Депутат КПРФ Леонид Зюганов: 100 лет Госплана

Замруководителя фракции КПРФ в Мосгордуме Леонид Зюганов – о необходимости введения стратегического планирования по всей стране.

Никита Попов, пресс-секретарь фракции КПРФ в Московской городской думе.
2021-03-03 12:41

Зюганов Леонид Андреевич

Когда говоришь о столь значительных событиях в нашей истории, становится не очень уютно, поскольку понимаешь, что событие к тебе имеет косвенное отношение и приходится на ходу выдумывать какие-то верные слова. Но тут совершенно обратная история. Я считаю нашу партию – КПРФ, и нашу фракцию максимально сопричастными к этой дате. Мы всячески поддерживали идею сохранения Госплана на уровне Госдумы и Правительства РФ и даже имеем определённые успехи на этом поприще, пускай и не совсем достаточные для того, чтобы можно было сказать: «Да, Госплан работает на все 100% и работает идеально!».

Когда я говорю об успехах, то имею ввиду Закон № 172 «О стратегическом планировании», принятый в 2014 году. Он был подготовлен при активном участии депутатов фракции КПРФ в Государственной думе. Принципы, которые мои коллеги закладывали в основу государственного планирования в Российской Федерации, должны были сделать его эффективным. А именно – принципы единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников планирования, прозрачности, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевой принцип.

К сожалению, в финальном варианте уже действующего закона, все эти наши предложения не нашли своего отражения.

О какой преемственности и непрерывности стратегического планирования может идти речь, если государственные программы Российской Федерации в течение года меняются неоднократно? Зачастую изменения носят концептуальный характер – перекраиваются цели и задачи, меняются целевые индикаторы, появляются и исчезают подпрограммы и федеральные целевые программы.

О какой сбалансированности системы стратегического планирования можно говорить, если фактически ни одна государственная программа в должной степени не увязана с целями, задачами и мероприятиями других госпрограмм?

О каком соблюдении принципа ресурсной обеспеченности может идти речь, когда объемы финансирования госпрограмм, при неизменности целей, регулярно изменяются в пределах 10-40%? Конечно, этот закон – шаг вперед, хорошо что признали, что тема достойна отдельного закона. Однако, к большому сожалению, он все еще носит очень рамочный характер и в правительстве до сих пор не выпущено необходимое количество нормативных актов и документов, что бы закон заработал.

Вот взять тот же опыт нашего коллеги Левченко Сергея Георгиевича, который в бытность своего губернаторства в Иркутской области все-таки внедрил пятилетку. Почему вообще на это же стоит решиться всей России? Объясню на примере положения, в котором мы все сейчас находимся.

В России к 2021 году сложилась тяжелая ситуация. Стране нечем похвастаться в экономическом плане – нет ни прорывных технологий, ни уверенного выхода наших компаний на зарубежный рынок, нет и лидерства в потенциальных для нас отраслях. Более того, все это происходит на фоне глобального мирового ухода от углеродной зависимости. Впервые это всерьез было озвучено на собрании ООН в 2014 году. А сейчас мы видим лишь подтверждение – ни один автомобильный концерн не вкладывает в разработку ДВС с 2019 года. Уже сейчас происходит повальный отказ от покупок ДВС в Европе и США. Так же агрессивными темпами разрабатываются технологии чистой энергии. И это все происходит на фоне того, что многие регионы продолжают копить долги и имеют отрицательную динамику роста с 2015 года. Чем мы и как будем наполнять бюджет РФ через 5-6 лет??? Федеральный центр в похожей ситуации и все еще испытывает трудности финансового характера, хотя сидит на мешке с деньгами состоящим из Фонда национального благосостояния – 13 триллионов рублей и золотовалютных резервов – порядка 40 триллионов рублей. Поэтому на повестке дня стоят задачи качественного анализа экономической ситуации и максимального использования потенциала субъектов внутри нашей страны.

Одна из главных трудностей по решению наболевших задач – это недостаточность бюджетных ресурсов. Попытки все большего увеличения налогов, как мы с вами знаем, дают лишь отрицательный результат. Чтобы преодолеть эту ситуацию, надо усиливать налогоплательщиков. Делать так, чтобы их становилось больше, и они были богаче. Причем, речь идет не только о крупных компаниях, но и о средних, малых предприятиях и о рядовых гражданах. Беднеющее население — это ключевая проблема, так как в таком случае отсутствует основной рынок сбыта. Говорить надо об увеличении добавленной стоимости, чтобы налоговая отдача в бюджеты была максимальной. Кроме того, создавалась инфраструктура, внедрялись новые технологии, повышались зарплаты – без этого никак! Если у вас бедное население, вы никогда и никому, ничего не продадите, единственная надежда будет на зарубежные рынки сбыта. Я уверен, что эти задачи невозможно решить без понятной роли государства в экономическом урегулировании. И здесь речь не о административном воздействии на экономику, его и так слишком много. А речь о стратегии, и понятном умном планировании. Умном регуляторе, планирующим комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства и выстраивающим межотраслевые балансы.

Я абсолютно убежден, что в субъектах, по примеру Иркутской области, должен быть создан комитет по планированию социально-экономического развития. Координирующий орган, объединяющий ключевые кадры, управленцев региона и экспертов. Подобный орган должен регулярно собираться и объединять и синхронизировать все ведомства на территории региона. В части экономического регулирования – поставить задачи перед каждой отраслью и, что самое главное, соблюдать межотраслевые и межтерриториальные балансы.

В наших силах коллеги сделать все для того, чтобы в рамках закона о стратегическом планировании развивались вертикальные и горизонтальные связи, и требовать чтобы успешный опыт Иркутской области широко внедрялся по всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

«Единая Россия» накануне думских выборов разработала законопроекты, ущемляющие право граждан в социальных сетях на свободу слова

Ср Мар 3 , 2021
Партия власти откровенно мандражирует перед сентябрьскими выборами в Госдуму и спешит зачистить всё и везде, что может вредить её репутации и планам сформировать конституционное большинство в федеральной законодательной палате. Post Views: 86

Рубрики