18 августа ветераны Дальней авиации Энгельсского авиагарнизона провели патриотическую акцию в поддержку сгоревшего Дома офицеров. Но не всем желающим удалось принять в ней участие и поддержать ветеранов. Неужели патриотизм в России может являться чьей-то «партийной привилегией», и разве любовь к Родине и её проявления могут быть ограничены из-за партийной, национальной, религиозной и иной принадлежности?..
День 18 августа Постановлением № 859 Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года был утверждён как День воздушного флота Союза ССР или День авиации, это святой и торжественный день для всех ветеранов-авиаторов. Всю свою лётную жизнь в этот день они принимали поздравления, надевали парадную синюю форму и ослепительно сверкали кокардами на своих военно-воздушных фуражках… В этом году ветераны Дальней авиации Энгельсского авиагарнизона собирались продолжить славную традицию.
Совет «Союза ветеранов Дальней авиации» начал подготовку к празднику заранее. Были готовы афиши, буклеты, календарики с авиационной символикой, продумана программа. В ней нашлось место и торжественному митингу с возложением цветов к Вечному Огню, и праздничному концерту с приглашением артистов из района и области, и крестному ходу, для которого Покровской епархией была получена икона Святого Великомученика и Победоносца Георгия, которая успела уже прибыть в Энгельс и ждала своего часа, чтобы возглавить патриотическое шествие. Венцом празднования должно было стать ежегодное прохождение колонны «Бессмертного авиационного полка Героев Советского Союза из авиагородка «Энгельс-1», которое с большим успехом состоялось в прошлом году в дни празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского.
К большому огорчению, в этом году эти планы так и остались планами. В воскресенье 7 августа в очередной раз был совершён поджог гарнизонного Дома офицеров, на федеральном уровне признанного объектом культурного и исторического наследия, и это событие стало для ветеранов тяжёлым эмоциональным ударом. На состоявшемся 16 августа заседании Совета «Союза ветеранов ДА» ветеранами было принято решение отменить праздник и вместо него провести патриотическую акцию в защиту и поддержку ГДО, о чём они уведомили Главу ЭМР Дмитрия Плеханова в своём обращении, переданном 17 августа Председателем Совета Георгием Терёхиным через начальника Управления общественных отношений администрации ЭМР Марию Шилову. Ветераны планировали сделать девизом своей акции слова: «ГДО! Восстань из пепла!» Были распечатаны листовки с этими словами, которые должны были быть прикреплены на оборотную сторону портретов Героев Советского Союза из «Бессмертного авиационного полка».
Утром 18 августа к Вечному Огню Мемориального комплекса «Слава Героям-авиаторам!» стали собираться ветераны. Поддержать их пришли представители городского Совета ветеранов, местного районного комитета КПРФ. Делегацию энгельсских коммунистов возглавлял секретарь первичной организации КПРФ «Авиагородок» Вера Подольская, в составе делегации был также кандидат от КПРФ в Саратовскую областную Думу Сергей Юдин. С собой представители КПРФ принесли Знамя Победы и плакаты в поддержку Дома офицеров. Но путь активистам внезапно преградили представители городской администрации — начальник Управления общественных отношений администрации ЭМР Мария Шилова и одна из представительниц Управления культуры администрации ЭМР.
Один из самых молодых членов «Союза ветеранов Дальней авиации», капитан в отставке Дмитрий Прокопец, увидев приближающуюся делегацию коммунистов, преградил им дорогу и довольно резко потребовал от них уйти: «Не мешать ветеранам», — как он выразился. В итоге представители КПРФ не смогли принять участие в общей акции. Но Сергей Юдин со Знаменем Победы в руках записал небольшой видеоролик, который сейчас можно увидеть в группе «КПРФ Энгельс» в социальной сети «ВКонтакте», в котором, в частности, сказал:
— Я узнал о мероприятии, которое состоится у Дома офицеров, пришёл с флагом (Знаменем Победы) – это моя гражданская правовая позиция. Я поддерживаю ветеранов, которые здесь будут выступать. Я – за Дом офицеров! Конечно, сейчас его уже не реконструируют, но мероприятие я это поддерживаю.
Ветераны Дальней авиации всё же выстроились перед Вечным Огнём. Участник Великой Отечественной войны, фронтовик, защитник Кавказа, Кубани, Крыма и Белоруссии, кавалер орденов Отечественной войны I-й степени и Красной Звезды, полковник в отставке Евгений Федяев и ветеран Дальней авиации, военный лётчик I-го класса, мастер дозаправки топливом в воздухе, в совершенстве овладевший самолётами ОКБ В. М. Мясищева Владимир Федоренков возложили цветы. Председатель Совета «Союза ветеранов Дальней авиации» Георгий Терёхин зачитал текст резолюции «В поддержку Победы, ВВС и бойца Красной Армии – гарнизонного Дома офицеров», которая была принята единогласно. После этого ветераны подошли к Дому офицеров и сделали совместную фотографию на его фоне.
Возможно, что есть люди, кому тревоги и опасения ветеранов за дальнейшую судьбу Дома офицеров кажутся беспочвенными, кто призывает не проявлять активности и не делать заявлений до итогов расследования… Но если в проведении расследования по факту поджога здания сомнений нет – к этому обязывает буква закона, то вот будет ли расследование причин и обстоятельств того факта, что Дом офицеров, уже признанный памятником исторического и культурного наследия, невзирая на все громкие заявления с высоких трибун, в течение последних трёх лет был беззащитной «мишенью» для мародёров и поджигателей? И какими словами это должно быть охарактеризовано: преступная чиновничья халатность, бесчеловечное равнодушие, гражданская инертность или как-то ещё?.. Можно ли в такой ситуации чинить препятствия ветеранам проявлять свою активную гражданскую позицию и громко высказывать свои опасения и озабоченность?
