Во-вторых, на краях этого самого противоречия отчетливо обнаруживает себя и еще один важный мотив планов «четырёхдневки»: поощрив вечный конфликт отцов и детей, стравить их между собой, выиграв по принципу «разделяй — и властвуй». Молодежь, которой до пенсии далеко и которая о ней в большинстве своем не очень задумывается, в том числе понимая, что при нынешних «правилах игры» надеяться на государство — пустая затея, «четырёхдневку» может поддержать. Пенсионеры в большинстве своем не поддержат: кто работает — из-за угрозы падения доходов, кто нет — из-за моральных устоев, не привыкли поощрять праздное времяпрепровождение. Политтехнологов вокруг правительства вертится много, они не могли этот расклад не понимать. Потому его и присоветовали, и неважно, что это работает на общественный раскол в момент, когда нужно прямо противоположное — общественная консолидация. Своя рубашка ближе к телу, а уж про шкуру и говорить нечего!

В-третьих, в продолжение темы общественной консолидации напрашиваются вполне прозрачные исторические параллели. В июне 1940 года в СССР был принят, а в августе — утвержден переход с шестидневной рабочей недели на семидневную. И понятно, зачем советская власть пошла на этот беспрецедентный шаг, понятый и поддержанный населением. Что бы спекулянты от истории ни лгали о неведении нашей страны и власти о неизбежности нападения Гитлера, сомнений в том, что это произойдет, ни у кого в Политбюро не было. И к нему готовились. И, готовясь и не успевая закрыть тему полного перевооружения армии, приняли много мер, в том числе и эту. Отдельный вопрос о том, что пойти на это могла только власть, которая для народа была своей, и далеко не всякой власти это по зубам. Но речь даже не об этом. А о том, что международная обстановка тогда, когда в Европе мировая война уже началась, была не намного острее современной. И на витавшие в воздухе внешние угрозы даже с точки зрения общественной психологии нужно было отвечать всеобщей МОБИЛИЗАЦИЕЙ, а не всеобщим РАССЛАБЛЕНИЕМ. Даже на уровне информационных, как это сейчас говорится, «месседжей».

С сожалением приходится констатировать, что формальный отказ от конституционной государственной идеологии, лукаво прикрывающий проповедь мещанского агрессивно-либерального индивидуализма, в очередной раз проявляет себя и в случае с «четырёхдневкой». Дисциплинирующий лозунг советского правительства «если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!», либеральное постсоветское правительство переложило на язык пошлого обывательства: «с неба звездочка упала прямо милому в штаны, пусть горит там, что попало, лишь бы не было войны».

Даже если ее действительно удастся избежать — речь о большой войне, то прорывному развитию нынешний лозунг, в отличие от прежнего, никак не способствует. Но очень многое, включая серьезную аналитику, сходится на том, что надеяться на хорошее можно только тщательно готовясь к плохому. В том числе к самому плохому. И пацифистское перерождение общественной психологии, отвращение от советского большого стиля и больших государственных задач проповедью местечкового ухода в частную жизнь — отнюдь не последнее, что препятствует мобилизации. А потом историки до хрипоты спорят о том, почему народ, давший отпор и разгромивший гитлеровское нашествие, за тридцатилетие до этого, в других, более мягких исторических условиях и при другой власти, по сути, рассыпался перед куда менее серьезной угрозой. Вот поэтому, господа!