10 апреля на заседании Государственной Думы по вопросу о парламентском запросе об информировании Госдумы о ходе подготовки к ратификации соглашения с ВТО выступил депутат Н.В. Коломейцев.
— Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Некоторые товарищи и господа считают, что этот вопрос не заслуживает обсуждения, хотя, как мне кажется, они совершенно не вникали в суть проблемы. Ещё в 2008 году уважаемая Счётная палата единственный, с моей точки зрения, правительственный государственный орган, который ещё располагает системой аналитических институтов, провела анализ и оценку мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО.
Рекомендую всем вам почитать, хотя я уже подходил к Сергею Вадимовичу и считаю, что надо вот тот неофициальный перевод, который мне передал Андрей Викторович, текста, я вам напомню, до этого я пять раз на заседаниях Государственной Думы просил текст с английского на русский перевести. Докладываю, тем, кто подписал заключение от двух комитетов, нет официального перевода протокола о присоединении, как и нет документов, их огромное количество, отраслевых, которые в принципе, вообще-то предполагают серьёзный ущерб экономике и без того стагнирующей экономики России.
Мы не просим ничего противоестественного. Мы просим, чтобы вам и нам, как депутатам Государственной Думы Российской Федерации, дали перечень мер правительства, которые хотя бы минимизируют потери, которые возможны от вступления России в ВТО.
Вот здесь в заключении написано, что якобы проводятся массовые парламентские слушания в поддержку вступления в ВТО. Я присутствовал на четырёх в этом зале в стенах Государственной Думы, ни на одном, не слышал ни одного выступающего, который бы поддерживал. Вы так хотя бы пригласили.
Я этот проект постановления с коллегами приготовил не просто так от праздного безделья. Я побывал в комитете по экономической политике. К сожалению, председателя я сегодня не вижу в зале. Побывал в комитете по международной деятельности. Его тоже в зале нет. Понимаете? Причём я был у них не один, я был с тремя руководителями ассоциаций, бывшими министрами, которые понимают, о чём они говорят, которые глубоко разбираются в отраслях, которыми они в своё время руководили и остатки предприятий которых объединили в свои ассоциации.
Так вот, я хочу вам сказать, что в данной ситуации, в общем-то, я получил полное неудовлетворение от общения с председателями комитетов. Почему? Потому что, ну, я понимаю Алексея Константиновича, он ещё молодой председатель. Он хотел нам помочь, но не смог, хотя обещал. Вот Игорь Николаевич, он более опытный депутат, тоже обещал. Но я приглашения со своими коллегами к ним на встречу, на рассмотрение, которое он обещал, что оно будет в комитете, не получил.
В связи с этим мне не понятна позиция как правительства и, тем более, профильных комитетов, задача которых, вообще-то, готовить депутатов к принятию наиболее сложных законов. А, с моей точки зрения, ратификация соглашения о вступлении в ВТО является наиболее сложной. Почему? Да, 153 страны в ВТО сегодня работают. Но, уважаемые коллеги, три последних раунда так называемых министерских конференций закончились ничем.
Я вам напомню, что Китай вступал перед нами. Он вступал восемь лет,
но Китай не уступил ни одной позиции по поддержке собственного производства. Более того, во время переговоров он даже их увеличил порогово.
Вам докладываю: при министре сельского хозяйства Гордееве, вот здесь ещё написано, что я не знаю, какое министерство готовило? Да вы внимательно историю изучите, его начинало готовить Министерство экономического развития и торговли под водительством Грефа наиболее интенсифицировало. Потому после этого Медведков, он поменял уже много раз должности, на которых сидел, пока вёл переговоры и миллиарды рублей проездил только на командировки.
Но, как правило, все переговоры заканчивались уступками со стороны России и ничем не закончились. Скажем, скажите мне, поправка Джексона-Вэника, она отменена? Не отменена и никто не собирается её отменять, хотя её как морковку для ослика, в известных притчах Ходжи Насреддина, используют для российского правительства 20 лет. Говорят: вот смотрите, вот видите поправка, мы её отменим, если вы у себя демонтируете это. Потом говорят: вот давай вот это. Вэника, Вэника.
Поэтому я хочу вам сказать, что сегодня эксперты посчитали: Россия сегодня находится в чрезвычайно тяжёлой ситуации. При Гордееве порог, был 18 миллиардов долларов. При Скрынник этот порог помощи сельскому хозяйству государственной уменьшили до 9, и он в этом году должен был быть. Реально даётся чуть более 5, но до производителя не доходит и половины. Я у вас спрашиваю: что же мы за люди, которые не понимают, что у нас сопоставимые площади с Соединёнными Штатами посевные 117 миллионов гектар. За время так называемых реформ 41 миллион превращен в бурьян.
Есть программа, разработанная нашей Россельхозакадемией по поднятию второй раз целины, под которую есть чётко разработанные установки, в том числе и для правительства, как надо тракторостроение строить, и сколько тракторов надо делать? Многие из вас не знают, что в Соединённых Штатах Америки на этот клин 4,5 миллиона тракторов. В России на 1991 год было 1 миллион 370 тысяч, на сегодня осталось 460. Но в 1991 году Россия в рамках союза выпускала около 300 тысяч тракторов, а за прошлый год, вслушайтесь, все остатки российских тракторных заводов сделали аж 1600 тракторов.
Один Белорусский тракторный, хают там Лукашенко, он сделал более 60 тысяч и поставил в 52 страны мира. Так я у вас спрашиваю: мы, вообще, на кого работаем? У нас энерговооружённость в сельском хозяйстве сегодня ниже 50-х годов, когда мы вышли из войны. У нас по нормам энерговооружённости должно быть 362 лошадиные силы на гектар, а у нас сегодня менее 150.
