Буквально на днях Росстат опубликовал отчёт о финансовых результатах деятельности организаций по итогам января-февраля 2012г., который вызвал крайне неоднозначную реакцию. С одной стороны, оптимизм вызвал тот факт, что по итогам первых двух месяцев текущего года совокупные прибыли российских компаний подскочили до 1,26 трлн. рублей, что на 19,4% превышает значение данного показателя в аналогичном периоде 2011г. С другой стороны, в глаза бросается резкое падение темпов роста рентабельности отечественной экономики – в январе 2011. годовой прирост сальдированного финансового результата превышал отметку в 56,5%, а по итогам первых двух месяцев предыдущего года составил более 37,6%. Это позволило снизить количество нерентабельных компаний, получивших убытки, с 36,9% в январе-марте 2011г. до 33,2% в аналогичном периоде 2012г.
Одновременно с этим по итогам 2011г. темпы роста прибылей отечественных компаний замедлились до 19,8%, что в 2,2 раза ниже отметок 2010г. (+44,1%) и даже хуже темпов роста в период кризисного 2009г. (24,1%). Складывается такое ощущение, что масштабы коррупции, произвола монополий, криминализации экономических отношений, физического и морального устаревания технологической базы производства, износа основных фондов (65-70%) и инфраструктуры (85%) достигли таких масштабов, что без коренных изменений в экономической политике даже крайне высокие цены на нефть становятся не способны тащить на себе архаичную экономику России.
Другими словами, произошло 2-кратное падение темпов роста прибылей отечественных компаний, даже несмотря на 35% скачок цен на нефть и 27%-ое увеличение профицита внешней торговли с $48,2 до $61,4 млрд. Надо сказать, что аналогичные крайне негативные тенденции наблюдаются не только с финансовыми результатами деятельности отечественных компаний, но и с физическими объёмами выпуска готовой продукции. Несмотря на рост цен на нефть с $85 до $125, скачок стоимостных объёмов экспорта сырья с $400 до $522 млрд. и колоссальный приток в страну «нефтедолларов» от распродажи природных ресурсов, темпы роста экономики уже 2,5 года стагнируют на отметке в 4,3%, а темпы роста промышленного производства упали более чем в 4 раза – с 8,2% в 2010г. до 4,7% в 2011г. и менее 2% по итогам марта 2012г.
При этом в обрабатывающих производствах обвал производственной активности превышает 5 раз — темпы роста сжались с 11,8% в 2010г. до 2,4% по итогам марта текущего года, в добывающем секторе прирост снизился с 3,6% до 0,8%, а в сегменте производства газа, электроэнергии и воды — с 4,1% до 1,3%. Судя по всему, на наших глазах происходит слом существовавшей на протяжении последних 11 лет
Одной из ключевых проблем российской деиндустриализированной экономики является то, что за прошедшие 20 лет у нас сформировалась классическая двухконтурная экономическая система, традиционная для стран, переживающих «голландскую болезнь». В России есть высокорентабельные добывающие отрасли экономики, занимающиеся неконтролируемой распродажей невосполнимого природного сырья и паразитическим перекачиванием природной ренты в оффшоры для демонстративного потребления, а также финансовые спекулянты, обслуживающие интересы коррупционеров и занимающиеся финансовыми спекуляциями с нефтедолларами. И на них в действительности приходится порядка 90% всей валютной выручки и более 70% совокупных прибылей экономики.
А есть низкорентабельные отрасли обрабатывающей промышленности, ориентирующиеся на внутренний крынок с крайне ограниченным платёжеспособным спросом, страдающие от ценового произвола сырьевых монополий, коррупционных поборов, наплыва дешёвого китайского импорта, крайне дорогих кредитов, изношенной инфраструктуры и устаревших производственных технологий. К двум типичным секторам «экономики трубы» в России прибавился третий сектор, связанный с разворовыванием бюджетных «нефтедолларов», коррупцией и незаконным вывозом капитала в фешенебельные страны. Только по оценкам первого вице-премьера Виктора Зубкова ежегодный незаконный вывоз капитала превышает 1 трлн. рублей, масштабы коррупции, легализации преступных доходов и воровства бюджетных средств достигает 5 трлн. рублей (10% ВВП), а за последние 3,5 года из России было незаконно вывезено более $173,7 млрд. – 52,1% федерального бюджета и 10% ВВП.
Наглядным подтверждением архаичной структуры экономики является тот факт, что более 72,4% всех совокупных прибылей экономики концентрируется в непроизводительных секторах экономики, практически никак не связаны с реализацией озвученных руководством страны планов по модернизации экономики, развитию научно-технического и человеческого потенциала, возрождению наукоёмких производств, проведению отраслевой диверсификацией экономики, созданию дополнительной добавленной стоимости и выходом из состояния сырьевой колонии Запада. По итогам первых двух месяцев 2012г. порядка 31,1% (472,4 млрд. рублей) суммарных прибылей отечественной экономики осело в оптово-розничной торговле, 17,9% (272,6 млрд.) – в добывающих отраслях, 15,4% (233,6 млрд.) — в сегменте транспорта и связи, а ещё 8% (122,7 млрд.) — в сегменте газовых и энергетических монополий.
