Главная тайна поправок в Конституцию: Путину — гарантии, народу — подачки

Главная тайна поправок в Конституцию: Путину — гарантии, народу — подачки

Реформа основного закона призвана сохранить за правящим классом собственность и власть.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Подготавливаемая конституционная реформа пока больше напоминает политическую аферу, призванную обеспечить пресловутый «транзит власти» так, чтобы не сильно потревожить бенефициаров периода правления Владимира Путина. Народ при этом предполагается «подкупить» подачками. Всерьез делиться с обществом властью и собственностью верхи не собираются.

Главным проводником новой линии правительства, якобы призванной улучшить жизнь большинства россиян, выступил глава Минфина Антон Силуанов, лично ответственный за прежнюю социально-экономическую политику кабмина, включая людоедскую пенсионную реформу. Формат вещания министра был выбран соответствующий — Первый канал российского ТВ.

По словам Силуанова, происходящее беспрецедентно. «Причина экстренной правки закона о федеральном бюджете проста — люди должны почувствовать и получить быстрее социальные выплаты, пособия, о которых говорил президент в своем послании», — сказал глава Минфина. Студия разразилась аплодисментами, а ведущий — депутат-единоросс Андрей Макаров чуть не прослезился.

Подыгрывал им Константин Абрамов из ВЦИОМ. Он объяснил, что граждане поддерживают «в принципе все». Но наиболее позитивная эмоциональная реакция была на все, что связано с детьми, демографией, материнством, детством, питанием в школах и т. п. «Президент затронул самые главные струнки нашего общества, ожидания», — пояснил социолог.

«Но есть и опасность, — нахмурился Абрамов. — Сделает ли наше правительство так, чтобы предложенные президентом меры были реализованы?» Но, Силуанов тут же успокоил — доложил, что деньги на это в бюджете имеются. До 2024 года будет потрачено около 4 трлн рублей. А ведь еще вчера их якобы не было! Или не было ободряющего пинка президента?

Шоу Первого канала больше напоминало уличных лохотронщиков, «разводящих» доверчивых прохожих. Складывалось впечатление, что его участники манипулируя нуждами детей стремились очаровать россиян, добиться их восторженной реакции, благодарности власти. Вот только зачем? Может быть за этой «дымовой завесой» скрыто нечто гораздо более важное?..

Не исключено, что истинной целью конституционной реформы является ее политическая часть. А социально-экономические поправки — лишь «анестезия» для того, чтобы операция прошла гладко и безболезненно для большинства. Кто-то очень хочет во что бы то ни стало сохранить власть и собственность и ради этого готов чуть-чуть поделиться с народом. Временно.

18 февраля, в комитет Госдумы по госстроительству поступили поправки в Конституцию, касающиеся полномочий президента РФ. В основном законе предлагается прописать право президента на общее руководство правительством, а также персональную ответственность премьер-министра перед президентом. При этом глава государства будет обязан обеспечивать в стране мир и гражданское согласие.

Будет изменена процедура прекращения полномочий судей КС, ВС, кассационных и апелляционных судов. Теперь президент будет вносить в Совфед представление о прекращении полномочий в соответствии с конституционным законом. Назначения и освобождение от должностей генпрокурора, его заместителей и прокуроров субъектов РФ будет происходить после консультаций с Совфедом.

Влияние президента на Счетную палату будет происходить через представление кандидатуры на должность ее председателя (и половины аудиторов) Совфеду. Заместителя главы Счетной палаты будет согласовывать Госдума. Отметим, что все вышеперечисленные поправки были внесены единороссами, что показывает их значимость в глазах власти.

Обещанное ранее Госдуме право формирования кабинета, скорее всего будет обесценено тем, что у депутатов отберут право инициировать отставку выдвинутых ими министров. При этом перечень оснований для роспуска парламента будет расширен. Это станет возможно в случае, если нижняя палата три раза не согласует хотя бы часть кандидатур на министерские посты.

Особого внимания заслуживает норма о неприкосновенности глав государства после прекращения полномочий. Сейчас она прописана только в законе. Так была обеспечена неприкосновенность первого президента РФ Бориса Ельцина. Внесение в Конституцию придаст этому положению больший вес. Очевидно, что это делается во многом под Владимира Путина.

Как упомянутые новации будут сформулированы текстуально, станет известно уже 20 февраля. После этого должна состояться встреча Путина с лидерами всех четырех фракций. Как отнесется к поправкам оппозиция? Вопрос открытый… Но бывший зампредседателя Конституционного суда Тамара Морщакова считает, что цели, публично обозначенные для внесения поправок, ни одной из них не достигаются.

Так, по ее словам, ограничить приоритет международного права над внутрироссийским нельзя. Можно только полностью от него отказаться (а для этого надо отменить статью 15 Конституции — авт.). А о расширении полномочий Госдумы можно было бы говорить только в случае, если депутаты получили бы право самим формировать корпус кандидатов в министры. Но это не так.

Заявленное расширение полномочий КС тоже отсутствует, уверена Морщакова. Предложение проверять законодательные акты превратит КС в юридический отдел законодательного собрания, что резко снизит его статус, как независимой ветви власти. В поправках «откровенно ставится цель уничтожить независимость [КС], — возмущена экс-судья. — И она будет достигнута».

