Итоги 2019

Итоги 2019

«Экономика для показателей» сделала бедных ещё беднее, снова набив карманы богатых.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Подводя итоги 2019 года, вспомним о годе 2018, а конкретно о майских указах президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Первой была объявлена социальная цель: устойчивый естественный рост населения, продолжительности жизни, устойчивый рост доходов граждан, пенсионного обеспечения, снижение в два раза уровня бедности, улучшение жилищных условий. Вторым пунктом значились «механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определенных в пункте первом».

Этот механизм воплотился в 13 национальных проектах, реализация которых должна ускорить экономический рост страны и ее вхождение в пятерку ведущих экономик мира, в том числе через цифровизацию экономики, развитие несырьевого экспорта и международной производственной кооперации, повышение производительности труда, НИОКР, международной конкурентоспособности российских товаров и услуг и так далее.

Названные и другие цели нацпроектов были объявлены приоритетами деятельности правительства до 2024 года, а также, естественно, стали приоритетом научной деятельности и исследований, в том числе научной публицистики. Так, для научно-практического журнала «Международная экономика» (ИД «Панорама») внешние источники экономического роста стали главной темой публикаций. Об этом говорят его специальные тематические выпуски 2019 г.: «Стратегия и идеология» (№ 8), «Е.М. Примаков: приоритеты развития» (№ 10), «Еще раз о главном — экономическом росте» (№ 7), а также специальные статьи. К сожалению, социальная тематика, «человеческий капитал» остались как бы в тени проблем глобальной экономики, хотя именно этот капитал сегодня является важнейшей составляющей развития и конкурентоспособности любой страны.

В декабрьском номере «Международной экономики» отмечается, что, согласно данным ООН, доходы богатейших россиян растут в шесть раз быстрее, чем в среднем по стране, что в итоге сдерживает экономический рост. Если в 1990 г. доходы 10 самых богатых россиян составили 23% национального дохода страны, то к 2016 г. он увеличился до 46%.

Одобренный в конце ноября Советом Федерации трехлетний бюджет позволяет, по заявлению Минфина, перейти к стимулирующий политике: «за счет дополнительных заимствований началось финансирование новых программ — главным образом национальных проектов». Этому можно только порадоваться. Однако фактически имеет место бюджетное недофинансирование: «бюджетное правило» и растущий профицит говорят о продолжающихся «откачке» денег и режиме экономии, вполне укладывающихся в правила неолиберальной экономической политики. Есть, правда, и другое объяснение: а если завтра война, блокада или глобальный кризис похлеще чем 2008 г. Ответ, наверное, может быть: «волков бояться — в лес не ходить».

Согласно официальным прогнозам, с 2019 по 2022 г. среднегодовой профицит бюджета составит около 800 млрд руб., а это деньги, которые в дополнение к нацпроектам могли бы пойти на развитие реальной экономики и социальной сферы.

Кроме того, за этот же предстоящий период в рамках бюджетного правила в Фонд национального благосостояния (ФНБ) должны поступить средства, названные «дополнительными» и потому изъятые из экономики, в сумме почти 7,5 трлн. рублей. В итоге, по подсчетам аудиторов Счетной палаты, объем ФНБ к концу трехлетки должен составить 16 трлн. рублей! Это, по мнению, экспертов, как-то не вяжется с заявлениями о новой, стимулирующей роли бюджетной политики. В 2020—2022 гг., расходы на образование планируются в среднем в размере 3,7% ВВП и на здравоохранение — 2,9%, что значительно ниже, чем в странах «G-7» (НГ 2.12.19).

На пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин признал отсутствие успехов в борьбе с бедностью: «Не удалось целиком решить вопрос с бедностью…, главный вопрос, который нам нужно решить»; и далее — для того, чтобы не падали доходы населения, власти таргетируют инфляцию; рост доходов будет зависеть от повышения производительности труда и роста экономики.

Справедливо, но как наращивать ВВП и производительность труда, если огромные доходы складируются «в кубышку» и растут ставки налогов?

