Правительство Медведева не даст регионам поднять зарплаты учителям и врачам

Правительство Медведева не даст регионам поднять зарплаты учителям и врачам

Прожиточный минимум бюджетников чиновники, политики и население считают по-разному.

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Парламент республики Северная Осетия-Алания внес в Государственную Думу законопроект о минимальной зарплате для бюджетников. Депутаты предлагают установить его минимальный уровень не ниже двукратной величины прожиточного минимума в регионе. Причем уже с 1 января 2020 года. В случае принятия, он коснется медиков, педагогов, работников культуры, осуществляющих трудовую деятельность в государственном или муниципальном учреждении.

«Источником возможных расходов бюджетов в 2020 и последующих годах в целях доведения уровня заработной платы работников, получающих более низкое обеспечение, до уровня, предусмотренного проектом федерального закона, будут являться доходы, увеличившиеся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы», — говорится в Пояснительной записке к документу.

Озабоченность депутатов можно понять. Массовые увольнения медиков в этом году практически не уходят из информационного поля. В числе основных причин — низкие зарплаты и переработки. О непомерных нагрузках постоянно говорят и педагоги, которым для более-менее приемлемой зарплаты приходится брать дополнительные часы, что не может не сказываться на качестве подготовки к урокам: на нее просто не остается ни времени, ни сил.

Уверения первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова, что рост зарплат бюджетников будет в следующем году выше инфляции парламентариев, видимо, не убедил.

«Рост зарплат бюджетников предусмотрен в среднем около 7%, а инфляция по прогнозам на следующий год предусмотрена на уровне от 3 до 4 процентов», — заявил он в эфире Первого канала.

При этом чиновник уверяет, что реальные доходы населения за последние шесть лет существенно выросли, в том числе бюджетников.

«Сегодня врач должен получать и получает в среднем две средние заработные платы по региону. Учитель должен получать по средней заработной плате. Именно такие пропорции заложены в бюджете и будут выдерживаться дальше», — пообещал Антон Силуанов.

Однако депутаты, видимо, решили потребовать дополнительных гарантий. В Госдуме ждут заключение правительства, хотя на положительный результат и не надеются. Заместитель руководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заверил в поддержке законопроекта фракцией ЛДПР и напомнил, что это уже не первая попытка сделать труд в России достойно оплачиваемым.

«Фракция ЛДПР давно предлагала увеличить минимальный размер оплаты труда до 20 тысяч рублей, освободить полностью от подоходного налога тех, кто получает на уровне двух МРОТ. …К сожалению, несмотря на профицитный характер бюджета, нас не поддерживают в вопросе индексации пенсий работающим пенсионерам, повышения стипендий студентам, повышения пособий по уходу за инвалидами и другие предложения», — отметил он.

Парламентарий считает, что труд учителей и врачей недооценен, однако надо четко понимать источники финансирования и прописывать их в законопроекте. Регионы, по его мнению, увеличение расходов на зарплаты бюджетников не потянут, а значит, необходимы дотации из федерального бюджета.

Сомневается в скором принятии инициативы региональных депутатов и сенатор, глава Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский. Он также обращает внимание на необходимость серьезного финансового расчета.

«Все бюджеты, в том числе региональные, на 2020 год уже сверстаны, и сейчас говорить о реализации этой нормы не приходится», — заявил он. l

А вот первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов считает, что федеральный бюджет может себе позволить увеличение зарплат бюджетников.

«У нас профицит бюджета, несмотря на то, что мы его немного скорректировали на этой неделе на 400 млрд. рублей, все равно практически 1,5 триллиона есть в профиците», — заявил он в эфире НСН.

 Депутат также отметил, что основной причиной стагнации экономики является низкий потребительский спрос, и его роста не будет, если не повышать зарплаты бюджетникам и пенсии.

Кстати, прожиточный минимум со следующего года в среднем по стране должен составить 11280 рублей. Вряд ли минимальная зарплата даже в размере около 22,5 тысяч сделает профессии учителя или врача более привлекательными. К тому же не стоит забывать, что это средние цифры по стране, но не секрет, что вилка между зарплатами в Москве и регионах довольно существенна.

