Председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников выступил на парламентских слушаниях на тему: «О путях реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году».
15 февраля в Малом зале Государственной Думы состоялись парламентские слушания на тему: «О путях реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году», инициированные Комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, которые открыл и вел глава Комитета Леонид Калашников. Предлагаем вам вступительное слово Л.И.Калашникова.
— Уважаемые участники наших парламентских слушаний, уважаемые спикеры! Благодарю вас всех за участие, направление в наш адрес информационных материалов и предложений. Проект рекомендаций слушаний – это документ не столь формальный, особенно, с учетом того, как к нему подходит наше правительство с тех самых пор, как оно приступило к работе. Они не только активно участвуют в формировании этих рекомендаций, но и в их выполнении. Сегодня стали хорошей практикой отчёты министров, «правительственные часы» с участием заместителей председателя правительства.
Не так давно у нас впервые присутствовал здесь зам.председателя Правительства Российской Федерации Алексей Логвинович Оверчук, который отвечает за работу, в том числе на нашем направлении. И мы довольно подробно поговорили на этом «правительственном часе», а также на вчерашнем, на котором министр иностранных дел освещал более широкую повестку нашей внешнеполитической деятельности. Но и вчера было отмечено, что основным (и оно закреплено) решением Президента РФ в концепции внешней политики является работа с нашими соседями – странами СНГ, на пространстве нашего Евразийского экономического союза, ОДКБ, некоторых других направлений. Но особенно отмечено СНГ.
Мы, кстати говоря, и вчера об этом говорили, что в нашей парламентской деятельности мы закрепили это и в плане международных связей. Может быть, впервые в этой деятельности. Я всегда говорил (так уж положено Комитету по делам СНГ, отстаивать наши интересы), что наши друзья – это, прежде всего, наш периметр.
Мы впервые в плане международных связей достигли 50-процентного финансирования от всего плана нашего сотрудничества на просторах СНГ, евразийской интеграции и ОДКБ. И теперь уже это неформально как бы закреплено и в нашей деятельности. На самом деле, если быть честными до конца, конечно же, это улица с двусторонним движением, и специальная военная операция, в которой мы, конечно, ожидаем победы, и другого не приемлем. Но это улица с двусторонним движением. Говорю я это еще и потому, что не только мы этой победы ждём, этого ждут и наши соседи — государства, когда-то находившиеся в одном с нами доме.
И от этих успехов зависят, в том числе, и наши взаимоотношения, и скрывать это тоже нельзя. В ходе этих слушаний мы наверняка коснёмся каких-то вопросов, связанных с этим направлением.
Однако должен сказать, что в последние годы мы не только в России начали опираться на Русский мир, на пространство России и на его приоритеты. Но и в СНГ мы достигли того, о чём раньше и не мечтали. Я говорю как парламентарий сейчас. Мы 65 законов только в эту сессию приняли, касаемых СНГ. Мы наконец-то увидели весь процесс творческий, методический в русских школах, которые мы открыли за рубежом, сейчас в Таджикистане. Принято решение девять таких школ строить в Киргизии, Казахстане.
И позавчера на нашем пленарном заседании была большая дискуссия перед повесткой о том, что в России не хватает учителей. В России действительно не хватает учителей в государственных школах. Мы говорили о возврате, в том числе, практики направления, если человек учится на бюджетные деньги, то он должен всё-таки поехать и отработать в школах. Так, сравнивая (я вчера говорил об этом на «правительственном часе») с таджикской школой, в которой я недавно с моими товарищами побывал. Должен сказать, что разительная в этой связи ситуация, где 600 человек на место учителя, конкурс такой. Мы даже мечтать об этом не можем в России. Конечно, понятно, почему это произошло. Прежде всего, потому что служебное жилье дается. Молодой учитель с удовольствием едет посмотреть другую ситуацию. 90 процентов учителей, кстати, из России, работают в этих школах. И самое главное, конечно же, заработная плата.