Та же Счетная палата проясняет эту ситуацию: после анализа аудиторами программы ЦБ по развитию финансового рынка 2018−2019 и по 2021 г., оказалось, что 8 из 13 целевых показателей по его развитию не достигнуты. При этом ЦБ ставит сам себе цели и сам же определяет критерии их достижения. По словам доктора экономических наук Валентина Катасонова, у ЦБ как финансового мегарегулятора есть все рычаги для управления экономикой, при отсутствии каких-либо обязанностей, кроме придуманной Набиуллиной «глупой задачи» таргетировать инфляцию; но он не занимается защитой и обеспечением стабильности национальной валюты — рубля, как это предусмотрено ст. 75 Конституции РФ.

Зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова добавляет: «Вместо экономики для людей, мы пока строим экономику показателей» (НГ 20.12.19).

 Вот почему, по мнению многих авторитетных экономистов, руководству страны надо бы набраться смелости и сделать решительный шаг в направлении введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов «успешных людей» (миллиардеров-олигархов, даже при их угрозе покинуть «эту страну»), что не только будет соответствовать мировой практике, но станет важным показателем экономики для людей.

А пока период падения и стагнации реальных доходов граждан и убыль населения (многолетняя) дополняют картину социального неблагополучия. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (статья в «Российской газете») считает, что «главный вызов, с которым сталкивается сейчас страна, — падение рождаемости и угроза ощутимого сокращения численности населения России. Она, в частности, призвала рассмотреть возможности снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

Из экономики продолжается изъятие значительно больше средств, чем возвращается в нее в виде инвестиций, о чем и свидетельствует ежегодные бюджетные профициты. В 2019 году разрешенные расходы для всех министерств и ведомств будут «сэкономлены» на 1 трлн. руб., но сэкономлены условно, т.к. в них содержатся запланированные проекты, которые не будут выполнены.

«Я вижу в этом слабое качество госуправления» — отреагировал Алексей Кудрин на форуме «Россия зовет!». Вицепремьер-министр финансов Антон Силуанов согласен, что надо улучшать систему принятия решений по своевременному расходованию средств: «До конца года осталось чуть больше двух недель. Нам предстоит исполнить расходы на сумму около 4 трлн. руб., или примерно 20% от плана». В результате появилось такое новое понятие бюджетной политики как «догоняющий график бюджетных расходов», который стал одним из факторов поддержки внутреннего спроса.

В свете сказанного вызывают по меньшей мере удивление следующие рекомендации Всемирного Банка (доклад от 4 декабря), которые фактически идут в разрез с объявленными намерениями финансового блока правительства: «Будет важно в дальнейшем воздерживаться от инвестирования средств Фонда национального благосостояния во внутренние активы» (?!). Иностранные экономисты хвалят «бюджетное правило», согласно которому все нефтегазовые доходы сверх 42,4 долл. за баррель нефти Urals считаются дополнительными и идут на покупку валюты для пополнения ФНБ. До накопления в фонде средств в размере 7% от ВВП все его средства должны размещаться на депозитных и счетах ЦБ, которые инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы.

Михаил Сергеев в статье «Правительство не убедило граждан в разумности своих расходов» («НГ», 9.12.19) со ссылкой на данные опросов общественного мнения с сожалением отмечает, что информированность граждан о состоянии бюджетной политики «не стоит переоценивать: для большей части тайной остается тот факт, что федеративный и консолидированный бюджеты РФ были и будут профицитными».

Он ссылается на Артема Деева («A Markets»), который отмечает, что в последние годы принято много непопулярных решений в социальной политике, государство сокращает свои социальные расходы. Разумеется, гражданам это не нравится… Ситуация может изменится, когда государство профицитный бюджет будет расходовать не только на оборону и грандиозные стройки, но в первую очередь на развитие человеческого капитала: на здравоохранение, образование и социальную поддержку.

https://svpressa.ru/blogs/article/252364/

 
Статья прочитана 26 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!