Почему региональные депутаты озаботились вопросом зарплат бюджетников, несмотря на уверения правительства, что все не так плохо? По мнению политолога, эксперта ПРИСП Николая Пономарева, в данном случае речь идет об очевидном акте популизма.

— Сущность данной инициативы можно рассматривать как предложение федеральному руководству полностью пересмотреть свою политику за последние годы. Очевидно, что шансы на одобрение этой инициативы в Москве равны нулю. Появление этой инициативы объясняется предельно просто: Россия приближается к началу нового электорального цикла: уже в 2021 г. состоятся выборы в Госдуму. В их преддверии действующие депутаты щедро раздают заведомо невыполнимые обещания, формируя имидж «борцов за народное счастье».

«СП»: - Есть ли шансы на реализацию этой инициативы?

— Шансов на воплощение этой инициативы нет. Свободных денег на ее реализацию, за пределами федерального бюджета, мы не обнаруживаем. А политическое руководство ни за что не пойдет на то, чтобы потратить федеральные сверхдоходы на решение социальных проблем: оно последовательно отказывалось от этого на протяжении последних 5 лет.

Нужно понимать и другой момент. Российская Федерация является суперпрезидентской республикой, в которой глава государства стоит над всеми ветвями власти. Правительство является проводником воли президента. Большинство мест в Госдуме занимают представители «Единой России» — партии, лояльной главе государства и во многом построенной вокруг его политического бренда. В лояльности членов Совета Федерации главе государства также не приходится сомневаться. В рамках этой системы обрести силу закона может лишь инициатива, не вызывающая неприятия у президента.

Однако он, во-первых, уже имел возможность наблюдать за проблемами с реализацией «майских указов». Зачем ему при этом поддерживать сходную по содержанию инициативу, совершенно непонятно. Во-вторых, неоднократно выражал доверие к текущему курсу бюджетной и социальной политики правительства. А предложение осетинских депутатов откровенно противоречит политике кабмина. В-третьих, продемонстрировал решимость идти до конца даже при реализации априори непопулярных решений, когда речь заходит о реформировании социальной сферы. Достаточно вспомнить только об одном лишь повышении пенсионного возраста. Это предполагает, что президент будет готов и дальше поддерживать правительство в вопросах управления социальной сферой.

У нас нет ни одного основания полагать, что инициатива осетинских депутатов найдет поддержку со стороны главы государства.

«СП»: - На чьи плечи, скорее всего, ляжет бремя ее исполнения в случае принятия?

— По данным Минфина РФ на 1 октября 2019 г., объем государственного долга субъектов федерации составил почти 2 трлн. рублей. Размер государственного долга муниципалитетов превысил 360 млрд. рублей. Из 85 регионов России в 2019 г. дотационными являются 72, и лишь 13 выступают в качестве доноров. Вполне очевидно, что ни регионы, ни муниципальные образования (за исключением небольшого числа наиболее обеспеченных) не смогли бы изыскать средства, необходимые для повышения зарплат бюджетников.

Федеральный бюджет является профицитным (за первые 10 месяцев 2019 г. года его размер достиг 3,5% ВВП). Однако финансово-экономический блок правительства наверняка продолжит придерживаться политики последних 5 лет, сохраняя профицитные средства нетронутыми на случай начала глобального экономического кризиса или ужесточения санкций. Профицит федерального бюджета все последние годы сопровождал сокращение числа объектов социальной инфраструктуры в регионах.

Также необходимо понимать, что темпы роста российской экономики не могут надежно обеспечить значимый рост зарплат бюджетников. По итогам первых 9 месяцев 2019 г. (по данным Росстата) они составили около 1,1%.

«СП»: — К чему это может привести, если инициатива все-таки пройдет?

— Даже если предположить, что каким-то чудом эта инициатива будет реализована, это не приведет к реальному улучшению положения бюджетников. Мы будем наблюдать то же жонглирование статистикой, что и в случае воплощения в жизнь майских указов. Среднюю зарплату будут поднимать преимущественно за счет сокращения персонала, перевода сотрудников на технические должности.

Материал комментируют:

https://svpressa.ru/economy/article/249314/

 
Статья прочитана 18 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!