«Чушь» остановили до лета: Путин испугался водительских бунтов

Эксперты уверены, что введение новых поборов нарушают права водителей.

На фото: люди стоят в очереди за медицинскими справками для водительских прав около наркологического диспансера (Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС)

Крылатая фраза: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», известна с 1931 года по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Сейчас в России, по состоянию на 1 января 2019 года, числится 43,5 миллионов легковых автомобилей, соответственно, примерно такое же количество граждан являются обладателями водительских удостоверений. Их нужно первоначально получать, периодически менять (раз в десять лет), восстанавливать, переоформлять на международные и т. п. Процедура не простая, порой обременительная, включающая помимо прочего обязательное получение медицинской справки, срок действия которой составляет три года. В общем, как ни крути, медкомиссию водитель посетить обязан, чтобы доказать способность безаварийно управлять автомобилем по состоянию здоровья.

И это вполне обосновано — согласно статистике прошлого года в России произошло более 150 тысяч ДТП, в которых погибло 16,5 тысяч человек и около 193 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Страшные цифры. Для сравнения — во время войны в Афганистане за 10 лет (1979−1989гг.) общие безвозвратные потери всего советского контингента составили 15 051 человек, в том числе и по болезни. На российских дорогах своя война, с более ужасающей статистикой. Причин масса, но в их числе и явная неадекватность самих водителей, связанная с употреблением алкоголя и наркотиков, а зачастую и физическими проблемами. Без медсправки на дорогу пускать нельзя — это аксиома не требующая доказательств.

Минздрав РФ, воодушевленный июльским поручением президента Владимира Путина кабмину до 1 декабря 2020 года утвердить госпрограмму по обеспечению безопасности дорожного движения до 2030 года, попытался принять свои меры. Радикальные. Согласно нововведению, автомобилисты обязаны сдавать кровь и мочу с целью выявления психоактивных веществ и маркера CDT, показывающего регулярную алкогольную нагрузку. Стоимость подобной процедуры должна была вырасти в 5−20 раз. В результате во многих российских регионах выстроились огромные очереди из желающих пройти медосмотр по старой цене. В Казани в такой очереди умер мужчина, сил не хватило отстоять за справкой. В силу новые правила должны были вступить с 22 ноября. То есть сегодня.

Понятно, что многомиллионная армия водителей, в которой не только частники, но и профессионалы большегрузов, автобусов, маршруток, едва не взбунтовалась. Платить за «вменяемость» более 10 тысяч рублей никому особо не хочется. А тут еще многолюдные очереди — извечный источник негодования. Собственно и нынешняя система получения медсправки для ГИБДД не такая уж и бюджетная — стоимость медкомиссии может обойтись от двух до пяти тысяч рублей.

Существующая процедура медицинского осмотра автомобилистов установлена приказом № 344-н Минздрава России от 15 июля 2015 года «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов)», вступившем в силу с 26 марта 2016 года. Законом однозначно указывается посещение всех категорий водителей «психушки» и «наркоманки» — специалистов наркологов и психиатров, без их подписи в медкарте справку о состоянии здоровья не выдадут, а без неё получить водительское удостоверение невозможно.

Теперь о цене вопроса — стоимости медицинской справки. Сумма, которую водителю необходимо заплатить за медосвидетельствование в психо- и наркодиспансерах, устанавливается самими медучреждениями на основании базовой величины. В целом по стране оплата в наркодиспансере составляет 350−380 рублей, в психоневрологическом диспансере — 750−800 рублей. Энцефалограмма мозга, которую тоже пытались сделать обязательной, теперь требуют при необходимости уже от 100 до 2000 рублей. Медкомиссию полностью можно пройти на коммерческой основе за две-пять тысяч рублей.

Есть и более бюджетные, при этом вполне законные варианты. Из лично опыта — минувшим летом довелось менять водительское удостоверение, десять лет пролетело незаметно. Провел «маркетинговые исследования» — позвонил в «психушку» и «наркушку». По цене вполне доступно, но добираться неудобно, да и потом всё равно на медкомиссию идти. В Поэтому пошел на улицу Марины Расковой, где располагается знаменитая и старейшая в Москве Первая медицинская водительская комиссия. Не смотря на большую очередь на улице (раньше её не было), сам осмотр занял немного времени, при том, что пришлось обойти шестерых достаточно дотошных специалистов (офтальмолог прописал вождение в очках). В кассу — 700 рублей. Резюмирую: 2,5 часа времени и незначительная, с учетом последующих 10 лет, сумма.

