Корреспондент «Московских новостей», изучавший ситуацию в Татарстане, пришел к выводу, что при новом муфтии Духовное управление мусульман Татарстана вышло из подчинения Совета муфтиев России, возглавляемого Равилем Гайнутдином, и повело самостоятельную политику, которую в ДУМЕР считают двойственной. С одной стороны, муфтий Файзов и его заместитель Якупов повели жесткую и искреннюю борьбу с «лесными» радикалами под лозунгами «деваххабизации мусульманского духовенства». С другой стороны, жесткий подход нынешних руководителей казанского муфтията привел к расколу в среде мусульман Татарстана. Первый зампред ДУМЕР Мухетдинов считает, что отказ от той взвешенной политики, которую вел прежний муфтий Исхаков, привел к раскачиванию ситуации. Для духовных лиц важно умение достигать цели, объединив все силы, но, к сожалению, этот курс не был выбран. Татары говорят, что отделившегося съест волк. Так, увы, и произошло.
Другие собеседники «МН» в Казани считают, что призывы к консолидации фактически прикрывают усилия лоббистских групп, успешно созданных исламскими радикалами в том числе внутри традиционных муфтиятов, в то время как реальная опасность, исходящая от подполья, растет на глазах.
В ряде населенных пунктов Татарстана и соседних регионов силовикам уже не раз приходилось проводить спецоперации против вооруженных исламистов, почти как в Ингушетии или Дагестане, а выходцы с Поволжья были даже среди военнопленных на американской базе в Гуантанамо.
Общий фон ислама в Поволжье меняется в сторону большего радикализма за счет притока мигрантов с Северного Кавказа, где даже у приверженцев традиционного ислама представления о религии отличаются от представлений, свойственных, например, Татарстану. Но Мухетдинов считает маловероятным, что за злодеянием могли стоять выходцы с Кавказа.
При этом он признает, что за терактом могли стоять представители радикального подполья, связанные с зарубежными центрами. Еще в 2011 году эмир так называемого «Имарата Кавказ» Доку Умаров своей «омрой» призвал кавказских моджахедов переселяться в Поволжье и поднимать мусульман на джихад. «Радикалы, каких бы группировок и мастей они ни были, всегда идейно подпитывались из-за рубежа. Лишь после массового выезда «на учебу» в зарубежные страны мы стали сталкиваться с внешними угрозами», — отмечает Мухетдинов. По его мнению, «есть силы, которым невыгодно, чтобы в центре России, в крупном нефтедобывающем регионе, в самом крупном мусульманском регионе, были мир и стабильность».