При этом в обрабатывающих производствах сконцентрировано менее 22,9% (347,6 млрд. рублей) суммарных прибылей российской экономики. Если очистить обрабатывающие производства от тех отраслей, которые связаны с первичной обработкой природного сырья и интегрированы в единый производственно-технологический контур (металлургия, производство кокса и нефтепродуктов, нефтехимия и производство минеральных удобрений), то окажется парадоксальная ситуация, в которой на наукоёмкие производства (инвестиционное и транспортное машиностроение, станкостроение, приборостроение, авиа-космическая отрасль и т.д.) приходится менее 5-7% совокупных прибылей экономики.
Ещё меньше прибылей приходится на аграрный сектор (0,9% или 14,3 млрд. рублей), строительную отрасль (0,6% или 9,8 млрд.) и рыболовство (0,26% или 4 млрд.). И это уже не говоря о рентабельности российской отрасли научных исследований и опытно-конструкторских разработок – на фоне многолетних разговоров о необходимости модернизации и развития инноваций российским научным организациям удалось заработать менее 200 млн. рублей или 0,013% от суммарных прибылей отечественных компаний. Это наглядно показывает эффективность и адекватность проводимой в стране политики модернизации, которая свелась к бесконтрольному вливанию сотен миллиардов бюджетных рублей на создание внутреннего оффшора в Сколково, замену лампочек в подъездах и изобретение недоступного 70% населения «чубридера».
Помимо этого в глаза бросается ускоренный рост прибылей в оптово-розничной торговле (на 34,2%), трубопроводном (+34,2%) и железнодорожном (+42,9%) транспорте, естественных монополиях (+23,9%) и спекулятивных операциях с недвижимостью (+42,4%). При этом в обрабатывающих отраслях и высокотехнологичных производствах (станкостроение, машиностроение, приборостроение) прирост финансовых прибылей в 2,5-4 раза ниже темпов роста прибылей в сырьевых и естественных монополиях, а также в оптово-розничной торговле. Другими словами, порядка 85% всех прибылей российской экономики оседает в карманах непроизводительных секторов экономики, занятых извлечением природно-сырьевой и монополистической ренты, торгово-посреднической деятельностью и финансовыми спекуляциями. При этом наукоёмкие производства сидят на голодном пайке и едва сводят концы с концами на фоне коррупционных поборов, неподъёмных тарифов монополий, недоступных кредитов и неконтролируемого наплыва дешёвого импорта.
И не стоит удивляться тому, что в условиях, когда практически 85% прибылей концентрируется в сегменте добывающих производств, первичной обработки сырья, финансовых спекуляциях, оптово-розничной торговле и естественных монополиях, Россия остаётся сырьевой колонией Запада. У нас по-прежнему объёмы производства высокотехнологичной продукции в 3-5 раз ниже уровня 1990г., объём капитальных вложений в 7 раз ниже отметок 20-летней давности, износ основных фондов зашкаливает за 65-70%, средний срок эксплуатации мощностей превышает 30 лет, рентабельность (7-10%) в 2-3 раза ниже величины средней ставки по кредитам (18-23%), а уровень оплаты труда в 3-5 раз ниже, чем в нефтегазовом секторе и финансовых спекуляциях.
Если российские власти всё-таки действительно хотят не на словах, а на деле заниматься модернизацией экономики, и если в их понимании она не сводится к замене лампочек в подъездах, закупке новых iPad и созданию внутреннего оффшора на территории картофельного поля в Сколково, то ннеобходимо создавать реальные стимулы для межотраслевого перетока капитала из высокорентабельных спекулятивных и добывающих отраслей экономики в высокотехнологичные производства и обрабатывающую промышленность. Именно эти отрасли экономики способствуют развитию научно-технического и человеческого потенциала России, проведению комплексной модернизации и отраслевой диверсификации на базе нового технологического уклада, повышению мультипликатора добавленной стоимости и выходу из состояния средневековой колониальной архаики.
До тех пор, пока государство под красивые лозунги о «борьбе с коррупцией» и «вставании с колен» закрывает глаза на бесконтрольную распродажу природных недр, произвол монополий и повсеместные коррупционные поборы, дальше кремлёвских кабинетов идея модернизации не пойдёт. Средняя норма рентабельности в нефтегазовом секторе, добыче металлов, финансовых спекуляциях с нефтедолларами и торгово-посреднических операциях в 3-5 раз превышает доходность вложений в обрабатывающую промышленность, наукоёмкие производства, машиностроение, приборостроение и аграрный сектор. И не стоить удивляться тому, что в России объёмы выпуска высокотехнологичной продукции в 3-7 раз ниже отметок 1990г., износ основных фондов зашкаливает за 75%, уровень загрузки производственных мощностей не поднимается выше 40%, рентабельность производства в 2-3 раза ниже средней ставки по кредитам.