newsru.com
View the full image
В недрах Госдумы созрел очередной охранительный закон, на этот раз депутаты решили ограничить критику партий. Инициатива, вводящая новую статью в Уголовный кодекс, уже получила одобрение Центризбиркома.
Как сообщает в субботнем номере «Коммерсант», поправки к закону о рекламе готовит глава думского комитета по информполитике Алексей Митрофанов.
За распространение информации, которая наносит вред репутации партийцев, можно будет получить срок до пяти лет, а контроль за политической рекламой и в межвыборный период будет возложен на Центризбирком.
В ЦИК «Коммерсанту» заявили, что вопрос о политрекламе «давно назрел». В случае принятия закона ЦИК будет регламентировать и контролировать порядок распространения политической рекламы, создавать условия для обеспечения равенства прав партий на распространение политической рекламы. По предварительному варианту законопроекта, Центризбирком получит право на «ограничение сроков распространения» и «ограничение перечня организаций и индивидуальных предпринимателей на распространение политической рекламы».
Как пояснил изданию Митрофанов, «все, что касается использования политической рекламы во время избирательной кампании, отрегулировано законом, а то, что вне избирательной кампании, — это пустота, лакуна в законодательстве».
Поправки, которые ликвидируют этот пробел, он уже подготовил, но вносить в Госдуму до обсуждения с другими депутатами не торопится. Проект предполагает появление в законе «О рекламе» отдельной главы «Особенности использования политической рекламы» и термина «политической рекламы» как специфического «вида агитации» — распространение сведений «о политических взглядах и концепциях» с целью «формирования общественного мнения» в пользу политических партий или избирательных объединений.
В КПРФ, комментируя нововведение, заявили, что под определение рекламы будет подгоняться «вся политическая деятельность партий» и это грозит «тотальным запретом» на критику партии власти.
При этом Митрофанов предлагает разрешить рекламу не только на стандартных носителях, таких как СМИ, общественный транспорт и рекламные конструкции, но и в детских, образовательных, медицинских и культурно-спортивных учреждениях. Правда, в последних размещать политическую рекламу следует только «по согласованию» с органами власти и с оговоркой: «запрещается обращение к несовершеннолетним детям и использование их образов».
Сейчас ст. 56 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» запрещает кандидатам во время предвыборной кампании распространять информацию о конкурентах в сочетании с «негативными комментариями». Норму, которая не допускает критики политических противников перед выборами, Алексей Митрофанов предлагает распространить и на межвыборный период.
До пяти лет
Запрет на «распространение информации с негативными комментариями о политической партии, избирательном объединении или избирательном блоке» будет действовать наравне с запретом на «распространение ложных сведений и информации, оскорбляющих честь и достоинство членов политических партий» и наносящих ущерб репутации партий. В законопроекте есть и еще одно условие: «политическая реклама не должна производить впечатление дорогостоящей и агрессивной, побуждать к насилию и жестокости и совершению противоправных действий».
За распространение ложной информации, которая оскорбляет честь и достоинство партийцев, депутат предлагает наказывать как за преступление. Для этого он предложил ввести в УК новую статью 141.2 — «Изготовление и (или) распространение ложных сведений в политической рекламе».
Если гражданин нанесет ущерб репутации партии, ему может грозить штраф до 200 тыс. рублей или исправительные работы сроком до одного года. А если преступление совершено организованной группой, то приговор может составить от двух до пяти лет лишения свободы.