История для Путина на триллион: Кто ответит за разбазаренные народные деньги

Экономист рассказал, куда ежегодно пропадают огромные бюджетные средства.

Фото: Екатерина Штукина/POOL/ТАСС

В этом году федеральный бюджет Российской Федерации может быть не исполнен на триллион рублей. Об этом заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на рабочей встрече с президентом Владимиром Путиным 11 декабря. По словам Кудрина, в прошлом году бюджет также был не исполнен на 770 миллиардов рублей, и такие цифры являются беспрецедентными в новейшей истории.

Подобные объемы не исполнения бюджета удивили даже президента, который сказал, что это «многовато» и усомнился в правильности данных. Однако Кудрин отметил, что это прогноз не только Счетной палаты, но и Министерства финансов.

По мнению чиновника, одной из причин неисполнения бюджета в такой степени является забюрократизированность некоторых процедур, из-за чего преодолеть их бывает сложно.

«Нужно думать как раз о снижении бюрократии, упрощении некоторых процедур при прохождении федеральных ресурсов», — сказал глава Счетной палаты.

Кудрин также доложил президенту ситуацию с динамикой исполнения национальных проектов в 2019 году.

«На 1 ноября исполнение составило 67% всех национальных проектов. Некоторые национальные проекты были исполнены менее чем на 20% на 1 ноября», — сказал Кудрин.

В ноябре Кудрин уже вступал в публичный спор по поводу неисполнения бюджета с министром экономического развития Максимом Орешкиным и первым вице-премьером, министром финансов Антоном Силуановым.Глава Счетной палаты отметил, что этот триллион — это недополученные доходы населением, прибыль компаниями, доходы бюджета — все это в итоге сказывается на темпах экономического роста, которые остаются ниже среднемировых.

Орешкин и Силуанов возражали, что с тратой таких средств спешить не стоит, сначала все нужно продумать, и вообще, ничего страшного не произошло, так как деньги не исчезают, а переходят на следующий год.

Однако президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Буничпояснил «СП», что регулярное недоисполнение бюджета на такие огромные суммы действительно наносит большой вред, ведь хоть деньги и переходят на будущее, в текущем году они в экономику не поступают. Это плохо для страны, однако выгодно финансовым властям, которые могут использовать триллионы по собственному усмотрению.

— Формально эти деньги переходят на следующий год, но фактически они где-то «зависают». Реально можно сказать, что из данного конкретного бюджета они исчезают. Этот процесс идет в дополнение к бесконечному накоплению Фонда национального благосостояния (ФНБ).

«СП»: — В каком смысле?

— Из экономики итак изымаются огромные суммы — все нефтегазовые доходы свыше 40 долларов за баррель, которые идут в резервы ФНБ. На эти деньги покупается валюта и размещается на заграничных счетах, в лучшем случае, золото. Минфин покупает валюту, потом может почти год держать ее на своих счетах, прежде чем перечислить в ФНБ. Получаются очень большие свободные остатки, которыми можно распоряжаться. В любом случае, в экономику эти деньги не идут, на что многие жалуются.

Но теперь появился еще один механизм, по которому деньги не доходят до экономики — недоисполнение бюджета на триллион. Это довесок к этой деятельности. На эти деньги купят еще больше валюты и будут держать на счетах казначейства. Причем они будут не просто так лежать, а крутиться, работать в конкретных «дружественных» банках. Эти деньги не испаряются, кто-то ими пользуется.

В совокупности эти два канала изымания денег, предназначенных в основном на национальные проекты, в год отбирают три-четыре триллиона рублей, которые могли бы поступить в экономку. И еще не факт, что они в итоге туда поступят. За счет этих денег можно затыкать дыры, например, делать трансферы в Пенсионный фонд или перечислять обратный акциз нефтяникам. Это полная свобода маневра, так как эти деньги почти никому не подконтрольны.

«СП»: — Но почему так происходит, ведь деньги выделены на конкретные проекты, почему их не тратят?