Не выполняется ни одна целевая программа. Вот если бы вы внимательно вот это почитали, Минэкономразвития не выполнило ни одну из запланированных программ по аналитическому сопровождению и подготовке инфраструктуры. Вы поймите, вступление в ВТО это вы в 153 странах должны следить, как выполняются наши условия. Но мы сегодня с вами никто для ВТО. Наш объём в рамках торговли — 2,5 процента. 10 ведущих стран — 55 процентов, понимаете. Если вы посмотрите, кто является одним главным союзником этой организации, это Международный валютный фонд, он столько добра нам принёс, да, и Мировой банк. Это кто там главный акционер? Америка.
Почитайте высказывания Хилари Клинтон по поводу предстоящего вступления России в ВТО. Они ладошки потирают, потому что предполагается слом внутреннего таможенного регулирования и снятие таможенных пошлин. Нас просто будут продолжать заваливать хламом.
У нас ведь сегодня что происходит? Вот здесь закон о торговле пафосно докладывали некоторые, да, рассказывали, как мы будем счастливы. Поезжайте в Подмосковье, посмотрите ведущие оставшиеся аграрные предприятия, которые делают овощи, фрукты по себестоимости значительно ниже и качество значительно выше импортных, они не могут попасть ни в одну торговую сеть. Почему? Потому что подавляющая часть торговых сетей, она принадлежит иностранцам, причём прибалтам, с которыми мы якобы не соглашаемся, и которые ставят такой входной билет в сеть, что вы никогда в жизни туда не попадёте, и будете кушать химическую отраву.
Поэтому мы настаиваем на том, чтобы правительство ознакомило депутатов со всем перечнем обязательств Российской Федерации при вступлении в ВТО. Мы ничего другого не просим, вы нас ознакомьте, что вы там подписали. Потому что Кудрин полмира проехал, Греф до этого ещё полмира проехал, Медведков объехал весь мир. Я за них очень рад, что они стали экономическими туристами, но я чрезвычайно, как и мои товарищи, подписавшиеся под этим постановлением, озабочены судьбой России.
Поэтому мы настаиваем и просим вас, поддержите это постановление. Оно безобидное по сути, но содержательно по факту. Кто из вас не хочет знать, на каких же условиях нас хотят туда принять. Кто из вас… Вот здесь не я, Счётная палата вам написала 20 страниц того, что следовало бы сделать России, для того чтобы на паритетных началах вступать в ВТО. Ни один из этих пунктов не выполнен.
Более того, если вы посмотрите, один деятель под фамилией Христенко сегодня повысился. Но я у вас спрашиваю, что у нас в стране со стандартизацией и техническими регламентами? Полный аут.
Денежки освоены, но при переговорах и спорах по ВТО одними из главных как раз и являются регламенты, понимаете? Стандартизация у нас разрушена, регламенты не разработаны. Сельское хозяйство доведено до ручки. О модернизации говорит и президент, и премьер, но я вам напомню, в модернизации главными являются три обстоятельства: первое, это станкостроение; второе, это приборостроение; третье, это электроника, которая у нас находится вообще в зачаточном состоянии.
И все сказки про "Сколково" при неподдержке наукоградов, все сказки при невыполнении федеральных целевых программ, они мне напоминают медленную, тихую сдачу России как государства.
Если вы тут сидите и служите чужим интересам, то флаг вам в руки. Если вы действительно заботитесь о благосостоянии России и её сограждан, мы просим вас поддержать наш проект постановления.
Ответы на вопросы
Отвечу словами философа от экономики. Необходимо особо отметить, что сегодня мир переходит к новой модели экономического развития, предусматривающий формирование единого мирового научно-технологического пространства и закрепление определённой специализации за отдельными странами в рамках рынка высокотехнологичной продукции.
В этих условиях значительное и растущее отставание России в развитии производства и экспорта наукоёмкой продукции может привести к нарастанию трудно преодолимого технологического барьера развития, надолго закрепляющего технологическую зависимость от стран-лидеров инновационного развития.
Я напомню вам ещё 4 цифры. На 1 августа 2008 года золотовалютные резервы Российской Федерации были 598,3 миллиарда долларов. Корпоративный внешний долг был 436 миллиардов. На 1 апреля этого года мы достигли рекордного корпоративного долга 565 миллиардов и всего 503 миллиарда золотовалютных резервов, лежащих под 1,5 процента в чужих, ненужных России ценных бумагах. Вот это вам ответ на первый вопрос.
Второе. Если бы вы внимательно ознакомились, то как раз вопросы, о которых вы говорите, не подпадают сегодня под переговорный процесс. Есть закрытый комитет, в котором участвуют всего четыре страны, которые определяют, кому строить самолёты, где строить и на каких самолётах летать. Поэтому до Великого Новгорода вы, к сожалению, при вступлении в ВТО и на ишаке не доедете.
Уважаемый Виктор Николаевич, если вы внимательно слушали содокладчика и прочитали заключение, то никакой программы у правительства, к сожалению, нет, хотя уже давно должна быть. И сегодня вы слышали план намерений, что якобы где-то кто-то чего-то готовит. Я ответственно заявляю, что в нашем правительстве никто ничего и нигде не готовит, потому что этот вопрос, как мячик передавался из Минэкономразвития в Минпромторг, потом обратно. И, к сожалению, отсутствует персонификация ответственности, не позволит нам даже спросить, а кто же виноват? Думаю, что это будет выбор в пользу Всемирной Торговой Организации. Спасибо за внимание.