Миллион оправданий для сугробов

Саратовцы устали гадать, почему власть не справляется с уборкой снежных завалов.

Говорят, что «все машины продали в Самару, а «бобкэты» растащили на собственные загородные участки». Подозревают, что своровали деньги, выделенные на расчистку дорог и тротуаров. И всё чаще звучат уже не намеки, а громкие матерные обвинения в адрес власти, которая не способна работать в условиях зимнего времени. И за это её надо отправить в отставку.

Миллион оправданий для сугробов

Народные попытки докопаться до причин ситуации похвальны. Но в снежной проблеме всё гораздо глубже, чем думают горожане.

Сколько денег дают, на столько и работают

Всего 218 млн руб. выделила городская власть на расчистку дорог и тротуаров в ноябре и декабре. Как сообщил редакции «МК» в Саратове» заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Максим СИДЕНКО, это лишь 20% от нормативной потребности финансирования. Это первая причина, по которой некоторые дороги чистят плохо, а некоторые не чистят вовсе, да и не планировали этого делать.

Выделенные деньги в основном распределяются между двумя организациями — МБУ «Дорстрой» и МБУ «Служба благо­устройства города». Обе они бюджетные, то есть работают по смете. Сколько денег дают, на столько и работают.

Могла ли саратовская власть дать этим службам на уборку снега не 20% от необходимого объёма денег, а все 100? Ответ однозначен: нет. В городе Саратове уже несколько лет финансирование всех полномочий власти в среднем составляет 30-40%. При этом некоторые полномочия и вовсе не закрыты деньгами. Например, второй год власть не может наскрести денег на бесплатные медосмотры для юных футболистов-хоккеистов-дзюдоистов из городских спортшкол. Годами не получается заасфальтировать школьные дворы.

«Ну так пусть городская власть работает лучше, чтобы деньги у неё были в достаточном количестве!» — скажет рядовой саратовец. Но беда в том, что доходы в муниципальный бюджет собираются из небольшого количества источников. Да и они с каждым годом сокращаются по воле федеральной и областной власти.

Когда-то давно, ещё во времена Юрия АКСЁНЕНКО, в муниципальные бюджеты по федеральному закону шла часть налога на имущество организаций. Потом депутаты Государственной думы решили, что весь этот налог должен оставаться в региональных бюджетах, а для пополнения муниципальных оставили только налог на имущество физических лиц.

Ещё один «подарочек» от федеральных властей свалился на Саратов года три-четыре назад. Тогда жителей многоквартирных домов по всей стране освободили от земельного налога, который шёл исключительно в муниципальные бюджеты.

Областные власти тоже не постеснялись пощипать бюджет Саратова. У него отняли весь транспортный налог и все штрафы за нарушения правил дорожного движения. По самым минимальным подсчётам, эти усовершенствования межбюджетного распределения налогов и сборов «вымывают» из саратовской казны ежегодно 2 млрд руб. Но за потерю этих денег горожане должны спрашивать с федерального и областного уровней власти.

 

Трактористы были с корочками, но без трудового опыта

Из официального ответа Максима Сиденко следует, что бюджетные учреждения Дорстрой и Служба благоустройства города располагают 292 единицами спецтехники, которая может использоваться для очистки Саратова от снежных масс. Если верить главе города Михаилу ИСАЕВУ, то на расчистку снежных завалов ежедневно выходит всего 150 единиц техники, при этом 20-30 через два-три часа возвращаются на базу из-за поломок. Так что говорить можно в лучшем случае о 120 городских спецмашинах на улицах. Сравните с 12 тысячами, которыми хвастался на днях московский градоначальник Сергей СОБЯНИН, обещая, что с последствиями первого сильного снегопада нынешней зимы в столице справятся за неделю.

Ответ на вопрос, почему саратовская снегоуборочная техника так часто ломается, опять же связан с деньгами. Объясняя после новогодних каникул депутатам городской думы снежный ком проблем, руководитель МБУ «Служба благоустройства города» Александр БЕЛОВ рассказал, что только в 2019 г. город дал «добро» поднять зарплату водителям и механизаторам до рыночной. И теперь, когда она составляет 30-45 тыс. руб., можно рассчитывать, что на работу придут профессионалы. А до этого, исходя из финансирования, за разгребание заносов на дорогах платили в лучшем случае 20-25 тыс. руб. И в объявлениях о вакансиях указывали, что возьмут на эти деньги человека со стажем в один год и даже вовсе без стажа. «В том числе и такие приходят, которые ломают технику, хотя есть и удостоверения, и корочки трактористов», — сетует Белов.

Нехваткой механизаторов он объясняет и простои техники, годной к работе: «Если брать «тракторные щётки», то на одну машину должно быть четыре человека. Они сутки работают через трое. У нас полной заполняемости нет. Трактор сутки работает, потом сутки может простаивать, пока выйдет человек». По словам Белова, в декабре его отдел кадров заключил 75 трудовых договоров, но до конца месяца остались работать 50 человек.

Из этих откровений муниципального служащего можно сделать однозначный вывод. Даже если каким-то чудом в Саратове появятся 350 новеньких снегоуборочных машин, с уборкой ничего не изменится при нынешнем уровне финансирования МБУ. Новые машины — новые деньги на зарплаты новым опытным водителям и новые затраты на ГСМ. А добавлять денег бюджетным учреждениям не из чего. Так что всерьёз мечтать о расчищенных  от снега улицах Саратова не стоит ни в этом, ни в следующем году.

