Не от хорошей жизни пришлось записываться на приём к главе минэкономразвития РФ

По мере создания новой техники, в том числе военного назначения, всё острее ощущается прежде небывалый дефицит технических справочников. Проблема приобрела такой масштаб, что порой становится тормозом для реализации принципиально новых технических решений.

В свою очередь у этой проблемы есть серьёзные причины. Во-первых, в Российской Федерации не осталось ни одного государственного издательства, специализирующегося на выпуске технических справочников и стандартов. Во-вторых, фактически разрушена государственная служба стандартизации.

Вместо предисловия

ОБЩЕНИЕ С УЧЁНЫМИ РАН и других заинтересованных ведомств показало, что проблема стандартизации и издания соответствующих справочников серьёзно тревожит и их. А тут как раз подошёл случай, когда обсуждение близких проблем должно было состояться у министра экономического развития РФ М.С. Орешкина.

Чтобы объяснить необходимость решения означенных вопросов на государственном уровне (ни на каком ином они сегодня вообще не могут быть решены), я счёл необходимым подчеркнуть их связь с проблемами экономического развития современной России. Так появились две записки министру. Одна из них была посвящена проблемам издания справочно-научной литературы, а в другой я писал прежде всего о том, что давно не даёт покоя мне и моим коллегам и сослуживцам. Тем более что в очередном Послании президент страны говорил, что «России необходим настоящий прорыв», который он видит в поднятии производительности труда на 30%. Но о том, как это сделать на практике, он ни словом не обмолвился.

В общем, последовало приглашение на встречу с главой минэкономразвития РФ.

Мне представляется, что эта встреча является зеркалом подходов нынешней России к актуальным научно-техническим проблемам страны и потому заслуживает стать предметом общественного внимания. Заодно проясняются и некоторые привычки, существующие в современной РФ на правительственном уровне.

Но обо всём по порядку.

Без словарей-справочников и научно-технических монографий экономическое развитие страны немыслимо

Записка министру экономического развития РФ М.С. Орешкину

По мере развития в стране «демократических реформ» с каждым годом возрастают трудности с публикацией научных монографий и словарей-справочников, поскольку практически не осталось ни одного профильного государственного издательства. Все издатели стали коммерсантами, требующими предоплаты за издание научных трудов, оформленных в виде монографий и справочников. Эти деятели в один голос рекомендуют искать заинтересованных в издании спонсоров, а последние ориентируются тоже прежде всего на коммерческие выгоды. Поскольку все научно-технические монографии и справочники обладают колоссальной полиграфической трудоёмкостью и высокой себестоимостью, то положительных эмоций и желания работать себе в убыток или в лучшем случае с нулевой прибылью у потенциальных спонсоров они не вызывают. Выхода из создавшегося в нашем Отечестве положения в этой сфере я лично не вижу. А призывать наших высококлассных специалистов к продаже рукописей научно-технических монографий и справочников по символическим расценкам за рубеж — не могу: ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!

Чиновников из ФАНО и минобрнауки РФ, судя по их деятельности, не интересует, как будет развиваться далее российская наука. Ещё в 2017 году они, не спросив учёных, поделили выделяемые на науку деньги до 2025 года включительно между разными ведомствами, многие из которых к науке не имеют никакого отношения. В основу же такого «дележа» был положен проект программы «Фундаментальные научные исследования в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства». Впечатление такое, что данный проект программы написан нашими зарубежными «благодетелями». В нём оценка работы научных коллективов определяется не решением важных для науки и экономики задач, а… числом международных центров, участвующих в исследованиях (их по проекту должно быть не менее 20%), долей публикаций в соавторстве с иностранными учёными, количеством публикаций в иностранных журналах, количеством докладов, прочитанных на международных конференциях, суммой денежных средств в валюте, полученных за продажу научных трудов зарубежным потребителям научной продукции, и т.д. и т.п.

О чём думали составители проекта упомянутой программы, если наиболее прорывными являются исследования, к которым допуск иностранцев явно нежелателен? Во-первых, это исследования, направленные на обеспечение обороноспособности страны (ядерная триада, совершенствование всех видов высокоточного оружия, авиационные и космические системы, разведывательно-ударные комплексы и т.д.), во-вторых, исследования, направленные на обеспечение технологического превосходства нашей страны над другими странами в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

ШИБАНОВ Г.П.

