Депутаты-коммунисты в Госдуме выступили по информации зампредседателя российского правительства Т.А. Голиковой

3 апреля в Госдуме проводился «правительственный час». Об основных подходах к реализации национальных проектов (Демография, здравоохранение, наука и образование), а также о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года выступила заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова. В обсуждении приняли участие депутаты КПРФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2019-04-03 13:58

Плетнева Т.В., председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:

— Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, члены правительства, мы сегодня рассматриваем очень важный вопрос. И Татьяна Алексеевна она, конечно, подробнейшим образом рассказала об этих нацпроектах, и что мы планируем делать. Планы грандиозные.

Однако хочу сказать, что наш небольшой комитет сделал очень большую работу до принятия вот этих нацпроектов. Вначале ведь было «Десятилетие детства» принято, и наш комитет вместе с Министерством труда составляли вот эти планы, что должно туда входить (в «Десятилетие детства»), что сделать. Затем правительство пошло дальше, и вот мы теперь имеем вот эти четыре основных главных нацпроекта, наш комитет отвечает как раз за демографию. Демография — вопрос один из самых важных. Не будет у нас людей, не будет здоровых людей, не будут рождаться дети — не получится у нас ничего. Поэтому я считаю, что это один из самых важных вопросов, которым мы сегодня занимаемся.

Часто, когда выступают, мы вспоминаем все вот те прошлые годы, вот у нас то было. Я сегодня об этом совершенно не хочу говорить. Я буду говорить о том, что нам надо сделать, и обязательно сделать, исправить даже те ошибки, которые были допущены.

Называю цифру, важную цифру. У нас сегодня 500 только 500 миллиардов идёт на то, чтобы в 2019 году вот этот проект демографии осуществлялся, 500 миллиардов, только на один год. Кроме того, 411 миллиардов — это финансовая поддержка детей, семей с детьми. Мы знаем, мы принимали эти законопроекты, я не буду говорить. Содействие в занятости женщин — один из важнейших вопросов тоже, выделено 60 миллиардов рублей. Но если посмотреть в процентном отношении, то это всего 0,7 от ВВП. Это мало, это всё равно мало. Поэтому нам нужно увеличивать эту сумму расходов. Этого недостаточно для осуществления вот этого проекта демографии.

Кроме того, хочу сказать, что нового что-нибудь, вот нового за два года работы нашего комитета мы по сути дела в проекте демографии не увидели, правду говорю. И поэтому вот очень много предложений, которые высказывали наши депутаты, и я их попытаюсь вот сейчас сказать, пользуясь тем, что присутствует у нас Татьяна Алексеевна. Для того, чтобы у нас рождались дети, чтобы женщины были здоровы, нам нужно что? Жильё, нам нужна работа, нам нужна хорошая зарплата, либо цены пониже, чтобы здоровье было лучше, нужны врачи, у нас их тоже сегодня почти не хватает, особенно в селе и вообще нет. Поэтому это главное, на что следует выделить деньги.

Затем несколько слов о материнском капитале. Это хорошая очень идея была, идея правительственная. Материнский капитал нам удалось продлить до 2021 года. Надеюсь, что мы его продлим дальше и расширим его возможности. Вы знаете, какие сегодня, я не буду останавливаться на этом, у нас времени мало, а хочу только сказать, что просят ещё люди вот от того, что, куда использовать материнский капитал. Это на образование мам, которые в декретном отпуске сидят, на приобретение автомашины для многодетных семей, потому что или ребёнка — инвалида имеет семья, просят: машину можно купить? Нет, пока нельзя. На введение сертификата на отдых и оздоровление детей. На жилищные проблемы для молодых семей. Затем для многодетных семей усилить поддержку.

Это бесплатный проезд детей, ежегодные бесплатные путевки для детей, денежная выплата на приобретение топлива особенно на селе. Мы же знаем, что у нас половина страны ещё в селе топится дровами и углем, и так далее, а его снижают даже у учителей, для учителей, которые раньше 3 тонны, сегодня одна.

Освобождение от оплаты за содержание детей в государственных дошкольных учреждениях, бесплатное обеспечение детей для нуждающихся многодетных детей на обеспечение лекарствами. А мы что с вами видим? Мы видим каждый день по телевидению: пожалуйста, если вы не соберете эти деньги, то ребенок всё, он умрет. Это, конечно, меценатство хорошо, но государство должно выделять на эти средства… деньги на таких детей с тяжелыми заболеваниями.

