место, а главная борьба будет за процент. Для нас важно получить результат не меньше прошлогоднего на выборах в Государственную Думу.

– Как Вы пришли в компартию? С чего всё началось?

– Дело в том, что в 1972 году по комсомольской путевке меня направили на срочную службу на подшефный Саратовской областной комсомольской организации крейсер «Жданов» в Севастополь. Я пришел в райком комсомола за рекомендацией для поступления в юридический институт. Но мне дали другую рекомендацию, и в партию я вступил именно на корабле. Вот так с 1975 года я – член коммунистической партии. В других партиях не состоял и не собираюсь. Решение о вступлении я принимал самостоятельно, но противоречий не было и в семье: мой отец был членом партии, а мама, как я ее называю, беспартийный большевик.

– А что еще Вы можете рассказать о службе в ВМФ?

 – Мне повезло: у меня четыре боевых службы. Ходил в Средиземное море и там наблюдал за американским флотом, за кораблями НАТО. Дважды совершал выход в Атлантический океан с прохождением нулевого меридиана, через Гибралтар. Побывал и в Бермудском треугольнике.

Думаю, что военно-морская служба меня закалила, воспитала, дала направление в жизни. Во время службы я впервые стал руководителем, был секретарем комсомольской организации подразделения и старшиной команды. Я отсчитываю свою сознательную деятельность с морской службы. Горжусь, что я – главный старшина Краснознаменного Черноморского флота.

– На Ваш взгляд, с чем страна пришла к 1991 году?

 – Сегодня моя оценка того времени обременена знаниями, которые я получил за прошедшие годы. Сейчас я осознаю те проблемы, сложности, ошибки, более того, преступления со стороны высшего руководства государства и партии. Я говорю «преступления», потому что, на мой взгляд, это была осознанная работа на развал партии, на развал страны. А вообще мне очень интересна история. Весь путь становления Советского союза настолько фрагментарный, что надо очень внимательно изучать и понимать каждый определенный период развития страны.

В восьмидесятых главным было ощущение безопасности. Отношение людей в нашей стране в советский период – это вообще огромное достижение социалистической, коммунистической идеологии. В абсолютном большинстве люди были порядочными: можно было обратиться за помощью и эту помощь получить. И если не ударяться в какие-то социальные или экономические вещи, на мой взгляд, именно это очень важно, потому что так и отличается социализм от того, что происходит сегодня. Даже имея сейчас приличный заработок, хорошую одежду и прочее, человек не защищен. Он не защищен окружающим миром, потому что обстановка, в которой идет жесткая конкуренция, не предполагает взаимовыручки.

– Как Вы пережили развал партии и великой страны?

– В первые дни было очень сложно. Ты вышел из здания горкома, а куда податься? Как жить? Что делать? А у тебя двое детей, и их надо кормить. Приходилось заниматься и частным извозом. Первые три месяца, до нового 1992 года, было особенно сложно. До 1994 года я занимался предпринимательской деятельностью, юридическими услугами, аудитом. Создали юридическую фирму, получили лицензию на проведение банковского аудита. В общем, зарабатывал на жизнь семьи.

– Как складывалась Ваша жизнь в 90е? Что Вас, профессионала, прекрасного руководителя, юриста и кандидата наук снова привело в компартию России?

– Ну, я могу сказать, что не просто являюсь членом партии, но считаю себя одним из ее основателей. Номер моего партийного билета 818. А вообще, всё то же самое: опять же возврат и нежелание иметь вокруг себя конкурентов, которые горло перегрызть мне готовы. Хотелось иметь вокруг товарищей. Я пришел не в готовую уже партию, а вместе со своими коллегами все начал сначала в 1993 году.

– Вы долгие годы были вторым секретарем Комитета Саратовского областного отделения КПРФ. Как Вы можете охарактеризовать этот период?

– Главное, что нас объединяло, это то, что мы приняли для себя решение. А ведь это было совсем непросто в то время обозначать свою принадлежность к нашей идее. Мы были молоды, мы были более чисты, меньше знали, чем знаем сейчас. Я считаю, что это было очень хорошее время, и каждый для себя принимал решение из правильных, хороших побуждений.

 – Вы близко работали с такими людьми как Валерий Рашкин, Ольга Алимова, Геннадий Гамаюнов. Что Вы можете сказать о Ваших товарищах?

– Я считаю, что партийной организации в определенной степени повезло, что в начале деятельности подобрался неплохой костяк. Сюда мы можем добавить и Шмакова Владимира Викторовича. А если не брать секретарей обкома, а тех, кто с мест: Вагин, Луковенко, Малютин, Тищенко, Родин и многие другие. Люди того периода – совершенно бескорыстные люди. Думаю, надо не забывать и про секретарей районных комитетов, надо больше говорить о них. Сегодня, наверное, проще, чем в те времена, но, тем не менее, быть секретарем райкома очень сложно по-прежнему.

– Как Вы оцениваете свою деятельность в центральных органах партии?