 

Тонкости ручного управления

«А почему в Энгельсе тогда со снегом гораздо лучше, чем в Саратове?» — спрашивают люди, бывавшие и по эту, и по ту сторону реки. И при этом ответ у них, конечно, готов. Никто их не переубедит в том, что там городом «рулит» лучший управленец. И часть правды в этом есть. Александр СТРЕЛЮХИН, в отличие от нашего Михаила Исаева, управлял и заводами, и отраслями региональной экономики. А Михаил Александрович до того, как стал мэром, если и вникал в организационные тонкости производственных процессов, то всё больше присматриваясь, как это делает кто-то более опытный.

Но есть и объективные отличия. Во-первых, Энгельс меньше размерами. И там элементарно меньше расстояние, на которое снег вывозят из города. Во-вторых, энгельс­ское руководство отвечает не только за сам город, но и за Энгельсский район, где зимой без работы скучают и маленькие фермеры, и более крупные сельхозпроизводители. И они всегда могут поделиться своей техникой. А крупные городские производства привыкли делиться ресурсом для уборки улиц ещё со времён Михаила ЛЫСЕНКО, умевшего налаживать контакты между бизнесом и властью. Так что как десять лет назад, так и сейчас администрации помогают заводы металлоконструкций и кирпичный, «Роберт Бош Саратов», «Хенкель-Рус», «Полипластик Поволжье», «Белая долина» и ещё десяток организаций. Их участие в уборке энгельсские СМИ отмечают по поводу и без.

В Саратове чиновники просто говорят: какие-то предприятия помогают администрации. Это даёт повод некоторым СМИ ехидничать, намекая, что на бесплатной незнамо чьей помощи далеко не уедешь, а тратить деньги на аренду техники городская власть не хочет и потому остаётся с носом. Однако, как выяснилось, деньги на аренду спецтехники с водителем городская администрация выделяет. В конце 2018 г. объявляли два тендера на общую сумму в 6 млн руб. И на днях должны были состояться ещё конкурсы на 12 млн руб.

Работа привлекаемых грузовых транспортных средств с водителем оценивается в рублях за час. Стоимость этого часа в зависимости от спецсредства не заоблачная — от 1,4 тыс. руб. до 2,5 тыс. В тендерах прописывается, сколько бульдозер и мини-погрузчик с ковшом или гидромолотом должны проработать. Отдельно оговаривается, что определённое их количество должно выходить туда, куда скажут за сутки до начала работы. Но насколько эффективно делается та работа, при таких условиях определить невозможно. Иначе к каждому спецсредству придётся приставить по спецучётчику.

На наш вопрос, не дешевле ли вообще отказаться от собственных бюджетных учреждений, занятых очисткой городских улиц от снега, в пользу наёмных организаций, на которых и повесить всю ответственность, чиновники сказали категоричное «нет». Потому что бюджетное учреждение легче проконтролировать, а частный подрядчик может оказаться недобросовестным. Кроме того, существующая форма хозяйствования — МБУ — «позволяет снизить риски предприятия, так как учреждение не может обанкротиться».

 

Вернуть нельзя выкупить

Кошмар банкротства предприятия, для которого лет восемь закупалась спецтехника для уборки улиц, чиновникам из администрации Саратова знаком не понаслышке. Уже четыре года крупный МУП «Городские дороги плюс» треплют в процедуре банкротства. Быстро осознав, что легче отдать его на растерзание кредиторам, чем спасать бюджетными деньгами, чиновники попытались вынуть оттуда весь любовно сформированный машинопарк и передать в спешно открытые МБУ «Дорстрой» и Службу благоустройства города. Но на днях очередная высокая судебная инстанция подтвердила: всю технику придётся вернуть, потому что она не являлась собственностью города и город не имел права ею распоряжаться.

Конкурсные управляющие переиграли юридическую службу городской администрации в судах, так как в отличие от чиновников чётко знали, что технику МУП «Городские дороги плюс» получило в хозяйственное ведение, а не в доверительное управление. Подлость и цинизм заключаются в том, что по воле федерального законодателя основные средства в МУПы можно было передавать только так. Так что это по воле федерального законодателя всё имущество, передаваемое МУПам в хозяйственное ведение, не только в Саратове, а по всей стране, легко воровалось, отчуждалось и списывалось, а чтобы вернуть его в казну, надо было заплатить деньги. То есть или выкупить, или махнуть на него рукой.

За 199 единиц техники конкурсный управляющий Гордорплюса просит у администрации Саратова 150 млн руб. в конкурсную массу. Замглавы администрации Саратова Максим Сиденко сказал нам, что выкупить технику — это выход. Но депутаты Саратовской городской думы поставили под сомнение подобный подход. Создали комиссию. Будут обсуждать, как лучше поступить.

https://saratov.mk.ru/social/2019/01/30/million-opravdaniy-dlya-sugrobov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

К нам не пройдут солдаты НАТО! Саратовцы шутят про аномальный снег

Пн Фев 4 , 2019
Саратов больше месяца находится в ледяном плену: сначала гигантские сосульки, прославившие наш город на весь мир, потом ежедневные нескончаемые заторы (сервис Яндекс.Пробки оценивает их в 10 баллов), непроходимые тротуары и вот это всё. Post Views: 452

Рубрики