Буквально на днях экономисты из Bank of America и МВФ в очередной раз напомнили о себе, посоветовав российским властям в лучших традициях «бурных 90-х» остановить рост зарплат в экономике, пока она не «перегрелась». Как это часто и бывает, вслед за представителями транснационального капитала и «вашингтонскими мальчиками» из МВФ, обслуживающими интересы ТНК и международных банков, за это дело взялись отечественные либералы — эксперты из Центра развития НИУ Высшей школы экономики Валерий Миронов и Дарья Авдеева.
Вместо обсуждения реальных проблем российской экономики (повсеместного произвола монополий, хронического дефицита денежного предложения, неподъёмных ставок по кредитам, безудержного удорожания ГСМ и тарифов естественных монополий, чрезмерной имущетсвенной дифференциации общества, регрессивной шкалы налогообложения НДФЛ и социальных платежей, низкой собираемости налогов, беспрецедентного вывоза капитала, отсуствия адекватно поддержки отечественной обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства со стороны государства и т.д.), российские «гайдаровцы», выступающие штурмовой пехотой транснациональных корпораций и международных банков, снова заговорили о непозволительно высоких темпах роста доходов населения.
Как это и свойственно российским либералам и идейным последователям Гайдара, они в очередной раз принялись перекладывать проблемы с больной головы правительства и олигархов на здоровую голову рядовых граждан и бюджетников. ВШЭ обещает России в ближайшей перспективе глубокий социальный кризис в случае, если зарплаты будут расти теми «катастрофическими темпами», которыми они якобы росли на протяжении последних лет.
По их мнению, это повысит издержки отечественных товаропроизводителей и сделает российскую экономику неконкурентоспособной, за что расплачиваться придется всем гражданам России. Вариантов останется всего два. В лучшем случае — внутренняя девальвация рубля. В худшем — для спасения экономики властям придется предпринимать то же самое, что сейчас заставляют делать Грецию. Просто резать зарплаты населению в номинальном выражении. Но всем известно, что снижение номинальных заработных плат чревато социальными конфликтами, по сравнению с которыми нынешние противостояния власти и оппозиции покажутся цветочками.
России грозит судьба не Греции, а Зимбабве и Ангола, ставшими сырьевыми колониями транснационального капитала
Ситуации в Греции и России имеют некоторые общие черты. Но российская экономика сильно отличается. И сравнивать ее с Грецией неправильно. На фоне угасания деловой, производственной и инвестиционной активности в России, ни о каком «перегреве» и речи быть не может.За последние три с половиной года российская экономика, по сути дела, уже скатилась в рецессию. В марте – апреле текущего года Росстат и Минэкономразвития впервые зафиксировали снижение ВВП России и промышленного роста, и такая же ситуация продолжилась в июне. Так что здесь, скорее, можно говорить об обратном процессе — беспрецедентном за последние 3,5 года обвале деловой активности в России и развале паразитической модели «экономики трубы», при которой даже стабильно высокие и растущие цены на нефть не в силах тащить на себе отечественную деиндустриализированную экономику, парализованную судорогой коррупции и произволом монополий.
Что касается заработных плат, то по официальным данным Росстата, начиная с 2000 года, они выросли в 10-11 раз — с 2,2 до 22,5 тыс. рублей. Казалось бы, этому можно порадоваться и именно об этих успехах на всех выборах рапортуют нынешние власти. Однако согласно данным того же Росстата, за эти же 11 лет построения «сувенирной демократии» тарифы на услуги ЖКХ, на транспортные перевозки, газ, ГСМ и электроэнергию выросли в 13-15 раз. Но это только официальные анные. По оценкам независимых экспертов, в частности бывшего главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры, тарифы на услуги естественных монополий, газ и ЖКХ подскочили в 15-25 раз. Поэтому весь номинальный рост зарплат населения целиком перешел в карманы естественных монополистов, и рядовым гражданам даже пришлось «приплатить» за хроническое нежеание коррумпированных чиновников ограничивать аппетиты монополистов всех мастей.
В итоге, речь идет не о реальном росте заработных плат населения, а об элементарном перекладывании денег из кармана государства в карманы госмонополистов транзитом через кошельки пенсионеров, рабочих и бюджетников. Именно благодаря этому сегодня «Газпром», РЖД и прочие могут рапортовать о рекордных прибылях, что в любой другой стране уже давно стало бы серьёзным поводом для масштабных антимонопольных и антикоррупционных проверок.
