В последнее время в партии и обществе остро обсуждаются вопросы соотношения национально-освободительной и классовой борьбы в России, обсуждаются бурные процессы, происходящие в мире, и причины их вызывающие. на суд читателя предлагаю свой взгляд на эту проблему.
Возможно, грамотному и искушенному в этих вопросах читателю такая постановка проблемы покажется спорной или упрощенной, но кому-то, возможно, такой подход поможет систематизировать понимание тех процессов, которые сейчас происходят в стране и мире.
Череда экономических кризисов, революций и революционных ситуаций в начале двадцатого века показали возросшую силу рабочего класса и превращение его в революционный класс. Усиление общественного характера производства и интенсивно развивающиеся производственные силы уперлись в скорлупу несоответствующих им производственных отношений и готовы были взломать эту «скорлупу». Для предотвращения такого развития и сохранения буржуазной системы капиталисты были вынуждены придать этой «скорлупе» более эластичный характер, позволяющий некоторым иллюзорным смягчением эксплуатации снять напряжение в указанном конфликте.
Однако даже у эластичного материала есть предел прочности и не исключено, что сложившийся в настоящий момент кризис как раз и характеризует этот предел. После реставрации капитализма в России буржуазные идеологи решили уйти от кризиса и революционной ситуации иным путем. Вместо растягивания «скорлупы» они заставили усыхать «птенца». Деиндустриализация страны, сокращение численности рабочего класса и снижение его организованности действительно отодвинули страну от революционной ситуации. Ради сохранения своей власти и своих доходов российские олигархи готовы идти на снижение производства, уничтожение производственного и научного потенциала. Казалось бы, парадоксальная ситуация: в странах Запада промышленные корпорации и работающие в них правительства стремятся развивать и совершенствовать их производства, в России же приватизированные предприятия в большинстве своем тут же разворовывают и уничтожают в угоду западным конкурентам. Этот парадокс обусловлен тем, что наше правительство и наша буржуазия, на мой взгляд, в отличие от западных, не являются национальными правительством и буржуазией. Фактически, как это отмечено в докладе, в стране компрадорское правительство, захватившее страну-конкурента и планомерно её уничтожающее. Таким образом, на передний план в настоящий момент выходит не столько борьба разобщенного и деморализованного рабочего класса страны против эксплуатации со стороны доморощенных капиталистов, сколько национально-освободительная борьба российского народа против колониального режима. И в первую очередь русского народа, как носителя традиций и духа коллективизма, а главное — национального, государственного интереса.
Вместе с тем классовая борьба не уходит на второй план. Наоборот, она не только обостряется, но и приобретает глобальный характер. Сейчас граница между эксплуататорами и эксплуатируемыми лежит уже не внутри государств, а четко совпадает с государственными границами между странами «золотого миллиарда» и остальной частью населения мира. Иначе как оценить ситуацию, когда пособие по безработице в тех же Швеции, США или Германии выше, чем зарплата квалифицированного рабочего на заводах Вольво, Форд или Мерседес в России или где-нибудь в африканской стране. По сути дела, безработный швед посредством транснациональных корпораций эксплуатирует рабочих стран третьего мира, а страны Запада на какой-то период обезопасили себя от революций внутри этих стран. И когда нам говорят, что война между восточным миром, будь то Ирак, Ливия, Сирия, … Китай или Белоруссия, и Западным миром — это война цивилизаций, мы должны четко понимать, что это лишь иная, возможно, вульгарная, но не менее объективная форма мировой революции, которая в любой момент в результате того же экономического кризиса может перерасти в мировую войну, о чем нас ещё в XIX веке предупреждал Маркс и чьи предсказания уже дважды сбывались. Но необходимо помнить, что третья мировая будет с ядерным оружием. Это осознанно или подсознательно понимают многие на Западе. Именно поэтому так ширится движение антиглобалистов, которые требуют не больше не меньше, как выравнивания уровня жизни в разных странах, прощения долгов странам третьего мира, свободного распространения информации и достижений науки. По сути, эти движения можно смело причислять к тем же вульгарным коммунистам, требующим от каждого по способностям, каждому по потребностям в межгосударственном масштабе.
Именно потому, что практически всё российское общество находится в состоянии той или иной степени эксплуатации, очень тяжело выделить социальную базу коммунистического движения. Если отбросить чиновников и олигархов, выкачивающих капитал за границу, идеологов, их обслуживающих, в общем, тех, кто способствует сохранению колониального режима в России, социальной базой национально-освободительной да и классовой борьбы (борьбы против эксплуатации) становится любой россиянин, будь то рабочий, бюджетник, военнослужащий, студент, да и предприниматели, осознавшие эту ситуацию. Именно поэтому невозможно разделить борьбу классовую и национально-освободительную.
И не стоит строить иллюзии либерально настроенной части «белых воротничков» в той же Москве, что Россия сможет войти в «золотой миллиард». Так и хочется им сказать словами одного из героев фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»: «Ты бая ругаешь, а сам баем хочешь стать». Для тех же, для кого доводы морали менее значимы, нежели сухой расчет, напомню: войти в «золотой миллиард» эксплуататоров можно лишь в том случае, если кого-то из него вытолкнуть. А за всю историю человечества такой передел происходил лишь в результате мировых войн, памятуя о которых колониальный режим России уничтожает отечественные науку и армию.
Вспомним: наивысший расцвет Римской империи, главенствующей в мире варваров, будь то расцвет административный, культурный, научный и т.д., был накануне её гибели. Один легионер мог уничтожить сотню варваров, один морпех — сотню талибов, но что делать, когда появляется сто первый? Тогда не помогают ни частоколы, ни шенгенские визы, ни авианосцы, тогда рушат храмы богов, и на улицах Парижа жгут машины, и арабы убивают дипломатов. Тогда гибнут цивилизации, а мир откатывается на тысячелетия назад в варварские времена. В ядерном мире такой откат может вернуть нас куда как в более ранний период.
Перефразируя Маркса, осмелюсь заявить, что у капиталистов нет чувства самосохранения, если перед ними маячат 300% прибыли, и ради сохранения своего капитала они готовы подпалить весь мир. Поэтому именно на коммунистах лежит миссия и ответственность — сохранить мир.
А. АНИДАЛОВ, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