И, посовещавшись с нашими коллегами, мы создали рабочую группу по внутрироссийской повестке дня в этом направлении. Иван Иванович Мельников ее возглавляет как бывший преподаватель. Это уже является калькой для решения наших вопросов здесь, на просторах Российской Федерации. Мы этому очень рады, также как рады и некоторым новеллам в законодательстве о гражданстве. Новый закон вступил в силу совсем недавно, в конце прошлого года, президентский закон, который долгое время согласовывался. Мы его год рассматривали от первого до второго чтения. Должен сказать, нам сильно удалось расширить законодательство, но некоторые вопросы в связи, в том числе и со спецификой сегодняшнего момента, до конца не были решены. Мы к ним обязательно приступим и обязательно будем их решать по мере того, как ситуация будет этому способствовать, будем эти поправки вносить и дальше попытаться улучшить ситуацию в этой сфере, так же как и в сфере работы с соотечественниками.
Впервые принят так называемый указ президента о репатриации, где репатриация обозначена как процесс.
И говоря о законопроектах, которые в этой сфере принимаются, мы не должны об этом, конечно же, забывать. Принятию этого законодательства о гражданстве способствовал министр. Когда человек, проживающий где-то в Аргентине, Бразилии, уехавший еще до революции или после революции, не мог принять российское гражданство, не сложив свое гражданство в той стране проживания, конечно, это был абсурд так же, как и абсурд в отношении Украины, ЛНР, ДНР, да и всех стран СНГ. Нам удалось преодолеть эти завалы и принять судьбоносный закон, о котором я часто упоминаю.
Я сейчас вспоминал ситуацию о специальной военной операции. Но представляете, если бы этот закон был принят в 90-е годы, когда нам все время говорили: понаедут, пенсии будут требовать. Сейчас было бы на Украине больше 50 процентов таких граждан России с такими паспортами. И гораздо легче было бы решать вопросы в других странах, откуда людям сначала надо было, грубо говоря, репатриироваться на свою родину, где о репатриации даже не заикались. Указ о репатриации вышел президентский, впервые появилось это слово. И мы госпрограмму по переселению соотечественников хотим переделывать и договариваемся сейчас, МВД ее курирует, о том, как подойти, чтобы она действительно соответствовала целям, которые заложены в этом слове «репатриация». То есть не только привести человека, разместить его здесь, предоставить ему какое-то жилье первоначально, многие другие вопросы, связанные с тем освоением на этой территории, куда он собирается вернуться уже как репатриант.
Мы уже говорили о том, что в этом году в третий раз перешла функция председательства в Содружестве к Российской Федерации. В этой связи Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил Концепцию этого председательства и план по её реализации.
Подробно на самой Концепции остановятся в основных докладах генеральный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев и заместитель министра иностранных дел России Александр Анатольевич Панкин.
Текст находится у вас в подборке материалов. Сама Концепция содержит несколько смысловых блоков: внешнеполитическая сфера, экономическое сотрудничество, военная безопасность, расширение культурных, гуманитарных связей, здравоохранение и гуманитарная повестка, более подробно.
Об этих и других вопросах предлагаю сегодня поговорить.
В слушаниях принимают участие руководители фракций, депутаты, руководители фракций, сенаторы, представители министерств и ведомств, крупного бизнеса, научного, экспертного сообщества.
Итогами наших слушаний станут рекомендации, проект которых есть у вас в материалах. Мы их дополним с учётом сегодняшних выступлений, предложений. После чего направим в Администрацию президента, в правительство, в министерства и ведомства.
Должен сказать, что наши рекомендации, как я уже вам говорил, государственные органы нынче не просто изучают и учитывают, но направляют в наш комитет предварительно то, что бы они хотели там увидеть, и то, что уже подпитано, в том числе финансовыми решениями, или предполагается, что они будут.
Желаю нам успешной работы.