Выходит, что никаких избыточных зарплат граждане России за последние 11 лет так и не получили. Это становится ещё очевидней, принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент только по официальным данным Росстата более 11% работающего населения России имеют трудовые доходы ниже даже искусственно заниженного в 2,5 раза прожиточного минимума, — в 6,2 тыс. рублей.
К тому же реальный уровень безработицы в разы превышает ее официальную «политкорректную» оценку и достигает 17,5%. А с учетом простоев на производстве, неполной трудовой занятости и неоплачиваемых отпусков, безработица и вовсе зашкаливает за 20%. И в этом смысле ситуация в России вполне сопоставима с дефолтной Грецией, где только по официальным данным четверть экономически активного населения не может найти даже временную работу, а среди молодёжи норма безработица превышает 52%. Однако даже этот мизерный уровень доходов, в принципе не позволяющий даже элементарно выжить и свести концы с концами в условиях перманентно дорожающего на 10-15% продовольствия и ценового шантажа монополий и ЖКХ, не гарантируется нынешними властями.
Власти России не хотят гарантировать населению право даже на выживание
По итогам четвертого квартала 2011 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) оказался ниже величины прожиточного минимума на 31,3% и едва дотянул до 4611 рублей. А ведь нужно отдавать себе отчет в том, что от показателя МРОТ зависит величина целого ряда социально значимых показателей, начиная от размера поддержки многодетных семей и пенсионеров, и заканчивая заработной платой бюджетников и социальными пособиями. И не стоит удивляться, что у нас доходы бюджетников на 15-30% ниже средней заработной платы по России. Тогда как в сфере финансовых спекуляций они зашкаливают за 260%, а в добывающих секторах и нефтепереработке составляют более 210%.
До тех пор, пока норма рентабельности в обрабатывающих производствах и наукоёмких отраслях промышленности в 5-7 раз ниже рентабельности в добывающих секторах и финансовых спекуляцийях, а заработная плата учителей и учёных в 3-5 раз ниже средней заработной платы в государственном секторе и сырьевых производствах, можно смело забыть про любую модернизацию и смириться со статусом сырьевой колонии Запада.
Нищета в России снижается только на бумаге
Росстат в очередной раз удивил экспертов, когда в разгар предвыборного сезона совершенно неожиданным образом по итогам 2011 года умудрился за счет статистических манипуляций добиться снижения численности населения, находящегося за чертой бедности — с 22,9 до 13,7 млн человек. Или с 16,1% до 9,7% от всей численности населения. При этом совершенно удивительным оказался сам повод, позволивший статистическому ведомству отчитаться об улучшении ситуации с бедностью. Эксперты Росстата в силу повышенной политкорректности просто взяли и понизили величину прожиточного минимума на 4% — с 6473 до 6209 рублей.
При этом никто из правительственных чиновников и экспертов Росстата в принципе не смог объяснить, каким образом могло произойти снижение стоимости жизни в России. В условиях, когда даже по официальной статистике потребительские цены за аналогичный период выросли на 6,1%, продовольствие подорожало на 10%, цены производителей подскочили на 12%, а тарифы естественных монополий выросли на 18%.
Не особенно улучшается и ситуация с доходами населения. Напомним, что на протяжении 10 месяцев 2011 года реальные располагаемые доходы населения снижались на 0,5-1,5%. И лишь накануне выборов, благодаря бесконтрольному вливанию 2,5 трлн. бюджетных рублей, даже с учётом в разы заниженной оценки инфляции реальные доходы российских граждан выросли на 0,8%. Если не считать среднюю температуру по больнице и прекратить суммировать сверхдоходы российских олигархов, монополистов и коррумпированных чиновников с нищенскими заработными платами 60% населения страны и граничащими с социальным геноцидом пенсиями, то уровень жизни подавляющей части населения России снизился на 6-10%.
Выходит, вместо того, чтобы создавать рабочие места в несырьевых секторах экономики, стимулировать предпринимательскую деятельность и ограничить ценовой беспредел монополий, власти занимаются статистическими манипуляциями и приукрашиванием действительности. И не удивительно, что в конце года мы увидели резкий всплеск гражданской активности и социальных протестов — люди устали выживать в условиях криминально-олигархического паханата, когда узкая группа лиц паразитирует на природных ресурсах и бюджете страны, а все остальные сидят впроголодь.