Посмотрите, сколько получают у нас пособие. Хорошо получают, неплохо, 26 тысяч получают до полутора лет ребенку. А потом до трех лет? 50 тысяч…

Существенно увеличить размер компенсационной выплаты работающим матерям. Кроме того, у нас есть опекуны в семьях. Поэтому я бы хотела, чтобы прожиточный минимум они на поддержку получали.

Сейчас президент расширил вот этот нацпроект «Демография», мы все это слышали. Было приятно слышать, но все, о чем мы говорили с правительством, которое всегда у нас на комитетах присутствует, он, по сути дела, решил. Вот уже решено, что 10 тысяч рублей ежемесячная выплата лицам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными гражданами. Уже принят указ и вступает с 1 июля уже в силу. Это принято.

450 тысяч на то, чтобы ипотечный кредит покрыть. Я тысячу раз говорила и предложила закон, что давайте мы с вами освободим многодетную семью хотя бы от уплаты налога на имущество. Никак не можем это… Хоть президент повернулся к нам лицом. (Микрофон отключён.)

Алимова О. Н., фракция КПРФ:

— Уважаемая Татьяна Алексеевна, РАНХиГС провёл исследования по уровню и профилю абсолютной монетарной бедности, которые показали, что в структуре бедных семьи с тремя и более детей составляют 50,3 процента, с двумя детьми 26,4 процента, да и с одним ребёнком тоже 12 процентов. Под разговорами о демографии ситуация семей с детьми усугубляется и, как выясняется, именно они нуждаются в государственной поддержке и помощи.

Как вы смотрите на то, чтобы поддержать инициативу фракции КПРФ о том, что необходимо изменить налоговые вычеты для семей с детьми независимо от доходов? Это послужит серьёзным подспорьем для таких семей.

И ещё. Мы с вами очень давно-давно не пересматривали размер потребительской корзины. По сравнению с корзиной, которая есть и в Европе, и даже в Китае, наша корзина даже не претендует на блюдце. Когда правительство приступит к решению этого вопроса? И намерено ли оно изменить подходы к расчётам параметров потребительской корзины?

Голикова Т. А.:

— Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за вопрос.

Что касается оценки, которая была проведена по бедности семей. Эти цифры действительно такие, мы с ними хорошо знакомы. Но сейчас для того чтобы сформулировать меры поддержки, а нам придётся их сформулировать как дополнительные меры, потому что одной из национальных целей, поставленных в указе президента 204 стоит снижение бедности в два раза, мы должны исследовать эту бедность и понять её причины.

Как вы знаете, в 2019 году стартовал пилотный проект в восьми регионах страны для того, чтобы выяснить истинные причины бедности семей, а также то, почему многие семьи не обращаются за теми мерами социальной поддержки, которые сегодня существуют.

Напомню, что согласно данным официальной статистики за 2017 год из 19,3 миллиона человек, граждан, находящихся за чертой бедности, за мерами соцподдержки обратилось только 4,2 миллиона. Поэтому для нас сейчас принципиально важно на базе этого пилотного проекта выявить, что же является причиной этой бедности для того, чтобы разработать соответствующий комплекс мероприятий. Не исключаю, что этот комплекс мероприятий будет каким-то образом индивидуализирован и по регионам страны, поскольку они у нас все очень разные и имеют высокий уровень дифференциации. Среди этих мер, может быть, и рассмотрена мера, которая предлагается КПРФ.

Теперь то, что касается потребительской корзины. Вы знаете, что действующая потребительская корзина действует до 2020 года включительно и с 2021 года мы должны принять новый закон. В ноябре при Министерстве труда создана рабочая группа с представителями парламента и социальных партнеров, профсоюзов работодателей, экспертов, в которой отрабатываются подходы по изменению потребительской корзины, как с точки зрения ее состава, так и с точки зрения методологии ее определения, поскольку она у нас лежит в основе определения прожиточного минимума, и эту работу мы должны завершить в 2019 году для того, чтобы в начале 2020 года уже внести в парламент соответствующий законопроект по изменению потребительской корзины.

Щапов М. В., фракция КПРФ:

— Уважаемая Татьяна Алексеевна, 2 вопроса.