 Вероятно, что оптимизма при необходимости выложить многократно превышающую сумму за медкомиссию было бы гораздо меньше. Как и у тех миллионов водителей, которым обозначили перспективу заплатить по 7−15 тысяч рублей за привычную уже процедуру.

— В ожидавшихся изменениях Минздрава по процедуре прохождения медосмотра для водителей была заложена скорее финансовая составляющая, — считает автоэксперт Игорь Комаров. — Прибыли медучреждений возросли бы многократно, ведь анализы проходили бы не по ОМС, то есть бесплатно, а на коммерческой основе. И избежать подобных процедур невозможно, коль они закреплены законодательно. Есть и правовая сторона вопроса, ведь принудительная проверка на предмет длительного употребления алкоголя или наркотиков ставит под сомнение репутацию каждого автомобилиста. То есть любой человек, который не страдает подобной зависимостью, должен пройти обязательное тестирование. Несомненно, что бороться с злостными нарушителями необходимо, не случайно теперь введены жесткие меры с лишением прав на длительное время для любителей употреблять спиртное и наркотики за рулем. При этом ставить под сомнение каждого из водителей является непозволительным, если переводить на юридический язык, то существует презумпция невиновности. Опять же многократно возрастающая цена вопроса такой расширенной медкомиссии, которая видится непомерной.

На абсурдность инициативы Минздрава обратил внимание президент Владимир Путин, назвав «чушью» попытки ввести новый порядок медосмотра для водителей, который мог бы привести к удорожанию справок. Их цена могла составить почти половину от МРОТ. «Я сам узнал об этом из средств массовой информации», — признался Путин. При этом он отметил, что специализированные медицинские учреждения должны быть готовы к проверками водителей с использованием отечественного оборудования, которое поможет сократить расходы. «Это понятно, это безопасность миллионов людей на дорогах. Ну, так надо вводить это как-то с умом, поэтапно хотя бы», — высказался президент, который сообразил, что новые драконовские меры вызовут непомерный ажиотаж и приведут к «водительским бунтам». А это не безропотные пенсионеры, проглотившие «реформу», дальнобойщики вполне могут парализовать дороги в стране и устроить глобальный коллапс.

Слова Путина в Минздраве услышали быстро и документ по новому порядку получения медсправок, который должен был вступить в силу 22 ноября, сразу отменили. Под «раздачу» попала директор Центра наркологии имени Сербского Татьяна Клименко, которая и дала положительное заключение на новые правила. Приказом министра здравоохранения Вероники Скворцовойеё уволили с должности. Сама министр, которая собственно подписала приказ, удивительным образом не пострадала. Тем не менее, тесты на наркотики и алкоголь при получении водительских прав, согласно приказу Минздрава, решено перенести на 1 июля 2020 года. Вероятно, что с упрощением самой процедуры и уменьшением стоимости проведения анализов.

Есть ли у самого Владимира Путина действующее водительское удостоверение — неизвестно. По крайней мере, во время службы в КГБ он их был обязан получить, как любой другой офицер спецслужб или армии. Известно, что Путин большой любитель автомобилей, но не коллекционных иномарок, а изделий отечественного автопрома. В его личном гараже числятся ГАЗ-21 «Волга» 1965 года выпуска, с автоматической (!) коробкой передач (на ней он прокатил президента США Джорджа Буша в 2005 году). Есть Лада «Нива», известная как «Путинская Нива» или «Нива-Рысь». ЗАЗ-966 «Запорожец», который принадлежал его маме. «Лада-Калина Sport», на которой Путин проехал по трассе Чита-Хабаровск. Лада «Веста» на которой он лично приехал на заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», проходившего 22 октября в Красной поляне. Про «КамАЗ», на котором Путин проехал при открытии Крымского моста, доподлинно неизвестно, да и зачем ему грузовик?

Понятно, что проблема получения водительских прав (прочих прав у него и так достаточно), лично Путина не интересует. А вот вероятность общественного недовольства при введении новых поборов для прохождении медосмотра, заставила задуматься о последствиях. Отсюда и резкое слово «чушь» и немедленная реакция с их отменой. Посмотрим, что будет летом.

Виктор Сокирко

Материал комментируют:

https://svpressa.ru/society/article/249727/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Саратов. Марафон пикетов КПРФ в защиту С.Г. Левченко и П.Н. Грудинина

Пт Ноя 22 , 2019
В Саратовской области продолжается марафон пикетов КПРФ по защите члена Президиума ЦК КПРФ, Губернатора Иркутской области С.Г. Левченко, директора Совхоза имени Ленина П.Н. Грудинина и трудового коллектива народного предприятия. Post Views: 422

Рубрики