Госдума приняла заявление по итогам столкновений митингующих с ОМОНом 6 мая на Болотной площади, требуя наказать организаторов беспорядков и ни словом не упоминая о противоправных действиях полиции. К мнению оппозиционных фракций единороссы прислушиваться не стали, зато пригрозили лишить депутатских мандатов Дмитрия Гудкова и Илью Пономарева за участие в протестных акциях.
Обсуждение заявления Госдумы по итогам событий на Болотной площади 6 мая проходило в крайне агрессивной атмосфере. Главная идея подготовленного фракцией«Единая Россия» текста — найти и наказать организаторов беспорядков, спровоцировавших столкновения митингующих с ОМОНом. После этого митинга были задержаны около 500 человек, в том числе случайных прохожих, многие участники оказались в больницах из-за травм от полицейских дубинок. Однако о противоправных действиях полиции и излишнем применении силы в проекте заявления«Единой России» нет ни слова.
КПРФ и «Справедливая Россия» подготовили альтернативный проект заявления, в котором помимо идеи наказания тех демонстрантов, которые провоцировали драку с полицией, содержатся требования расследовать факты излишнего применения силы ОМОНом и наказать за бездействие Генпрокуратуру, оставшуюся равнодушной к сообщениям об избиении людей полицией, в том числе тех, кто в драку не лез, а пытался покинуть площадь.
В своих выступлениях единороссы показали, что ничье мнение, кроме собственного, их не интересует и что прислушиваться к оппозиции они не намерены.
Хрупкая элегантная блондинка, депутат от«Единой России» Ирина Яровая задала дискуссии крайне резкий тон с самого начала.
«Для чего делаются громкие политические заявления об избиении якобы беременной женщины, которая оказалась небеременным молодым человеком? Это сделано для того, чтобы вызвать массовые возмущения, повлиять в том числе на то, чтобы создать новые провокационные ситуации, беспорядки, — сказала Яровая и добавила, повысив голос: — Должна быть солидарная ответственность всех тех, кто привел людей на Болотную площадь, а не отдельных граждан».
Не менее агрессивным было выступление депутата-токаря, единоросса Валерия Трапезникова, в не по-пролетарски элегантном костюме, который также обвинил во всем произошедшем оппозицию, не допустив и тени сомнения в том, что власть хотя бы иногда бывает неправа.
«Когда я видел, как здоровые молодые парни атакуют омоновцев, то удивился, что ОМОН сдержался. В этом их заслуга, они дисциплинированы и профессиональны, — хвалил Трапезников московский ОМОН. — Еще у меня вызывает удивление то, что творится на Чистопрудном бульваре. Лежат, спят… У людей из регионов справедливо возникает вопрос: когда же они работают?.. Оппозиция 6 мая вышла за черту, за которой начинается беспредел… Оппозиция не умеет организовывать митинги».
Оппозиционные депутаты отвечали не менее ярко, причем коммунисты и справедливороссы держались общей линии, хотя попутно выяснилось, что проект заявления единороссов не устраивает даже более послушную воле администрации президента фракцию ЛДПР. Справедливоросс Геннадий Гудков говорил вдохновенно, перечисляя обстоятельства, по которым заявление в той форме, которую предлагают единороссы, принимать нельзя.
«Это заявление никаким нормам не соответствует. Да, организаторы беспорядков должны быть наказаны, но давайте не забывать о действиях полиции, которые также спровоцировали ситуацию, о противоправных действиях ОМОНа, причем не только 6 числа, но и в последующие дни, когда мирно гуляющих людей задерживали без всякого повода», — приводил Гудков аргументы в пользу переработки заявления.
«Мы увидели, что власть не поняла того, что требовали участники протестных акций, что она (власть) стала корежить и подменять все демократические свободы, — говорил зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин. — Надо доискиваться причины массовых выступлений граждан, а для этого нужно создать площадку для диалога с ними».
Если у «Справедливой России» и КПРФ возражения были концептуальные, то лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил в своем обычном экстравагантном стиле.«Мы не будем их (проекты постановлений) поддерживать. Нужно создать общие правила проведения мероприятий, обеспечить досуг, создать равные условия и не разрешать собираться более 500 человек», — сказал Жириновский.
Впрочем, никакие доводы на «Единую Россию» не повлияли.
Итогом дискуссии стала не доработка заявления с учетом замечаний оппозиционных фракций, а угрозы единороссов лишить мандатов депутатов Гудковых и Илью Пономарева, участвующих в протестных акциях.
Голосов единороссов с лихвой хватило для принятия их варианта заявления, несмотря на возражения всех остальных фракций.