Первый вопрос по системе начисления зарплат врачам и учителям. Их зарплаты в соответствии с майскими указами действительно увеличились, но во многих случаях это повышение произошло за счет роста нагрузки и непрозрачной системы компенсирующих и стимулирующих надбавок, и это приводит как к падению качества предоставляемых услуг, так и к кадровому дефициту. Очевидно, что необходимо повышать базовые ставки для врачей и учителей, вместе с тем мы понимаем, что регионы без поддержки федерального центра этого сделать не смогут.

Вопрос. Проводился ли правительством мониторинг реального прироста зарплат с учетом изменения реальной нагрузки и рассматривается ли вопрос о субсидировании регионов для кратного повышения базовых ставок врачам и учителям?

И второй вопрос о платных услугах в государственных лечебных учреждениях. Зачастую из-за них страдает качество бесплатного обслуживания, люди дольше ждут приема, врачи уделяют им меньше внимания. Может ли правительство рассмотреть комплекс мер по защите интересов получателей бесплатных услуг?

Спасибо.

Голикова Т. А.:

— Спасибо.

Я хочу сказать, что мы регулярно занимаемся в ежемесячном режиме вопросами мониторинга заработной платы с точки зрения соблюдения тех соотношений, которые были приняты в 597 указе президента 2012 года. Кроме того, российская трехсторонняя комиссия, простите, российская, ну да, трехсторонняя комиссия, но только профсоюзы работодателей и правительство ежегодно принимают рекомендации, которые направляются во все субъекты Российской Федерации всем работодателям по соблюдению принципов установления заработной платы и соотношения между окладами, стимулирующими компенсационными выплатами и так далее.

Безусловно, мы анализируем вопросы нагрузки на медицинский персонал, на учителей и это является предметом нашего пристального внимания.

Что касается субсидирования регионов страны, то мы такие финансовые ресурсы выделяем. В бюджете 2019 года на эти цели предусмотрено 100 миллиардов рублей, но мы не определяем регионам страны, на что это нужно направить, поскольку это исключительная их компетенция.

Следующая тема это коэффициенты совместительства, которые мы тоже анализируем и сейчас коэффициенты совместительства снижаются. Насколько я знаю, по последней информации, это 1,4.

Теперь то, что касается платных услуг. Сейчас мы действительно проводим изменения нормативной базы (это нормативная база Министерства здравоохранения) для того, чтобы можно было разграничить бесплатные и платные услуги. И в ближайшее время мы надеемся, что такой нормативный документ выйдет. Во всяком случае, он у нас является контрольным с точки зрения реализации национального проекта «Здоровье».

Корниенко А. В., фракция КПРФ:

— Уважаемая Татьяна Алексеевна, на Дальнем Востоке всего 2263 школы, при этом 133 находятся в аварийной ситуации, в 723 требуется проведение капитального ремонта, из них в 221-й школе туалеты находятся на улице. Доля детей, занимающихся во второй смене на Дальнем Востоке, составляет 14,6 процента, среднероссийский уровень составляет 12,3 процента. Наихудшая ситуация сложилась в Амурской и Сахалинской областях, в Приморском крае. Для полной ликвидации сложившейся ситуации необходимо построить не менее 220 школ.

Вот в связи с этим вопрос, какие меры принимаются по исправлению вышесказанной ситуации в школах Дальнего Востока, учитывая поставленные цели президентом по опережающему развитию Дальнего Востока, в том числе по улучшению жизни людей и сдерживания оттока населения? Спасибо.

Голикова Т. А.:

— Уважаемый Алексей Викторович, спасибо.

Мы в рамках тех вопросов, которые были направлены нам, в том числе от фракции КПРФ, постарались указать, сколько средств направляется в том числе на Дальневосточный регион.

Вы правы, и в рамках дальневосточной программы есть соответствующие приоритеты по обеспечению образовательной, здравоохраненческой инфраструктуры, инфраструктуры в сфере спорта, культуры и так далее. У нас есть специальные показатели, которые определены поручением президента, которые мы должны достичь. Но я также хочу обратить внимание на усилия регионов Дальневосточного округа. Они тоже должны вложить свои финансовые ресурсы в достижение тех показателей, которые перед нами стоят.

И ещё хочу обратить внимание на то, о чем я уже сказала ранее в ответе на вопрос депутату «ЕДИНОЙ РОССИИ» Говорину. Дело в том, что вы оцените эффективность использования, мы вчера с вами на фракции об этом говорили, тех ресурсов, которые сегодня уже по факту выделены и которые выделяются. У нас по сегодняшней нормативной базе и по тем изменениям в законодательство, которые приняла Государственная Дума, есть все основания перераспределить ресурсы, если они не будут использованы каким-то регионом.