— Да, на первый взгляд это странно. Обычно бюджетополучатели борются за то, чтобы получить деньги. У нас губернаторы толпятся в Минфине в очередях, министры выпрашивают денег под разные программы. И вдруг оказываются, что триллион рублей просто не хотят получать. Исходя из обычной житейской логики, когда мы видим толпы просителей, здесь явно что-то не так.

Но причина есть, и она следующая. Когда утверждаются целевые программы, а сейчас национальные проекты, зачастую непонятно, под что именно даются деньги. В них нет четкости и понимания, на что они на самом деле предназначены. Нет объективных показателей того, насколько эффективно ее выполнение и критериев подсчета затрат. Грубо говоря, эти программы можно охарактеризовать присказкой «пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что».

Естественно, когда задача ставится настолько нечетко, кто может осмелиться брать такие деньги? Только тот, кто уверен, что с него их вообще не спросят. Если же ты предполагаешь, что тебя потом придут проверять, то задачи настолько запутаны, что брать деньги опасно. Ты можешь отвечать за показатели, которые от тебя вообще не зависят, и в итоге понести ответственность, вплоть до уголовной.

 Еще один случай, когда конкретика есть, но она не соответствует реальности. Например, нужно построить определенное количество школ или больниц, но денег под эти показатели выделено недостаточно. И если местные власти эти средства возьмут, то потом им придется строить себе в убыток. Кроме того, в этом случае часто прекращают поступать средства из внебюджетных источников, и в итоге получается только хуже.

При запутанности в первом случае и нереальных нормативах во втором, деньги формально выделяются, но получать их неизвестно подо что опасно, а не имея внебюджетных источников просто невозможно. И эти деньги так и остаются у Минфина, который этому только рад. Потому что получается, что Минфин вроде бы и готов выделить средства, но никто их не берет. И лишний триллион остается на счету в дополнение к тем деньгам, которые крутятся благодаря бюджетному правилу. Все это создает ведомству большой оперативный простор.

«СП»: — Что конкретно делается с этими деньгами, приносят ли они доход?

— Если казначейство размещает средства на депозитах в банке, оно что-то получает. Но, во-первых, все это определяется очень волюнтаристично, потому что это не рыночный процесс. Кто определяет, где и на какой срок размещать средства? Только они сами. У них в руках мощный рычаг не только для воздействия на экономику, но и для личных целей.

Даже то, что они зарабатывают, тут же снова попадает к ним. Это закрытый процесс, и решение о том, как распоряжаться этими деньгами принимается без участия общественности или парламента. Финансовые власти ведут собственную деятельность, которая никому не подотчетна. Конечно, в этом есть коррупционная составляющая. А главное, чем больше денег, за которые временно не нужно отчитываться, находятся под контролем у чиновника, тем ему лучше.

Конечно, Минфин проводит какие-то открытые аукционы, поэтому нельзя говорить, что они совсем не показывают ничего общественности. Но, как я сказал, у них огромная свобода в распоряжении этими деньгами. Лаг между моментом, когда деньги пришли, и когда был объявлен аукцион или деньги были положены на депозит, очень велик. В этот промежуток времени свобода распоряжения этими средствами огромна.

Этот механизм позволяет годами не начислять проценты на триллионы рублей. Да, что-то они размещают и получают, но это в разы меньше того, что могло бы быть, и не идет ни в какое сравнение с общими объемами операций. Деньги скапливаются гораздо быстрее, чем они размещаются. Большую часть времени их просто держат на своих счетах под контролем, и для экономики от них нет никакой пользы.

Анна Седова

Материал комментируют:

https://svpressa.ru/economy/article/251539/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Кадровые чистки Кремля: «Красного губернатора» Левченко вынудили уйти в отставку

Пт Дек 13 , 2019
Властям абсолютно не нужен положительный пример управления от КПРФ. Post Views: 498

Рубрики