Мнения Андраника Миграняна и Максима Шевченко разделились
Ночью 10 ноября главы Армении, Азербайджана и России объявили об окончании военных действий в Нагорном Карабахе. Стороны подписали соглашение о мире, которое предусматривает ввод российских миротворцев и передачу части территории Нагорного Карабаха Азербайджану, в том числе город Шушу, Агдамский, Лачинский, Кельбаджарский районы. При этом Лачинский коридор шириной 5 км остается за Арменией. Миротворческий контингент Российской Федерации будет развернут вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора сроком на пять лет с возможностью продления пребывания.
При этом незадолго до подписания соглашения, 9 ноября на границе Армении и Азербайджана был сбит российский вертолет Ми-24. Погибли двое летчиков, еще один пострадал. В российском Минобороны заявили, что инцидент произошел вне зоны конфликта. В Баку признали, что вертолет поразили военные страны и извинились за инцидент.
После подписания мирного соглашения президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал его «капитуляцией противника». Он также заявил, что в регионе будут не только российские, но и турецкие миротворцы, хотя в тексте соглашения об этом ничего не сказано.
Президент Армении Армен Саркисян, в свою очередь, сообщил, что узнал о трехстороннем заявлении по Карабаху из прессы и не участвовал в каких-либо обсуждениях. Премьер-министр республики Никол Пашинян заявил, что инициатором подписания соглашения выступила армия в связи с исчерпанием ресурсов для продолжения войны. В Армении начались протесты после подписания документа, а оппозиция заявила, что будет добиваться его отмены.
Что касается России, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков исключил связь между подписанным соглашением о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе и сбитым российским вертолетом и заверил, что работа над мирным урегулированием велась давно. Он также добавил, что пребывание турецких солдат в Карабахе согласовано не было и назвал некорректными заявления о «капитуляции» Еревана.
Российское экспертное общество разделилось в оценках заключенного мирного соглашения, его последствий и роли России в процессе. Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Андраник Мигранян убежден, что подписанное соглашение приведет к стратегическому усилению Турции, что не в интересах России.
— Это соглашение можно оценить однозначно. Это тактическая победа России и стратегическая победа Турции. Нужно признать, что Россия оказалась в непростом положении, потому что в Армении у власти находится некомпетентное правительство грантоедов и соросовских выкормышей. На этом фоне Москва очень долго выжидала и не обеспечила нужным покрытием карабахское небо.
Но Карабах воевал не за себя. Будет Карабах или нет — это отдельный вопрос, но там решалась не только судьба Армении или НКР, но и судьба России. В этом отношении долгие колебания Москвы и итоговое поражение, которое потерпели ее единственные союзники на этой территории, можно оценить только негативно. Азербайджан всегда был братом и сватом Турции и других мусульманских стран. Грузию тоже никак нельзя назвать российским союзником.
В этой ситуации долгая нерешительность России привела к тому, что, с одной стороны, у нас теперь есть военное присутствие на территории, но, с другой, нанесен колоссальный репутационный удар.
«СП»: — Оппозиция заявляет, что будет добиваться отмены соглашения, возможно ли это?
— Соглашения пересматриваются не просто так, а при определенных обстоятельствах. Конечно, любая новая власть может попытаться денонсировать эти соглашения. Ни один армянин в здравом уме под таким документом подписаться не может. Это тотальная капитуляция.
«СП»: — Удержится ли правительство Пашиняна у власти при таких обстоятельствах?
— Надеюсь, что нет. Разве что, если американцы высадят в Армении десант, потому что это их ставленники — соросовцы, грантососы, да кого там только нет. Но я очень сомневаюсь, что американцам сейчас до Армении на фоне их собственной ситуации с выборами.
Журналист, общественный деятель Максим Шевченко придерживается прямо противоположного мнения и считает, что произошедшие события свидетельствуют о формировании партнерства между Россией, Турцией, Азербайджаном и Ираном и могут быть причислены к внешнеполитическим успехам Москвы.
— Очень важно, что Запад был выкинут из карабахского процесса, вопрос был решен без его участия. Россия показала позицию разумного нейтралитета и в нужный момент вмешалась в ситуацию по соглашению сторон.
Причем думаю, еще возникнут вопросы о том, кто подставил наш вертолет под азербайджанские ПЗРК. Понятно, что Азербайджан не хотел сбивать никакой российский вертолет, но кто-то туда его послал, зная, что он может попасть под удар. Вопросы будут к ряду представителей Министерства обороны РФ и их связях с Ереваном, потому что втянуть Россию в войну было в армянских интересах.
«СП»: — Какие главные итоги вчерашних событий?
— Армянская сторона потеряла Нагорный Карабах, при этом им оставили Степанакерт, который Азербайджану был не так уж и нужен. Азербайджанцы взяли Шушу, что символизирует их полную победу. Кроме того, армяне выводят свои подразделения из Кельбаджарского района, из Ходжалы.
Армянам остается Степанакерт, в котором будут стоять российские миротворцы, и дорога через Лачин, которая возвращается Азербайджану. Это полная победа Баку.
Складывается диалог и партнерство России, Азербайджана и Турции, что уже очевидно. Россия настояла на том, чтобы Турция была включена в процесс. А международное армянство, которое шантажировало мир и спекулировало армянским народом, было выкинуто из процесса, который был полностью взят под контроль Москвой.
Дальше возникает вопрос о том, какие бонусы получают стороны. С Азербайджаном все понятно, он восстановил суверенитет, Турция стала субъектом кавказской политики, а что в итоге получает Россия? Просто добрый дядюшка, который всем помогает? Это сейчас самый важный вопрос.
«СП»: — Что же может получить Россия?
— Думаю, переговоры будут продолжаться. Будет создаваться совместный экономический, энергетический и политический консорциум России, Турции, Ирана и Азербайджана. И сейчас на кону будет судьба Грузии. Не исключено, что Россия потребует от Тбилиси сухопутный коридор в сторону Армении. Борьба за Грузию станет сейчас самой актуальной. Она будет проходить без военного фактора, но политически. Грузия всегда была ключевой страной Кавказа, и сейчас она становится самой главной территорией, от которой зависит будущее и нашей страны.
Союзнические и добрососедские отношения с Турцией создают для России альтернативу отношениям с Западом. Запад потерпел очень серьезное поражение. То, что сделал Азербайджан при поддержке Турции и молчаливом одобрении России — это поражение международных прозападных лоббистских структур и «армянства».
Мир меняется на наших глазах, и я приветствую эти события. Пути для суверенной независимой России не на Западе. Там нас ждет только унижение, а кто-то будет богатеть, торгуя нашими с вами ресурсами и душами. Зато на Востоке нас ждут, может быть, и непростые, но партнерские отношения. Подчеркну, что поражение «армянства» — это не поражение Армении и армянского народа. Он от этого только выиграл. Это очень важное, серьезное и продуктивное событие.
«СП»: — После вчерашних событий сменится ли власть в Армении?
— Шанс не велик. Россия сделает все, чтобы убрать Пашиняна, но Запад будет биться за него всеми силами. Они будут пытаться сделать так, чтобы Армения вышла из ОДКБ, обвинив во всем Россию. Для Пашиняна ситуация сейчас будет складываться очень тяжело. Но шанс его сменить есть, и его правильно было бы использовать.
https://svpressa.ru/war21/article/281160/