06.04. 2018 года

Справка. За последние годы все государственные издательства, выпускавшие нормативно-техническую документацию, справочники, словари, научно-технические монографии, прекратили своё существование. В частности, были ликвидированы государственные издательства «Машиностроение», «Советское радио», «Воениздат» и др. На их развалинах появился десяток коммерческих редакций в статусе ООО. Теперь даже научно-технические журналы, входящие в перечень ВАК, например «Полёт», «Автоматизация. Современные технологии», «Мехатроника, автоматизация, управление», издаются этими ООО под эгидой энтузиастов-редакторов, получающих зарплату в пределах 12—15 тысяч рублей.

Министерство обороны РФ вынуждено было создавать нормативные труды типа «Общих технических требований» (ОТТ) по всем видам Вооружённых сил на своей ведомственной редакционно-издательской и типографской базе, которые ещё сохранились в центральных НИИ и испытательных центрах России.

Для издания нормативных документов в интересах всех отраслей промышленности остро встал вопрос воссоздания хотя бы одного государственного издательства типа «Машиностроение».

Г.Ш.

О производительности труда в РФ

Записка министру экономического развития РФ М.С. Орешкину

Рост производительности труда не может выступать (в существующих реалиях) в качестве инструмента решения задачи перевода экономики страны в режим значительного роста. Для решения этой задачи необходимо изменить структуру экономики страны в целом, так как:

— основой экономического развития и социальной стабильности является обрабатывающая промышленность, нацеленная на возрастание доли всё более технически сложной условно-чистой продукции (высоких степеней передела с высокой добавочной стоимостью) в общем объёме ВВП;

— главную стимулирующую роль в развитии экономики и занятости как прямо, так и косвенно играют авиационная, автомобильная и нефтегазовая отрасли. Именно они вносят решающий вклад в рост промышленной составляющей общего объёма ВВП. Для повышения результативности этих отраслей целесообразно принять ряд неотложных мер.

По авиационной отрасли:

1) Необходимо ликвидировать посредников между правительством и производством в лице так называемых объединённых государственных корпораций, являющихся коммерческими структурами, которым государство передало функции управления предприятиями всех форм собственности. Вместо них целесообразно воссоздать министерство, которое бы в полном объёме курировало все процессы разработки, опытного и серийного производства, эксплуатации авиационной техники и отвечало бы за состояние всей наземной авиатранспортной инфраструктуры. В этом случае число управленцев можно уменьшить в 18 раз, так как отпадёт необходимость согласования кучи документов, которые при наличии Генерального конструктора конкретного типа летательного аппарата решаются практически мгновенно.

2) Запретить использование на борту отечественных летательных аппаратов зарубежных комплектующих (вычислительных систем, авиадвигателей, авиационного оборудования, радиотехнических средств управления, навигации, связи и т.д.).

3) Восстановить предприятия по добыче и переработке редкоземельных элементов как основы для создания авиационных материалов, необходимых для производства высокоэффективных авиадвигателей и бортового оборудования.

4) Обеспечить предприятия отрасли государственными заказами на конкретные типы летательных аппаратов.

По автомобильной отрасли:

1) Прекратить «отвёрточное» производство автомобилей зарубежных марок, поскольку до 60% добавочной стоимости при таком производстве уходит за рубеж.

2) Сделать всё возможное для государственной поддержки отрасли.

По нефтегазовой отрасли:

Значительный рост эффективности производства в нефтегазовой отрасли нашей страны возможен не столько за счёт внедрения новейших технологий добычи и транспортировки углеводородного сырья, сколько за счёт восстановления разрушенных и создания новых предприятий, осуществляющих производство продукции высокого уровня передела с высокой добавленной стоимостью.

ШИБАНОВ Г.П.

Доктор технических наук, профессор, заслуженный

деятель науки и техники РФ, заслуженный изобретатель РСФСР,

лауреат Сталинской премии, лауреат стипендии

Президента РФ

(«за выдающийся вклад

в автоматизацию процесса

испытаний авиационной

и космической техники»).

06.04. 2018 года

Справка 1. На обратной стороне этой записки моей рукой было написано, что в 1993 году в стране было 1 млн 224 тыс. учёных по техническим, химическим, физико-математическим, медико-биологическим и иным наукам, определяющим научно-технический прогресс государства, сейчас осталось всего 417 тысяч человек. За это время число ОКБ сокращено с 937 до 381; число прикладных НИИ и НИПИ — с 593 до 108.