Но главное, на что обращает внимание Морщакова, это «безмотивность» внесения поправок, «отсутствие внешней обоснованности этих действий». «То, что не раскрыто до конца содержание того, что собираются учредить на основе поправок существенно повышает состояние полной неопределенности и непредсказуемости для граждан страны того, что происходит», — беспокоится Морщакова.

Чем дальше — тем больше, рассмотрение поправок в Конституцию превращается в этакий законодательный бурелом, через который очень сложно продраться и понять замыслы архитекторов реформы, — рассуждает лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев. — Недавно президент даже сказал сенатору Клишасу, выдавшему совершенно невнятную речь о поправках, что тут «без пол-банки не разберешься».

Вот прописывается в Конституции неприкосновенность бывших президентов. Сейчас на этот счет существует соответствующий федеральный закон. Зачем понадобилось переносить это в Конституцию? Чтобы у Владимира Владимировича с Дмитрием Анатольевичем не возникало поводов для волнения за свою судьбу в будущем? Так ведь и так понятно, что у нас не Южная Корея, где президентов — и не только бывших — регулярно сажают в тюрьму за коррупцию. Как это было с правившей при помощи личной гадалки Пак Кын Хе, которая получила 23 года лишения свободы.

Или вот будет прописано, что президент обеспечивает «гражданский мир и согласие в стране». К чему это в Конституции тоже непонятно. Тогда уж надо прописывать инструментарий. Например так: «президент обеспечивает гражданский мир и согласие в стране при помощи Росгвардии, ФСБ, органов суда, прокуратуры и ФСИН. Граждане, пытающиеся нарушить гражданский мир и согласие, изолируются от общества». Как с делом «Сети» вышло. Чтобы выстроенная у нас модель полицейского государства нашла свое полное отражение в основном законе.

Изначально президент говорил о необходимости некоей демократизации системы, большей роли парламента и связи власти с гражданами. Сейчас же очевидно, что — помимо нескольких социальных поправок, брошенных народу как кость с барского стола — все остальное усиливает и цементирует авторитарный характер вертикали. Как я уже говорил: Ельцин начал 27 лет назад, Путин продолжает его дело. Народ в целом безмолвствует.

А вот директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что Путин готовит политическое поле для своих последователей.

— Конечно, социальные поправки не являются главными. Первоочередным является уточнение системы сдержек и противовесов и баланса внутри власти РФ. Это основное. Для того, чтобы в последующем команда сменщика Путина не могла бы в оперативном режиме сконцентрировать власть в своих руках.

То есть Путин уйдет, но путинисты останутся. И для действующего президента важно, чтобы власть осталась под контролем путинистов. Это модель Де Голля. Хотя у него это не очень хорошо получилось, но партия голлистов во Франции и сейчас жива и долгое время была серьезной политической силой, от нее были президенты.

То же самое будет и у нас. С течением времени путинское наследие выкристаллизуется более конкретно, от него отвалятся случайные попутчики и мы получим республиканскую партию, как у французских голлистов, на знамени которых будет русский Де Голль — Путин.

«СП»: — Круто. И все это с помощью вносимых сейчас поправок?..

— Ну и кроме того Путин не хочет, чтобы основные достижения его политики были пересмотрены. Поэтому их предлагается зафиксировать в основном законе страны.

«СП»: — Какие именно достижения?

— Прежде всего Крым не может быть предметом торга с Западом. Ведь не секрет, что многие западники полагали и полагают, что вопрос Крыма не решен и не закрыт. И как только Путин уйдет, к нему снова вернутся. Но если в Конституции будет поправка о неотчуждаемости российской территории, в ее нынешних границах, включая Курилы, о которых все время говорит Япония, и Калининградскую область для тех, кто допускает этот вариант, и Крым и Севастополь. И это очень важно, так как фиксирует внешние победы Путина.

«СП»: — Внешние победы важны, спору нет, но неплохо было бы и внутреннюю политику вести в интересах большинства. Ведь все последние годы народ держали на голодном пайке. И только сейчас, если верить Силуанову, деньги нашлись. Странно, что не находились раньше…

— Вчера не было приказа Путина найти деньги, а сегодня, уже в других условиях, они появились.

«СП»: — Но ведь амбициозные социальные задачи ставились президентом и раньше. Те же майские указы 2012 года…

—  Майские указы были бы реализованы, если бы на то была воля Путина и все бы зависело только от правительства. Но тогда существовал более чем крепкий тандем между Путиным и Медведевым и роль правительства была еще очень важна.

Тогда бремя исполнения как минимум половины указов переложили на плечи регионов. А у них на это нет денег, потому что нынешняя система межбюджетных отношений между регионами и центром не позволяет аккумулировать на местах сколь-нибудь значимую сумму для таких масштабных мер.

Теперь же мы наблюдаем в правительстве новое отношение к тому, что говорит президент. Наверное, потому что их перетрясли и они теперь лучше понимают реальность.

Материал комментируют:
https://svpressa.ru/politic/article/257636/
 
Статья прочитана 23 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!