В СМИ появилась информация, что в одной из саратовских школ шестиклассникам на уроках русского языка предложили задание со следующим текстом:
«Эй, ты че такая дед инсайд? Опять твой краш тебя забайтил, а ты сагрилась? Хватит войсить ему уже, он по-любому сидит и рофлит с твоих зашкварных месседжей. Это уже рил кринж. Он, конечно, токсик ЧСВшный, да и его все с твоей лп шипперят давно, так что хватит бомбить, забей на него и го на пати ловить вайб».
На первый взгляд может показаться, что это просто подростковый сленг. Но если перевести этот текст на нормальный русский язык, его содержание ошеломляет: молодой человек изменяет своей возлюбленной с ее лучшей подругой, а рассказчица призывает «забить» на измену и отправиться на вечеринку.
Возникает вопрос: какое отношение этот текст имеет к изучению русского языка? Почему вместо литературных произведений, классической прозы и поэзии наши дети на уроках разбирают такие примеры? Разве русский язык не должен быть тем предметом, где формируется уважение к богатству и многообразию нашего языка, к его классикам, которые стояли у истоков русской литературы?
Да, сленг — это часть живого общения подростков, и они научатся ему вне школы, в своем окружении, социальных сетях и мессенджерах. Но давайте помнить, что задача школы — не подстраиваться под уличный жаргон, а показывать красоту и величие языка, расширять словарный запас и учить детей выражать свои мысли грамотно. Это не значит, что мы должны отвергать все новые слова и явления в языке, но место таких примеров явно не на школьных уроках.
Шестиклассники — это дети, которые только начинают знакомство с серьезной литературой, только входят в мир великих произведений, которые учат нас добру, любви, верности и чести. Что мы скажем им, предлагая разбирать текст, в котором измена и предательство подаются как нечто забавное и обыденное? Какое представление о мире и отношениях мы формируем у подростков такими заданиями?
Русский язык — это наша культура, наша история, наше наследие. Важно, чтобы в учебной программе были произведения, на которых воспитывались целые поколения. Чтобы дети читали Тургенева, Пушкина, Достоевского, учились на примерах героев, а не на сленговых фразах, смысл которых зачастую и взрослым-то непонятен.