Сергей Обухов — «Независимой газете»: Избиратели видят, что партия действует, что у нее есть поддержка, креативность

Федеральный эфир интересен партиям для сохранения своей системности.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук

Парламентским партиям, кроме «Единой России», не хватает телеэфира для освещения собственной деятельности. Федеральные каналы используют их или в качестве фона для власти, или для ее поддержки.

В КПРФ представили еженедельный «хронометраж партийного телеэфира». Федеральное телевидение, то есть Первый, «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ, с 16 по 22 апреля на пару минут увеличили долю партий и несколько сгладили политические диспропорции. Доля ЕР упала с 75 до 68% в суммарном эфире и с 78 до 72% в синхроне, то есть в предоставлении прямой речи партийцев.

Особое внимание телеканалы уделили региональным поездкам секретаря генсовета ЕР Андрея Турчака. КПРФ получила приятный сюрприз, переместившись с третьего место на второе по освещению в целом и с последнего места опять же на второе в синхроне. Ее доля за неделю соответственно выросла с 3 до 20% и с 1 до 13%. Но неприятным моментом оказалось содержание контента. «Справедливая Россия – За правду» заняла третье место по обеим номинациям, ЛДПР откатилась со второго на предпоследнее место также сразу по этим двум позициям в суммарном эфире и синхроне. Доля партии упала с 19 до 3% в общем эфире и с 16 до 5% в прямой речи. Последнюю строчку в телерейтинге по-прежнему занимают «Новые люди».

Что же касается эфирного контента, то в итоговой части своего мониторинга левые прямо высказывают недовольство отбором событий. Например, КПРФ чаще упоминалась в связи с «Международным антифашистским форумом» в Минске, то есть мероприятием, которое было организовано властью. Из 10 минут 29 секунд эфира об этом событии на лидера Компартии Геннадия Зюганова пришлась 1 минута 36 секунд, что, в общем, является неплохим показателем. Однако такое значимое для коммунистов событие, как празднование 153-летия со дня рождения Ленина, на ТВ практически не упоминалось. Был всего один телесюжет, занявший 23 секунды без синхрона.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов разъяснил «НГ»: «Конечно, в такой подаче материала на телевидении есть элемент манипулирования. Но при этом сам факт наличия партии в эфире, тем более если нет откровенной «чернухи», дает положительный эффект «присутствия». Ведь видеоряд иногда важнее того, что говорят. Избиратели видят, что партия действует, что у нее есть поддержка, креативность». Он полагает, что наиболее сильно это воздействует на две группы избирателей: ядерный старшевозрастной электорат КПРФ и на колеблющихся. «Как только партию вырубают из эфира, сразу же люди спрашивают, «куда пропали», но когда видят, к примеру, Зюганова, то понимают, что КПРФ по-прежнему активна. При этом еще не определившиеся, но уже разочарованные в ЕР и власти граждане нередко решают проголосовать за партию после телеэфиров», – подчеркнул Обухов. И он не видит никакой ловушки, а точнее, считает, что выход из нее есть: с оппозиционным электоратом идет эффективная работа в интернете.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «С одной стороны, телевидение нужно, поскольку телезрители лучше ходят на выборы, чем интернет-пользователи. А с другой стороны, политическая повестка находится под частичным запретом. Поэтому телевизор нужен партиям как инструмент поддержания собственной узнаваемости, актуализации, как способ усиливать значимые для них фигуры». Конечно, в условиях фактического отсутствия политической повестки это делать сложно и иногда не очень эффективно, но всегда остается пространство для эксперимента, указал эксперт. «Наверное, эффективнее использовать ТВ для сопровождения некоего действия партии, а не просто для предъявления позиции, поскольку слова утратили былое значение.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Несмотря на то что партии в сюжетах на телевидении показаны в фарватере власти, у них нет никакого желания отказываться от эфира, даже у оппозиционной КПРФ. Более того, партии соревнуются между собой в том, кого больше покажут, берут все возможности от эфиров, даже если думская оппозиция и соревнуется сама с собой».

По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, при том, что с точки зрения оппозиционного продвижения партии ничего не получают, выгоды от телеэфиров все-таки очевидные: «Они в первую очередь дают сигнал чиновникам, властям в регионах и госаппарату, что партии находятся в политической реальности, они допустимы и приемлемы с точки зрения системы. Поэтому и на выборах, и в политической деятельности партии могут вести свою деятельность». Кроме того эксперт отметил еще один плюс ТВ: упоминаемость, так как «если о партиях не говорить, то о них могут начать забывать, особенно аполитичные избиратели». Когда же люди смотрят телевизор, они запоминают, что видели там партию или известного политика, но не очень помнят, о чем шла речь. То есть ключевой момент – «а мы вас видели по телевизору!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Пять ГРЭС «вернулись» из Германии в Россию

Чт Апр 27 , 2023
На отъем российских активов за рубежом надо отвечать масштабной национализацией. Post Views: 468

Рубрики