Мне очень не хотелось, чтобы это были регионы Дальнего Востока, которые несвоевременно будут использовать финансовые ресурсы, но тем не менее я обращаюсь ко всем депутатам Думы, сегодня так устроены нацпроекты, что если… причем это касается не перераспределения внутри одного проекта, это касается перераспределения по всем двенадцати нацпроектам, в случае если какие-то мероприятия не реализовываются, то правительство с учетом информирования трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений может такие изменения внести.

Поэтому особое внимание на те финансовые ресурсы, которые уже выделены, и на готовность субъектов Российской Федерации эти ресурсы осваивать. Меня сейчас больше это беспокоит, а не выделение дополнительных средств, потому что мы, мониторя ситуацию, видим, что не всё так благополучно. Нам говорят, что, скажем, субъекты не получили деньги. Коллеги, субъекты не получают деньги в свои бюджеты, это ошибка. Субъекты получают право на использование финансовых ресурсов. Эти права до них доведены. Теперь важно представлять выполненные работы к этому счету. Как только выполненные работы предъявляются, так казначейство эти работы оплачивает. Просьба вот из этого исходить.

Куринный А. В., фракция КПРФ:

— Уважаемые коллеги, сегодняшний «правительственный час», по мнению фракции КПРФ, должен быть не столько набором мер, устремленных в будущее, сколько отчетом о работе социального блока Правительства Российской Федерации. Неправильно ставить новые задачи, не оценив выполнение старых и объективную картину, сложившуюся в Российской Федерации.

Итак, за 5 прошедших лет реальные доходы наших граждан уменьшились на 11 процентов, а рост цен на товары первой необходимости и услуги составил 27 процентов. К категории бедных относится сегодня 19,3 миллиона наших граждан, причём это не бедность с понимания цивилизованных стран, это уровень нищеты и уровень физиологического выживания. По данным же РАНХиГС в зоне бедности и потребительского риска сегодня проживает 57,6 процента наших граждан. Закономерно растёт закредитованность населения, составляющая сегодня 16 триллионов рублей. На этом фоне прогрессирует вопиющая несправедливость, я напомню вам, что децельный коэффициент, как соотношение доходов 10 процентов самых богатых к 10 процентам самых бедных, приблизился у нас к катастрофической цифре 16-17, в то время как во Франции он 9. Что случается на этом фоне, вы каждый день можете наблюдать на экранах наших телевизоров.

Ситуацию крайне обострила пенсионная реформа, ряд непопулярных фискальных мер, системная оптимизация социальной сферы и, естественно, убыль населения, всё это в купе можно охарактеризовать, как социальный геноцид. Доверие к институтам власти, включая президента, находится на недопустимо низком уровне. И национальные проекты — это всего лишь попытка сгладит сложившееся положение и потратить на общественные нужды в целом немалую сумму — 26 триллионов рублей за 6 лет.

Ну, и всё- таки мы отметим, что это тоже не деньги правительства или президента, это средства, собранные с наших граждан, путём возложения на них дополнительной финансовой нагрузки и перераспределения средств от национальной природной ренты. И надо сказать, бедные в очередной раз заплатят гораздо больше, чем богатые. Сами национальные проекты разрабатывались в сжатые сроки без широкого обсуждения. Если уж говорить честно, сотни миллиардов рублей распределялись впопыхах. Но даже с учётом национальных проектов не закрывается сложившийся хронический дефицит по стратегическим направлениям, о чём уже Счётная палата говорила.

Итак, здравоохранение. В целом по данным ВОЗ необходимо финансирование на уровне 6 процентов от ВВП. С учётом нацпроекта мы будем иметь 4 процента в лучшем случае. Из предложенных контрольных индикаторов только один — младенческая смертность соответствует уровню цивилизованных стран. Смертность в трудоспособном возрасте, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, от онкозаболеваний в 1,5-2 раза превышает смертность в странах Европы.

Обеспечение в рамках нацпроекта «Здоровье» необходимыми лекарствами для онкологических больных — это тоже не сверхдостижение, это всего лишь выполнение действующей обязанности государства. Поэтому это никакой не подарок, подчеркну это, в то время как отсутствие лекарственного страхования всеобщего, в том числе и для других групп заболеваний, ставит вопрос достижения продолжительности жизни в размере 78 лет практически невыполнимым.