Реальный уровень бедности превышает официальную оценку Росстата в 3-5 раз.
Дело в том, что только по официальным данным Росстата более 55% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тыс. рублей. Да, с формальной точки зрения это превышает официальный прожиточный минимум в 6,2 тыс. рублей. Но, во-первых, 11% работников не получают даже этого минимума. А, во-вторых, чисто теоретически нельзя даже элементарно выжить на эту искусственно заниженную величину прожиточного минимума. С учетом повсеместных коррупционных поборов, скрытой приватизации бюджетной сферы, безудержного роста тарифов естественных монополий и транспорта, а также роста платности услуг медицины, образования, социальной помощи и так далее, даже этих 15 тыс. рублей в принципе недостаточно для нормального воспроизводства населения и развития человеческого потенциала.
Можно смело согласиться с результатами исследования Института социологии РАН, согласно которым порядка 60% населения России по структуре потребительской корзины и количеству потребляемых благ либо являются бедными, либо находятся за чертой бедности. И все это происходит несмотря на колоссальный приток нефтедолларов в Россию, превысивший за период с начала 2000 года отметку в 3,1 трлн долларов.
Беда России и низкая эффективность экономики не в простых людях, а в паразитической модели сырьевой «экономики трубы», коррупции и низкой квалификации чиновников
Повышать зарплаты нашему нищему населению не только можно, но даже нужно. Особенно если посмотреть на такой макроэкономический показатель, как доля заработной платы в ВВП страны. В России, несмотря на одиннадцать лет роста, доля зарплат в ВВП не превышает 55%. Тогда как в развитых странах, таких как США и Япония, этот показатель достигает 75% и выше. Так что в России колоссальная недоплата работающему населению. К тому же, если посмотреть затраты российских предприятий на оплату труда, то даже в крупнейших сырьевых компаниях, таких как «Газпром», они не превышают 20-25% от стоимости произведенной продукции, тогда как в США, ЕС, Японии и «азиатских тиграх» на долю заработной платы приходится свыше 50% всех издержек производства.
В отличие от широко распространённого ещё в период «либерального погрома» и псевдорыночных преобразований 90-х годов мифа российских либералов относительно низкой производительности труда и проф непригодности российских рабочих, проблемы России не в кривых руках работников, а в извращённом целеполагании российских чиновников и хроническом нежелании олигархов проводить модернизацию производственных мощностей, незаконно захваченных ими ещё 15 лет назад в ходе кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации. Если посмотреть на официальные данные того же Росстата, то можно легко заметить, что российские машинисты метрополитена перевозят такое же количество пассажиров, что и их британские коллеги, а врачи в российских больницах обслуживают в 2-3 раза больше пациентов, чем их коллеги в США.
Совершенно непонятно, какие претензии могут быть к простым рабочим Автоваза, если его руководство вместо развития производства и налаживания выпуска новых моделей автомобилей занимается хищением государственных средств, выплатой себе многомиллиардных бонусов и «золотых парашютов», а также выстраиванием цепочек фирм-однодневок для хищения прибылей компании. Да, энергоёмкость ВВП России в 4-7 раз превышает аналогичный показатель в США, ЕС, Японии и даже Скандинавских странах.
Однако ключевым фактором неэффективности является колоссальный износ производственных мощностей (свыше 60%), аварийное состояние базовой инфраструктуры (износ свыше 80-85%), дефицит энергомощностей, неподъёмные ставки по кредитам (в 2-3 раза превышающие рентабельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве), повсеместный произвол монополий, безудержный рост цен на ГСМ, газ и ЖКХ (на 15-20%), коррупционные поборы (до 20-25% в цене продукта) и удушающая любую производительную деятельность налоговая система.
И претензии нужно предъявлять к российским чиновникам, воспринимающим государственную службу как источник незаконного обогащения и не желающим исполнять свои служебные обязанности по развитию экономики, а также к олигархам, которые по-прежнему рассматривают Россию как трофейное пространство по выкачиванию сверхприбылей в оффшоры и вместо модернизации производства в спешном порядке выводят нефтедоллары в фешенебельные страны.