– Самому себе очень сложно давать оценку. Единственное, что могу сказать, мне важно было на любом посту сохранять собственное мнение, свои убеждения и иметь возможность их высказывать тогда, когда я считал это нужным. У меня много общения было и с Зюгановым Геннадием Андреевичем, и с Мельниковым Иван Ивановичем – это очень важно. Я думаю, мне было оказано большое доверие со стороны партии.

– Вы были депутатом и городской, и областной, и государственной Дум. Что Вы можете сказать про работу в них? Что Вам запомнилось больше всего?

– У меня не было поступательного движения вверх. Я не был никаким депутатом в советское время, а потом сразу был избран в Государственную думу. Достаточно сложно было работать, хотя и образование близкое – юридическое. Но, не пройдя восходящий путь, было сложно ориентироваться в этой новой для меня сфере.

Скажу, что интересного много в работе депутата госдумы, прежде всего, благодаря кругу общения. Я Путину руку жал, когда он еще не был президентом. Я был одним из немногих, кто видел, как коммунисты в постсоветском пространстве приходили к власти. В Молдавии, например, участвовал в выборной кампании, когда Воронин одержал победу. Лично с ним тоже общался.

Госдума, конечно, многое дает. Тем не менее, я считаю очень интересным период депутатской деятельности в городской думе, потому что мы тогда смогли, имея не такое уж большое количество людей, так построить работу депутатской группы, что с нами стали считаться. Интересно работать, когда ты можешь воздействовать на рабочий процесс. В последнее время у нас за неимением сил, к сожалению, такой возможности нет. Хоть я там и пробыл всего полтора года, но считаю этот период очень ярким. Это очень интересно, потому что когда нужно включать голову, быстро принимать решение, когда все депутаты работают слаженно – ведь этого всего нужно добиться. Это интересная работа.

Областная дума, пожалуй, менее продуктивная, потому что наличие одного или двух депутатов среди 45 – твой голос здесь ничего не решает вообще.

– Декабрь 1999 года, победа в одномандатном округе. Что она для вас значила?

– Это очень интересный момент. Прежде, чем говорить про декабрь, нужно вспомнить о предшествующих ему месяцах работы. Основные кандидаты, которые шли со мной в одном округе: кандидат, поддерживаемый губернатором Аяцковым, бывший первый секретарь Саратовского областного комитета КПСС Гусев Владимир Кузьмич. Алешина Марина Викторовна – в будущем председатель областной думы, сейчас Федеральный инспектор. Тюхтин Виктор Иванович – серьезный бизнесмен, депутат областной думы нескольких созывов. Николай Степанович Солдатов – первый секретарь Саратовского обкома РКРП.

Я думаю, что рождение политика происходит не по итогам выборов – выиграл/не выиграл. Политик рождается в процессе своего отношения к выборам. Ко мне буквально за три недели до выборов пришел Владимир Кузьмич и попросил сняться. Вот я считаю, что я родился как политик не 12 декабря 1999 года, а в тот момент, когда решил не сниматься. Если ты не принимаешь самостоятельных решений, то никогда и не станешь самостоятельным политиком. Очень сложно говорить «нет». Ты должен принимать решение сам, даже советуясь со знающими людьми, ведь ответственен за него только ты сам.

– Что вдохновляло и вдохновляет Вас на борьбу?

– Должна быть внутренняя твердая убежденность – вот это движет человеком, а не минутный порыв. Человеку без стержня сложно. А стержень может быть разным у каждого: для меня, например, не имеет значения оценка окружающих, мне важна гармония с самим собой. Мне важно, чтобы решение, мной принятое, было правильным. Чтобы я чувствовал, что оно правильное.

– В этом году Вы решили не баллотироваться в областную Думу. Чем это обоснованно?

– Ответ тут простой. Самое сложное для партии оппозиционной – это принятие решения о том, кто должен быть депутатом, потому что депутат получает очень большие преференции от государства.

Я предлагал и предлагаю принять партийное решение, что по одномандатному округу  ты можешь проходить сколько угодно раз, но по партийному списку должно быть ограничение – не более двух раз. Исключение сделать для Председателя партии, его замов и членов президиума ЦК, так как это особые должности и они требуют определенного статуса.

Соответственно, по партийному списку я уже избирался депутатом Саратовской Областной думы дважды, поэтому я считаю, что если об этом говорю, то и поступать должен сообразно своим словам.

– Что бы Вы могли пожелать своим соратникам и будущим борцам за справедливость?

– Чтобы мотивы бороться были глубинными, постоянными, это должны быть мысли и заботы о том, как будут жить твои дети, внуки, что ты сделаешь для них. К сожалению, я не сумел сохранить страну для своих детей, это, наверное, ощущение всего нашего поколения. Если в 1945 году наши родители отстояли страну, то мы – нет. Я считаю, что коммунизм это единственная форма, которая может гарантировать человечеству, что оно не погубит само себя. И нам есть, куда стремиться.

Алена Ракитина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Г.А. Зюганов: Мы подготовили пакет законов для реализации нашей программы

Пт Сен 8 , 2017
8 сентября в Государственной Думе прошла пресс-конференция руководства КПРФ и парламентской фракции КПРФ. Она была посвящена законодательным инициативам коммунистов на осеннюю сессию Госдумы. Перед журналистами выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов. Post Views: 671

Рубрики