Тем более, что слова поддержки в адрес энгельсских ветеранов в их борьбе за ГДО продолжают приходить со всей страны. Вот что пишет дочь Героя Советского Союзп, заместителя командира 201-й авиадивизии Александра Вербицкого Лариса Киртаева:
«Я рассказываю знакомым и коллегам про пожар в гарнизонном Доме офицеров Энгельса. Все сочувствуют и возмущаются. И говорят мне, что это не единичный случай поджога Дома офицеров. Например, сгорел ГДО в Камышине. Видимо, это общая черта наживы бессовестных и подлых людей.
ГДО воссоздать надо заново!
Остались фотографии, может, есть техническая документация. Можно объявить акцию сбора средств на строительство нового ГДО? Как было в старинной России: собирали народные пожертвования, а недостающее — вкладывало государство. Надо поддержать армию!»
Вот как случившееся 18 августа прокомментировал ветеран Дальней авиации, член Совета СРОО «Союз ветеранов Дальней авиации» Валентин Побегайлов:
— Когда я пришёл к Мемориалу, там уже были полицейский и две женщины из городской администрации. Я как раз взял в руки портрет Героя Советского Союза, командира третьего полка и рассказывал о нём… А тут эти две женщины начали выступать: «Это запрещено! Кто вам разрешил?!» — и кричать на Терёхина. А Дима Прокопец говорил: «Я только что был в администрации, где мне дали выписку, что мы должны прекратить это делать, иначе нас или выгонят, или арестуют…» И тут подъехали представители КПРФ со своим флагом. Они хотели нам помочь, поздравить с праздником, выступить… Но эти женщины из администрации нам всё сорвали, исковеркали, и мы разошлись. Ничего не получилось… Считаю, что теперь они должны извиниться за такое оскорбление ветеранов! Нехорошо всё вышло, ведь с нами были ветераны Великой Отечественной войны, в том числе, Евгений Ильич Федяев, которому в этом году исполнится сто лет. Никто не давал права нам мешать. Сколько я прослужил – никогда такого не было! Так испортить людям настроение…
С ним солидарен и Председатель Совета Саратовской региональной общественной организации «Союз ветеранов Дальней авиации (ДА)», полковник в отставке Георгий Терёхин:
— Вызывает недоумение и сожаление, когда отдельные лица, которые когда-то служили в Дальней авиации, не являясь её ветеранами, тем более, не имея юридических полномочий представлять интересы СРОО «Союз ветеранов ДА», выступают от имени этой организации и, как правило, делают это по совету или рекомендации лиц из администрации ЭМР. Это наносит моральный урон ветеранам Дальней авиации, особенно тем, кто является ветераном не по стажу службы, а по своему личному вкладу в обеспечение её могущества, тем более, что всё это люди преклонного возраста, до настоящего времени являющиеся коммунистами. Это по их инициативе 18 августа 2020 года при открытии и освящении Мемориального комплекса «Слава Героям-авиаторам!» в авиагородке «Энгельс-1» было принято решение о проведении ежегодно в этот день – день празднования Дня воздушного флота СССР – чествования героев-авиаторов, тех, кто внёс свой личный вклад в достижение Победы и защиты её достижений в мирные послевоенные годы, прохождением по Аллее Героев колонны «Бессмертного авиационного полка Героев Советского Союза из авиагородка «Энгельс-1». Эта инициатива не только нашла понимание у граждан, но и встретила поддержку со стороны общественных организаций Саратовской области: «Гагаринцев Поволжья», «Боевого братства», движения юнармейцев и, конечно же, коммунистов из областной партийной организации КПРФ. Все эти общественные организации неизменно проявляли свою солидарность с акциями, проводимыми «Союзом ветеранов ДА», особенно горячо включившись в поход за сохранение бойца Красной Армии – энгельсского гарнизонного Дома офицеров.
…Последний раз двери Дома офицеров открывались для ветеранов в декабре 2014 года, когда отмечалось 60-летие со дня образования легендарной 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии – первой авиадивизии стратегического назначения, появление которой в нашей стране в 1954 году спасло человечество от новой мировой войны, но уже ядерной. Через год, в 2024 году, предстоит отметить уже 70-летний юбилей. Смогут ли оставшиеся в живых ветераны дивизии встретить свой праздник в стенах своего родного дома? Конечно, можно снять для их торжества любую подходящую площадку в городе, но неужели всей своей жизнью, многолетней безупречной и героической службой на страже безопасности Родины они не заслужили права на свой собственный Дом, где могли бы собираться, общаться, праздновать и провожать в последний путь, и куда они входили бы не гостями и «бедными родственниками», а полноправными хозяевами с возможностью самим приглашать на свои торжества тех, кто им дорог и приятен? Кажется, ответ очевиден, а ведь при нынешних темпах восстановления и реставрации ГДО сколько из тех ветеранов, что 18 августа пришли защитить свой Дом, уже не доживут до момента, когда он снова откроет свои двери…
Ольга Жогло