Справка 2. Что касается авиационной промышленности, то лично президенту РФ упомянутые выше предложения в расширенном виде были доложены ещё 5 ноября 2011 года. Однако они были реализованы с точностью до наоборот. Вместо двух прежних так называемых объединённых государственных корпораций, которые по статусу были коммерческими структурами, как клещ присосавшимися к наиболее прибыльным предприятиям авиационной отрасли и способствовавшими их развалу, в соответствии с указами президента было создано ещё несколько таких «государственных» корпораций-вампиров. По одному из указов появилась и объединённая ракетно-космическая корпорация, управляющей роли которой никто до сих пор понять не может, поскольку в стране имеется государственный орган управления ракетно-космической промышленностью «Роскосмос».

Г.Ш.

Длинная дорога от проходной до кабинета министра

На центральной проходной я предупредил охранника о том, что у меня установлен кардиоэлектростимулятор и мне опасно проходить через магнитный детектор. Тем не менее меня всё-таки через оный пропустили. После этого минут десять я был неработоспособен. Началась фибрилляция правого и левого предсердий, появилась сильная высокочастотная вибрация кожного покрова левой руки и наступила общая слабость.

После десятиминутного пребывания в обширном холле проходной пришёл сопровождающий, который повёл прибывших на приём в здание, где планировалась встреча с министром. Прибывших на приём оказалось четыре группы по 2—4 человека в каждой. Предварительно всех нас разместили в большом холле на первом этаже здания, проверили наличие всех по списку.

Пришёл очередной сопровождающий и объявил, что все мы с вещами должны проследовать за ним на второй этаж в очередной холл поменьше размерами. Здесь уже стоял столик с различной водой, чистыми стаканами и была туалетная комната. Везде чистота безукоризненная. Примерно через полчаса сопровождающий привёл нас в приёмную, где, прохаживаясь, беседовали между собой пять дородных мужчин и две женщины. Один из них забрал у меня мобильный телефон и связку ключей. Примерно через пять минут позвали к министру.

На приёме у министра

Поскольку я впервые попал на приём к столь высокопоставленному должностному лицу, то невольно обратил внимание на процедуру прохода к нему в кабинет и организацию самой беседы. Комната, в которой был приём, не имела окон. В ней, кроме министра, находились ещё шесть человек: трое спереди нас и трое справа сзади. Министр сидел напротив меня, слева от него располагалась за столом молодая женщина, а справа — начальник одного из департаментов министерства. Слева за министром стоял в бойцовской стойке какой-то накачанный мужчина, который вскоре после начала беседы передал министру записку на листе обычной писчей бумаги. Министр с заметным раздражением эту бумагу, не читая, отбросил в сторону.

Министру Орешкину Максиму Станиславовичу были вручены две приведённые выше мои записки и книга «Дневниковые записи…». Во второй части книги сосредоточены сведения о тех научно-технических и научно-технологических заделах, которые были созданы институтами АН СССР и АН союзных республик, НИИ промышленности и вузами в последние годы существования СССР и которые до сих пор не утратили значения для развития экономики страны.

Беседа продолжалась минут 25—30 и касалась двух подписанных мною записок. Министр внимательно выслушал предложения, но при мне никаких конкретных выводов из доложенного не сделал. Разговор касался также проблем, связанных с изданием журнала «Полёт». Их кратко изложил прибывший со мною специальный корреспондент журнала В.П. Лосицкий. Он вручил министру последний, третий номер журнала «Полёт» за этот год. Министр заинтересовался моей статьёй, опубликованной в этом номере, и от беседы фактически самоустранился. Тем самым он давал понять, что приём закончен.

ОТ РЕДАКЦИИ. Визит закончился. А каковы его результаты? Министр, как мы видим, ничего не обещал, но и ни в чём не отказывал. Он поступил точь-в-точь как его руководитель и наставник всенародно избранный В.В. Путин. Предложения заслуженного деятеля науки и техники РФ он не отклонил, но сделал всё обратное тому, что предлагалось известным учёным. Это не случай, а, увы, тенденция.

 

Газета «Правда» №49 (30692) 17 мая 2018 года

Автор: Георгий ШИБАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Красный ПолитОбзор. Они сражались не за чебуреки!

Чт Май 17 , 2018
Я специально не хотел выпускать этот блог на день Победы, чтобы не омрачать праздника и чтобы не было разговоров, что я ловлю «хайп на теме». Поэтому прошла неделя после 9 мая и могу со спокойной совестью высказаться. Post Views: 396

Рубрики