В рамках национального проекта частично будут исправлены ошибки, в частности, частично восстановлена первичная сеть медучреждений после её разгрома в рамках оптимизации, то есть фактически мы сначала калечим, а потом тратим на это огромные средства, на то, чтобы восстановить.

Отрасль «Образование». Здесь необходимо минимум бюджетного финансирования, составляет 5,5… шесть десятых… 6 процентов от ВВП. Для сравнения: Швеция — 7,6, Финляндия — 7,1, Франция — 5,5, Афганистан — 3,9. Россия — внимание — 3,6 процента на настоящий момент, с учетом нацпроекта, может быть, дотянем до 4 процентов к 2024 году.

Кстати, даже Высшая школа экономики, наш либеральный институт, говорит, что 4,4 процента минимальный уровень, если мы хотим куда-то двигаться. А цели стоят грандиозные, мы должны попасть в десятку по уровню общего образования по критериям ПИСа и в топ-500 лучших университетов. Сегодня по общему образованию мы во втором, третьем десятке в лучшем случае, ну а лучший наш вуз — МГУ, про который сегодня говорили, на 275-м месте в топ-500.

Раздел «Наука». Общее бюджетное финансирование с учетом нацпроекта 1,1-1,2 процента от ВВП, реально требуется 2,5-3. Лучшие страны: Южная Корея — 4,2 тратит от ВВП на науку. Для прорыва, который требует президент, а я напомню, это вхождение в пятерку лучших стран, осуществляющих научные исследования и разработки, пока выглядит не научной фантастикой. Формально выполнить можно только показатель общей численности низко оплачиваемых ученых, но это экстенсивный показатель.

Национальный проект «Демография» — комплексный проект, не имеющий прямого аналога ведомственной классификации бюджетной. Наименее проработанный и просчитанный, по нашему мнению. Безусловно, мы приветствуем меры по поддержке семей с детьми. Однако в большинстве своем эта поддержка только до полутора лет, а те меры по снижению процента ипотеки, к сожалению, воспользоваться ими смогут, дай бог, одна пятая — одна четвертая от всех семей, имеющих детей.

Вызывает большие сомнения возможность выполнения полноценных медицинских осмотров у 70 процентов пожилых граждан и тем более 90 процентов из них должны быть взяты на диспансерный учет. В условиях снижения доступности, в условиях оптимизации, в условиях отсутствия кадров мало выполнимый или трудно выполнимый факт.

2 миллиарда рублей в год, которые планируется потратить на новую систему, скажем так, ухода, абсолютно не проработаны и не смогут кардинально изменить ситуацию, в то время как 5 миллиардов в год на переобучение лиц предпенсионного возраста выглядят, как очередная попытка освоить деньги на острой теме.

Подпроект «Спорт — норма жизни» с его субъективным индикатором в виде 55 процентов наших граждан, которые должны будут в 2024 году регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Первое — это субъективно, а второе — это набор мероприятий по строительству спортивных центров и, скажем так, закупке соответствующего оборудования.

О доступности речь фактически не идёт. Мы предполагаем, что дети будут охвачены более или менее хорошо, а вот взрослые, да ещё и малоимущие категории будут довольствоваться в лучшем случае несколькими часами в течение недели в самое неудобное время, как это происходит по тем спортивным объектам, которые уже построены и сданы в эксплуатацию по другим программам.

В целом фракция КПРФ считает, что реализация национальных проектов абсолютно недостаточная мера для улучшения положения наших граждан. Мы убеждены, что для развития России нужно другое правительство, а сами национальные проекты нуждаются в динамической корректировке в процессе своего исполнения.

Однако при всех этих условиях фракция КПРФ не собирается самоустраняться от контроля за использованием выделенных бюджетных средств, и требует включения наших депутатов на всех уровнях в соответствующие проектные команды. Мы планируем следить за каждой народной копейкой и строго контролировать эффективность расходования государственных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Г.А. Зюганов: Стране грозит политический дефолт

Ср Апр 3 , 2019
3 апреля в ИА «Интерфакс» прошла пресс-конференция Г.А. Зюганова на тему «Старт региональной выборной кампании 2019 года». Post Views: 473

Рубрики